Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы изучить воспитательную систему В.А. Караковского.
Задачи исследования:
Выделить в ней наиболее важные моменты, рассмотреть влияние его нововведений на систему образования. Как при этом изменялась тенденция развития личности ребенка.
Выявить наиболее приемлемые методы для возможного внедрения в практическую деятельность учителей.
Выяснить его вклад в развитие системы образования. Изучить личность В.А. Караковского с точки зрения его профессиональной деятельности.
Выяснить его вклад в педагогику как науку.
Проанализировать практическое применение системы на опыте школы №825 г. Москвы

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теория воспитательной системы В.А. Караковского …...….....5
1.1. Обучение и воспитание в школе ………………………………………..5
1.2. Школьный коллектив ……………………………………………………6
1.3. Самоуправление в школьном коллективе …………………………....8
1.4. Дидактические и воспитательные системы в школе ...……………...10
1.5. Начальное образование ………………………………………………...14
1.6. Коммунарская методика ……………………………………………….17
1.7. Роль родителей в воспитании детей …………………………………22
1.8. Роль игры в учебной деятельности …………………………………....24
1.9. Общественный смотр знаний …………………………………………25
1.10. Система воспитания …………………………………………………26
1.11. Комплексный подход в системе воспитания ………………………..32
Глава 2. Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского ………………………………………………………………….34
2.1.Организационное строение школьного коллектива ………………….34
2.2. Использование Коммунарской методики …………………………….36
2.3 Промежуточный тип деятельности …………………………………….37
Заключение ……………………………………………………………………39
Список литературы …………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Зимуха Курсовая работа (4).docx

— 70.57 Кб (Скачать файл)

 

1.4. Дидактические и воспитательные системы в школе

В школе  существуют дидактическая и воспитательная системы. Они могут существовать и развиваться параллельно, автономно  или в некоторой связи. В этом случае уроки идут сами по себе, а  послеурочная жизнь детей - сама по себе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная - в другой. Это вовсе не умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чаще всего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасно справляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная система не нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчинено дидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммы знаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случае чисто дидактические – рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь, эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательной ситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем и руководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательную функцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занят выполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков.

Включение урока  в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс  подчиняется общим целям и  задачам системы. Целью урока  становится не знания сами по себе, а  человек, личность ученика, определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, в  учебном процессе возникает «педагогика  отношений», адекватная всей воспитательной системе.

Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного  процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих  пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока  за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого учителя.

Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний.

Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в  отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и  человеческого опыта познавать  и совершенствовать себя - вот это  была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы  системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:

  • разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;
  • организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.);
  • «аукционы знаний», проводимые на специальных уроках;
  • проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;
  • организация общешкольных познавательных игр;
  • деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;
  • широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;
  • привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;
  • проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;
  • введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;
  • разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;
  • организация праздников знаний в форме Читай-города.

Анализируя  с педагогами и старшеклассниками  сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию.

Театр удовлетворяет  естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет  тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических  коллективах (внешность, голос, выразительность  пластики). Кроме того, в дидактическом  театре много таких ролей и  действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в  традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной  стороны, является добавлением и  углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление  о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.

Будучи  пограничной формой педагогического  действия, находясь как бы между  дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет  учебную и воспитательную работу в единый процесс.

Как уже  было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковский решил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую форму занятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.

Итак, на третьем этапе заканчивается  формирование системы. Возникшая в  сфере досуга, она охватывает все  больше и больше участков школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметно  меняется педагогический состав школьного  коллектива. Он постоянно работает в творческом режиме, многие учителя  естественно приобщаются к науке, в школе появляется новый тип  педагога- педагог-исследователь.

 

1.5. Начальное образование

Первый  класс - это ответственный период жизни ребенка. В этом классе все  первое: и сам класс, и учитель, и новое качество маленького человека - ученик, и первая самостоятельность - прочитанная книга, и первый поход, и первый сбор, и много-много всего. От первой встречи с одноклассниками, от первого общения с ними, от отношений, которые складываются в  классе, во многом зависит успешность дальнейшей жизни ребенка в школе.

В первом классе учитель стремится познакомить  детей, подружить их, вызывает у них  доверительные чувства, доброе отношение  друг к другу, заинтересовывает совместной деятельностью трудиться в коллективе. Этому помогает новый для детей  вид деятельности - ученье, а также  вся внеурочная работа, и прежде всего совместные игры.

Дети, приходящие в первый класс, очень разные. Наряду с блестяще подготовленными, эрудированными, начитанными, умеющими интересно излагать свои мысли есть не знающие элементарного: название дней недели, времен года, имен родителей. Отличаются первоклассники и опытом жизни в коллективе сверстников. По этому признаку в классе можно  выделить три группы: «домашних» детей, воспитанников одного детского сада, воспитанников разных детских садов.

«Домашние»  дети практически не имеют опыта  жизни в детском коллективе, поэтому  они часто испытывают трудности  в общении с одноклассниками, более ранимы и чувствительны, для  них характерно чувство тревожности, но, как правило, их общее развитие, а также навыки чтения, математического  счета, воображение более развиты.

Воспитанники  разных детских садов имеют опыт жизни в коллективе, но, попав  в школу, испытывают определенные трудности: нет сверстников, с которыми они  дружили, общались, нет опоры на друзей, знакомый коллектив. В первые две  недели они чувствуют растерянность, дискомфорт. Это продолжается недолго. Дети довольно быстро находят контакт  с одноклассниками.

Воспитанники  одного детского сада, имеющие опыт жизни в коллективе сверстников, представляют собой довольно сплоченную группу, хорошо знают друг друга. Для  них характерно чувство взаимной защищенности, организованность, они  активно общаются со сверстниками и  взрослыми.

Лучший  способ познакомить детей друг с  другом, подружить, объединить в общность - совместная деятельность. Во второе воскресенье  сентября мы обычно проводим с первоклассниками поход, так как во время похода удобнее в непринужденной обстановке познакомиться, попробовать различные  формы совместной деятельности, посмотреть творческие способности детей. Подготовка к походу дает возможность привлечь родителей к классным делам (дети сами еще мало активны). Они тщательно готовятся к походу, продумывают маршрут, снаряжение, готовят соревнования, конкурсы, игры.

Ребята  в такой непринужденной обстановке лучше узнают друг друга, быстрее  знакомятся, завязываются дружеские  связи, выделяются лидеры.

Родители  могут увидеть своего ребенка  в общении с одноклассниками, с большим числом взрослых, услышать, как разговаривает, ведет себя ребенок, что говорит, сравнить, отметить и  хорошее, и то, что требует корректировки. Поход позволяет им познакомиться  с другими родителями класса.

Учителю дает возможность сразу выделить наиболее активных детей и тех, кому будет нужна особая помощь в коллективе, увидеть трудности данного класса, лидеров, группировки, родительский состав, их взаимодействие друг с другом, степень  активности.

После похода дети уже увереннее себя чувствуют  в классе, появляются пары, тройки и  более крупные объединения (особенно мальчиков). На уроках они становятся спокойнее, на переменах более шумные.

Огромные  возможности развития личности в  классном коллективе таит в себе учебная  деятельность. Так, на уроках труда  можно научить работать вдвоем, помогать друг другу, одалживать товарищу инструменты  и материалы, объяснять однокласснику  непонятное, выполнять общую на двоих работу. Первое время ребятам трудно разделить работу между собой: каждому хочется все сделать самостоятельно, но со временем первоклассники начинают понимать, что работать вдвоем удобнее, да и работа лучше и быстрее получается, посоветоваться можно, обменяться впечатлениями, а ведь это тоже немаловажный факт. В конце первого класса могут работать бригадами по три человека. Эта работа требует распределения поручений, планирования работы, анализа сделанного. Систематическая коллективная работа на уроках в течение года способствует обогащению и углублению деловых и дружеских взаимоотношений детей между собой, развитию навыка коллективного сотрудничества, пробуждает интерес к товарищам, воспитывает уважение к чужому мнению, развивает навыки общения.

Для формирования коллектива класса существенно, что  в нем есть звездочки. В звездочках могут полнее раскрыться возможности, таланты детей. Ребята видят себя в разных ролях: и командиром, и подчиненным, - быстрее привыкают к одноклассникам, чувствуют себя увереннее, комфортнее, чем среди 35 детей, и через звездочку легче адаптируются к школе, к классу.

Участие в школьных коллективных делах, при  подготовке к которым происходит разновозрастное общение, способствует развитию детей младшего школьного  возраста. Выступая перед другими  коллективами школы, класс представляет собой единый организм, ребята заражаются духом творчества, дружелюбия, знакомятся с традициями школы и утверждают их в последующих классах. Дела, проводимые в классе и в школе, создают  атмосферу увлеченности, радости, хорошего настроения, желания работать, эмоционального комфорта в. коллективе.

Новая учебная  деятельность полностью захватывает  первоклассников, а учитель, оценивающий  эту деятельность, становится основной фигурой процесса обучения, мнение которого определяющее. Сам коллектив  в начале первого класса не представляет единства, он находится в стадии зарождения. В конце первого года обучения у первоклассников появляется интерес к одноклассникам, к коллективу класса и школы.

К концу  года у ребят повышается интерес  к коллективной деятельности. Уменьшается  количество конфликтов и ссор, ребята стараются разрешать возникшие  проблемы мирным путем.

 

1.6. Коммунарская методика

Коммунарская  методика возникла во внешкольной среде  и строилась сразу как чисто  воспитательная. Данная система начала формироваться в сфере досуга. Это обстоятельство, а также и  то, что система сразу начинала работать в демократическом режиме, что сориентирована она была на ребенка, развитие его творческих задатков, - все это создало благоприятные  условия для использования коммунарской методики. Вначале ее попробовали  на отдельных, разовых коллективных делах.

Характерным в этом смысле стал своеобразный клуб выходного дня, называемый ТУ (творческая учеба).

Однажды в школе  появилось объявление: «Внимание! Завтра, в воскресенье, в 11 часов утра, в  школе стартует ТУ 1. Членами его  экипажа может стать любой  ученик, учитель или родитель, кто  хочет, чтобы в школе жилось интересно, дружно, весело. Ждем всех желающих. Явка не обязательна».

В первой воскресной встрече приняло участие  сравнительно немного людей - чуть больше 60 человек. Но на ТУ-2 пришло уже более  ста сорока. С тех пор одно из воскресений месяца мы открываем  школу для всех желающих интересно  провести время в кругу хороших друзей. Именно такой характер - дружеский, непринужденный, доброжелательный - носят эти встречи.

Информация о работе Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского