Медиаобразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать проблемы средств массовой коммуникации в России и возможные пути внедрения медиаобразования в современный образовательный процесс.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие и история медиаобразования. 5
1.1. Понятие медиаобразования 5
1.2. Зарождение медиаобразования в России 7
2. Медиаобразование на современном этапе. 15
2.1. Содержание медиаобразования. 15
2.2. Проблемы медиаобразования. 19
3. Внедрение медиаобразование в современную педагогику. 22
Заключение. 24
Список источников. 26

Файлы: 1 файл

Медиавоспитание.docx

— 54.42 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

Введение. 3

1. Понятие и история медиаобразования. 5

1.1. Понятие медиаобразования 5

1.2. Зарождение медиаобразования в России 7

2. Медиаобразование на современном этапе. 15

2.1. Содержание медиаобразования. 15

2.2. Проблемы медиаобразования. 19

3. Внедрение медиаобразование в современную педагогику. 22

Заключение. 24

Список источников. 26 

 

Введение.

 

    Наступивший XXI век уже в конце прошлого столетия стал называться "эпохой информации", т.к. в XX веке роль информации непрерывно возрастала и приобретала важнейшее   значение в развитии общества, в прогрессе  экономики, науки, техники и культуры. Однако XXI век называют не просто "эпохой информации", а, более того - "веком глобального информационного общества". В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности.

    В современных городах контакты человека с медиа превышают одиннадцать  часов в день, телевизор включен  в квартирах/домах в среднем  7 часов 38 минут ежедневно, а дети от двух до двенадцати лет в среднем  смотрят телевизор 25 часов в неделю. По данным  Национального союза семейных ассоциаций  (UNAF - Union National des Associations Familiales), несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа качественного времени (то есть периода бодрствования) с родителями и 850 часов - с учителями, в то время как на контакты с различными экранными медиа у детей отводится 1400 часов.

    Таким образом, медиа (средства коммуникации) с каждым годом играют все большую  роль в жизни людей и в образовательном  процессе. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение  к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной  информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия  на психику, овладевать способами общения  на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

    Подобное  обучение необходимо, так как оно стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит  к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека.

    Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

    Объектом  данного исследования является явление медиаобразования в России.

    Предмет исследования – возможность развития и внедрения медиаобразования в современном образовании

    Проблема, которая изучается в данном курсовом проекте, - это недостаточное понимание современным обществом проблем медиаобразования и важности внедрения подобных программ в современный образовательный процесс

    Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать проблемы средств массовой коммуникации в России и возможные пути внедрения медиаобразования в современный образовательный процесс.

 

  1. Понятие и история медиаобразования.
    1. Понятие медиаобразования
 

    Медиаобразование (англ. media education, от лат. media - средства), направление в педагогике, выступающее за изучение "закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств".

    Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры.

    Оксфордская энциклопедия, определяет медиаобразование как "изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование (media education) связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)". Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с  гражданской ответственностью.

    Основные  направления медиаобразования:

    1. медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интренет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

    2.образование  будущих педагогов в университетах,  педагогических институтах, повышение  квалификации преподавателей ВУЗов  и школ в рамках  курсов по медиакультуре;

    3.медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

    4.медиаобразование  в учреждениях дополнительного  образования и досуговых центрах  (домах культуры, центрах внешкольной  работы, эстетического и художественного  воспитания, клубах и т.д.);

    5. дистанционное медиаобразование  школьников, студентов и взрослых  с помощью телевидения, радио,  сети Интернет;

    6.самостоятельное  и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться  в течение всей жизни человека).

    В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчеркивалась важность и поддержка медиаобразования (конференции  ЮНЕСКО в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002 и др.). В рекомендациях ЮНЕСКО 2002 года отмечается, что "медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального  образования и самообразования в течение всей жизни человека".

    Проблема  защиты человеческого сознания от манипулирования  им СМИ постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию  подготовки людей к жизни в  информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования  медиаобразовательной подготовки школьников и студентов можно рассматривать  и как антигуманный.

    1. Зарождение  медиаобразования в  России
 

    Уже в первые годы ХХ столетия  в России стало зарождаться медиаобразовательное движение на материале тогдашнего «чуда современной техники» – кинематографа. Наряду с художественными лентами в стране стали создаваться научно-популярные фильмы  просветительского характера, которые в основном рассказывали о физических и биологических явлениях  (к примеру, «Электрический телеграф», «Кровообращение» и т.д.). 

    Еще в самом начале ХХ века в России  появились первые труды, посвященные  воспитательной и образовательной роли кино. С 1908 года выходили  статьи  в журналах «Сине-фото», «Вестник воспитания», «Живой экран», «Вестник кинематографа», «Разумный кинематограф и наглядные пособия» и т.д. К 1917 году вышло 97 публикаций,  которые касались проблем кино и школы – преимущественно журнальных статей, а также различных докладов, сообщений и фильмографических обзоров. В этих работах проявилось стремление выяснить перспективы и возможности кино в  образовании.

    В очерке В.Готвальда «Кинематограф - его происхождение, устройство и  будущее общественное и научное  значение» (1909) шла речь о воспитательном потенциале фильма, о применении кино в школе, о роли, которое оно  способно сыграть в просвещении  жителей деревни и т.д. Книга  В.Самуйленко «Кинематограф и его просветительная роль», вышедшая в 1912 году, рассказывала о  воспитательной и образовательной роли кино. Кроме того, в ней анализировался уже имеющийся опыт работы по кинообразованию, и намечались новые перспективы. 

    В целом в России 10-х годов ХХ века можно выделить несколько  основных  подходов к учебному  кинематографу:   

    - психологический подход к выяснению перспектив и возможностей учебного кино. Например, в статье, вышедшей в московском журнале «Педагогический сборник» (1914),  указывалось, что кинематограф  при правильном использовании может стать одним из  учебно-воспитательных пособий, делалась попытка дать психологическое обоснование преимуществам этого дидактического средства обучения;

    - общеметодический подход к кинообразованию. К примеру, П.Первов в статье «Кинематограф в народной аудитории» (1916) выделил четыре комбинации работы с фильмом:  объяснение, проводимое   до демонстрации  фильма;  объяснение после демонстрации ленты; демонстрация фрагментов фильма, сопровождающихся объяснением;  объяснение, «наложенное» на показ фильма;

    - интегративный подход:  применение учебного кино в преподавании обязательных учебных предметов (литературы, истории, географии, биологии и др.).   

    Педагогам всех вышеперечисленных направлений  противостояли те, кто слабо представлял  перспективы учебного кинематографа, либо опасался его «тлетворного влияния» на школьников. 

    К слову, такая позиция по отношению  к кино, как, впрочем, и к  остальным  видам медиа, имела место еще  долгие годы.   Отношение общества к кинематографу в те годы было неоднозначным: некоторые   считали  его лишь модой, другие - средством  для одурманивания людей. Но были и  иные мнения.  Так знаменитый русский писатель Андрей Белый считал кино прообразом «соборного искусства», которому суждено объединить людей  различных возрастов, социальных слоев, национальностей. Так или иначе, интерес к кинематографу проявляли представители всех сословий. Кроме того,  в педагогической среде все активнее стали выступать сторонники воспитания и образования средствами кинематографа, выделилось несколько направлений в методическом плане, которые нашли свое развитие в дальнейшем, со временем став классическими приемами работы с медиатекстом.  

Информация о работе Медиаобразование