Дидактические игры и наглядные пособия в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на музыкальных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

Основными задачами данной работы являются:
- изучение наиболее значимых вопросов, раскрывающих особенности музыкально-дидактических игр;
- сравнение взглядов известных музыкантов-педагогов на дидактическую игру;
- соотнесение полученной информации с возможностями детей ЗПР и особенностями работы с ними в ходе музыкальных занятий.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы использования дидактических игр в рабо¬те с дошкольниками
1.1. Психолого - педагогические особенности детей с ЗПР 5
1.2 Обоснование необходимости использования дидактических игр и
наглядностей в работе с детьми с ЗПР. 6
1.3.Структура дидактической игры 7
1.4. Особенности и виды музыкально - дидактической игры: восприятие
звуковысотности, ритма, динамики, тембра. 9
1.5. Методика освоения музыкально-дидактической игры 11
1.6.Роль наглядных пособий в процессе восприятия музыки 11
2. Изучение проблемы использования дидактических игр ведущи¬ми педагогами - музыкантами.
2.1. Н.Г.Кононова о роли игры в развитии певческих навыков и в само¬-
стоятельной деятельности. 13
2.2. М.А.Михайлова о развитии музыкальной восприимчивости
с помощью игры. 14
2.3. Методические пособия по музыкально-дидактическим и музыкаль-¬
но-развивающим играм А.Н.Зиминой и В.А.Шейн. 15
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат Надежда Константиновна.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Важно также научить детей определять высокий и низкий регистры звучания. Даже простые термины «высокий» и «низкий» звук, «выше» и «ниже» даются детям с трудом.

Восприятие ритма: различение акцентов как средства выразительности в музыке и простых ритмических рисунков. В сравнении с другими видами восприятия, ритмическое не вызывает у детей с ЗПР больших осложнений, хотя и здесь необходима большая работа. Перед детьми должно отчетливо выступать ритмическое оформление мелодии. Для этого рекомендуется прохлопать с ними ритмический рисунок, выложить его на фланелеграфе или ритмическом панно и т.д.

Восприятие тембра. Различение выразительного звучания контрастных инструментов (колокольчики, дудочка, фортепиано, флейта, барабан и т.д.) Дети знакомятся с еще одной особенностью музыкальной речи - тембровой окрашенностью звучания.

Восприятие динамики. Различение выразительных возможностей 3-4-х динамических оттенков: f (форте-громко),rnf {меццо форте-умеренно громко), mp (меццо пиано-умеренно тихо) и р (пиано-тихо). Дети с ЗПР в большинстве не могут справиться с предполагаемой нагрузкой и максимум, который они усваивают - три динамических оттенка: громко, умеренно громко и тихо. Различение усиления или ослабления звучания для этих детей является трудновыполнимой задачей в силу тех или иных заболеваний.

 

1.5.Методика освоения музыкально-дидактической игры.

Музыкально-дидактическая  игра - эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха у детей 4-7 лет. Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр, о котором пишут Л.Н.Комиссарова и Э.П.Костина.

На  первом этапе дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры.

На втором этапе  дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

На  третьем этапе осуществляется перенос  полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя.

На  четвертом этапе дети самостоятельно используют настольные музыкально-дидактические игры.

Для того, чтобы игры проводились систематически и планомерно, на каждый этап отводится примерно по две недели. Время, затраченное на одном занятии для игры, не должно превышать 2-4 минуты. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности (3-й и 4-й этапы), регламентируются режимом дня.

1.6.Роль наглядных пособий в  процессе восприятия музыки.

В современной  педагогике под наглядными пособиями  понимают такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для улучшения усвоения учебного материала. В книге Л.Н.Комиссаровой и Э.П.Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» авторы предлагают использовать в работе как музыкально-дидактические пособия, предназначенные для развития музыкального восприятия, так и музыкально - дидактические игры, особенностями которых является применение их на занятии и в самостоятельной деятельности детей. Подробно раскрывается методика использования наглядных пособий. К ним относятся различные картинки, рисунки, муляжи, схемы, диафильмы, кино- и телефильмы. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовления, назначению. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Наглядные пособия должны отвечать всем современным критериям, выполненным в наглядно-образной форме, содержать элемент игры, по конструкции и технологии быть простыми, удобными и доступными, эстетически правильно и грамотно оформленными. Наглядные пособия условно разделяются на три группы.

К первой группе относятся такие пособия, которые дают детям представление о характере музыки (веселая, грустная) и музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Ко  второй группе относятся пособия, цель которых - дать представление о содержании музыки и о музыкальных образах («Выбери инструмент», «Узнай сказку», «Подбери картинку» и др.).

Третья группа состоит из пособий, которые формируют  у детей представления о средствах музыкальной выразительности («Карусель», «Музыкальный домик», «Кого встретил Колобок» и т.д.).

Необходимо  предварительно познакомить с каждым пособием, объяснить задание, которое может выполняться как одним ребенком, так и всей группой или подгруппой.

Как показала практика, систематическое применение пособий  вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Для детей с ЗПР наглядное пособие - неоценимый помощник в восприятии музыки. Благодаря наглядным средствам ребенку легче найти правильный ответ о характере музыки, выбрать нужную картингу, соответствующую музыкальному настроению, дать правильную речевую характеристику средствам музыкальной выразительности.

2.Изучение проблемы использования  дидактических игр ведущими педагогами — музыкантами.

2.1. Н.Г.Кононова о роли игры  в развитии певческих навыков  и в самостоятельной деятельности.

В своей  книге «Музыкально-дидактические  игры для дошкольников» Н.Г. Кононова подробно исследует методику дидактических игр и предлагает их использовать во всех видах на музыкальных занятиях. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Песня звучит на утренниках, развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях. Научить детей петь выразительно, непринужденно, правильно брать дыхание между фразами и удерживать его до конца фразы - вот задача музыкально-дидактической игры. Постепенно дети начинают понимать - чтобы передать то или иное настроение песни, надо исполнять их по-разному: одни петь отрывисто или протяжно, другие - легко или напевно. Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальных занятиях до разучивания какой-либо песни. Н.Г.Кононова рекомендует педагогам детских садов использовать в своей работе «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной. Следует сказать о большой ценности этого сборника в музыкальном развитии детей. Здесь подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному, а яркие иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте и длительности, Ценно и то, что все задания в букваре даны в игровой форме, а следовательно, они доступны детям.

Н.Г.Кононова основное назначение музыкально-дидактических игр видела не только в формировании музыкальных способностей на занятии, но и применение их, и использование детьми в самостоятельной деятельности. Педагогическая ценность игр в том, что они обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию и различению основных свойств музыкального звука. Перед ребенком открывается путь применения полученных знаний а жизненной практике. Виды самостоятельной деятельности ребенка разнообразны. В свободное время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, концерты. Однако, в работе с детьми с ЗПР использование дидактических игр в самостоятельной деятельности представляет некоторые трудности. Дети не могут в полной мере организовать даже хорошо усвоенную игру из - за нарушения активного внимания, отставания в развитии мыслительных операций. Дошкольники испытывают затруднения на любом этапе построения игры, поэтому помощь педагога необходима. При его поддержке становится возможным развитие и ход игры, но при условии, если сам воспитатель обладает элементарным музыкальным образованием: владеет техникой игры на музыкальных инструментах, чувством ритма, правильной интонацией и т.д.

 

 

 

2.2. М.А.Михайлова   о развитии музыкальной восприимчивости с помощью игры.

В процессе слушания дети знакомятся с инструментальными  и вокальными произведениями разного характера. Они переживают, испытывают определенные чувства. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к играм. Через игру ребенку предлагается войти в волшебный мир звуков. «Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться» (с.60).

М.А.Михайлова  считает, что ребенка необходимо научить распознавать не только музыкальные, но и все звуки окружающего мира. В тот момент, когда у ребенка закрыты глаза, можно произвести некоторые шумы (скомкать лист бумаги, скрипнуть дверью, провести карандашом по стеклу окна и т.д.), а потом предложить ребенку определить, какие звуки он слышал.

Автор стремится  развить музыкальную восприимчивость  детей во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, в пении, в движении. Очень интересны, поучительны и должны взяться педагогом на заметку так называемые «игры со словом». Они помогают развить у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение. Так как в основе игры русские народные тексты, то они легко запоминаются и дети выполняют движения в соответствии с текстом, в нужном ритме и темпе.

Но  особенный акцент автор делает на таком виде деятельности, как творчество в процессе восприятия музыки. М.А.Михайлова предлагает увлекательные по содержанию игры, направленные на пробуждение фантазии ребенка. Свои ассоциации при прослушивании музыки он может выразить на бумаге в виде цветовых композиций, орнаментов, коллажей. Этот прием вполне применим в работе с детьми с ЗПР. Например, в игре «Колокольчик под дугой» дети с интересом слушают музыкальные части произведения различной динамики (тихо, умеренно громко, громко) и выкладывают на фланелеграфе колокольчики соответственно белого, голубого и синего цвета.

Занятия по слушанию музыки М.А.Михайлова рекомендует  проводить в виде сказки-рассказа, где все музыкальные эпизоды увязаны в некое целое увлекательным литературным сюжетом. В работе с детьми с ЗПР это помогает преодолевать трудности в процессе восприятия музыки.

2.3 Методические пособия по музыкально-дидактическим  и музыкально-развивающим играм А.Н.Зиминой и В А.Шейн.

А.Н.Зимина в сборнике игр «Большой хоровод» в своем вступлении различает музыкально - дидактические упражнения и музыкально - дидактические игры. Упражнениям она придает большое значение, так как «в ходе этих упражнений дети учатся различать направление звука, последовательность смены звука, силы звуков, тембр различных музыкальных инструментов и голоса людей». В качестве примеров упражнений автор называет: «Где звучит?», «Высокие и низкие звуки», «Кто в домике живет?» и т.д. Она рекомендует посвящать упражнениям некоторое время в начале каждого занятия. К музыкально - дидактическим играм по ее мнению, можно приступать тогда, когда у детей есть некоторый уровень музыкального развития. Отличительной чертой сборника является классификация дидактических игр с учетом возрастных особенностей детей. Детям младшего дошкольного возраста рекомендуется проведение музыкально - дидактических действий и упражнений по заданиям педагога, В этом возрасте необходимо разнообразие наглядных пособий. В старшем дошкольном возрасте дети могут не только выполнять, но и сами создавать музыкально - дидактические игры, некоторые из них переносить в повседневную жизнь.

Сборник сценариев музыкально - развивающих  игр «Гамма» В.А.Шейн вышел в свет в 2002 году. Особенностью сборника является объединение нескольких игр в один стихотворный сценарий. Таким образом, получается небольшое театрализованное представление, в котором принимают участие сами дети. Предлагаемые игры развивают у детей мелодический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, стимулируют индивидуальное и коллективное детское творчество. Однако игровые сценарии адресуются дошкольникам, уже знакомых с элементами музыкальной грамоты. Здесь вводятся следующие понятия: длительность нот, такт, пауза, ритм и динамика. Для детей с ЗПР сами эти понятия являются трудными в усвоении, и поэтому введение такого сценария в работу представляется преждевременным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, все дидактические игры направлены на развитие музыкальных способностей детей, являются эффективнейшим средством музыкального воспитания. Они формируют такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, сопоставление. Зрительная наглядность в сочетании со слуховым восприятием, тактильные ощущения помогают детям получать первые представления об особенностях музыкального языка. Музыкально-дидактические игры предполагают и помогают дальнейшему развитию музыкальных способностей дошкольников, а также способствуют активному протеканию умственных операций. Все это влияет не только на музыкальную, но и на психическую деятельность детей. Помочь ребенку понять и осмыслить язык прекрасного, воспитать в нем настоящего ценителя музыки — не это ли главное для нас, музыкантов-педагогов?

Ценность  музыкально-дидактических игр заключается  еще и в том, что их можно использовать практически везде: на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, а также в свободное от занятий время: в самостоятельной деятельности, на прогулке, дома, при условии, что рядом находится чуткий грамотный педагог - взрослый.

Изучив  наиболее важные вопросы, где раскрываются особенности музыкально - дидактических игр, сравнивая и обобщая различные точки зрения музыкантов - педагогов на дидактические игры, хочется с уверенностью сказать о необходимости применения игр в работе с детьми с ЗПР.

Регулярное  использование в практической работе музыкально-дидактических игр приносит свои положительные результаты - у детей появляется желание занижаться музыкой. Казалось бы, самые малообщительные, замкнутые дети постепенно вовлекаются в занятие, играя, обучаются и, тем самым, приобретают уверенность в своих силах, творческую радость.

 

 

 

Информация о работе Дидактические игры и наглядные пособия в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития на музыкальных занятиях