Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского

Дата добавления: 01 Июля 2013 в 23:54
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать архив (67.98 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Зимуха Курсовая работа (4).docx

  —  70.57 Кб

Итак, в 11 часов утра собираются желающие. В  актовом зале все усаживаются  в общий круг, в центре которого зажигается светильник - бригантина с  алыми парусами как символ дружбы, верности, романтики. Несколько ребят  берут в руки гитары, и в кругу  начинают звучать любимые песни. Они помогают создать в бале обстановку дружелюбия и раскованности.

Начинается  первая часть творческой учебы. Это  встреча с интересными людьми или коллективами - с путешественниками  и учеными, рабочими и спортсменами, артистами и журналистами. Вторая часть - творческая. Все присутствующие делятся на несколько групп. Каждая группа получает какое-нибудь задание, которое нужно подготовить в  течение получаса - часа, а потом  показать всем результат группового творчества. Например, все делятся  по временам года: родившиеся весной образуют одну группу, рожденные летом - другую и т. д. Каждая группа через отведенное время должна «защищать» свое время  года, доказав, что оно самое лучшее.

Встреча заканчивается общими песнями, которые  посвящаются именинникам или  товарищам, служащим в Армии.

Эта воскресная встреча существенно отличается от воспитательного мероприятия, проведенного по правилам традиционной методики. В  ней нет точного плана, отработки  текста и действий, нет заранее  прогнозируемого результата. Зато много  экспромтов, выдумки, юмора, творчества.

Что такое  коммунарство? Караковский выделил четыре подхода к определению этого понятия.

Это - жизненная  концепция воспитателей-энтузиастов, их педагогическая вера.

Это - движение-взрослых и детей, осуществленное в определенных исторических (временных) рамках.

Это - организация, союз единомышленников, единоверцев. Это - то, что осталось от движения и организации, что отсеяно и проверено временем, а именно - методика, инструмент конструирования  педагогической реальности. При этом важно подчеркнуть, что наибольший успех эта методика имеет тогда, когда она осуществляется не как  простой набор операций, а как  реализация гуманистической и демократической  педагогической концепции.

Развиваясь  во внешкольной среде, коммунарская методика строилась сразу как  чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры  школы. В школе господствовал  авторитаризм, в условиях внешкольного детского учреждения, которому отводилась роль организатора досуга, свобода  педагогического творчества и маневра  была относительно большей.

Вот почему введение коммунарской методики в школьную жизнь требует осмотрительности и терпения, чувства ситуации и  точного расчета. Дело в том, что  в школе есть немало условностей, обязательных моментов режима, есть и  скучная, повседневная, даже рутинная работа. На одном интересе и романтике  всю школьную жизнь не построить. Но именно сейчас, как никогда, жизнь  и быт школы нуждаются в  обновлении, а методика воспитания - в освобождении от дидактического пресса, от засоренности и формализма. И тут неоценимую помощь окажет коммунарская методика.

Коммунарство родилось в самом конце пятидесятых годов в Ленинграде. Там, во Фрунзенском Дворце пионеров, родилась знаменитая на всю страну Фрунзенская коммуна. У ее колыбели стояли Игорь Петрович Иванов и Фаина Яковлевна Шапиро.

Черты коммунарства и его принципы.

Первое. Обучение лучшей жизни через включение  в лучшие отношения. Ребята с гордостью  называют себя коммунарными, так как высокие идеалы людей коммунистического будущего считают для себя реальными жизненными ориентирами и воплощают их в своей среде без опасений быть осмеянными. Это удовлетворение естественной потребности юности в идеале.

Второе. Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежегодное  добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовлетворение. Эта позиция вырабатывает умение видеть нужды окружающих людей, загружать себя работой на их благо. В главном девизе коммунаров есть фраза «Наша цель - счастье людей!»

Третье. Пять само: самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Абсолютное неприятие иждивенчества, работа без расчета на взрослых. Высочайшая личная ответственность  за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого  насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиниться товарищу или  взять на себя руководство в любом  деле. Отсюда частая сменяемость руководства  в коммуне, работа дежурных командиров.

Четвертое. Новые взаимоотношения со взрослыми, с педагогами. Потребность ребят в старшем друге приводит к поиску таковых. Коммунары сами приглашают к совместной с ними работе взрослых, облекая их полным доверием, но не предоставляя им никаких преимуществ, кроме гарантированного уважения. В такой ситуации пропадает ощущение возраста. Это же требует от взрослых постоянного творческого напряжения, чтобы не превратиться в балласт, не потерять статус старшего друга.

Пятое. Творчество - черта любой деятельности. Принципиальное стремление сделать самое скучное  дело интересным, даже праздничным  ведет к постоянной импровизации, экспромту. Это же качество является гарантией от формализма. В одной  из коммунарских речевок говорится: «Формалист и бюрократ - самый ядовитый гад!» Выдумывания новых форм неизбежно обостряет внимание к инструментовке, к педагогической технике. Поэтому все коммунары - люди ярко выраженных педагогических наклонностей.

Шестое. Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна - это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив  не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в  коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую  долю его тяжести.

Когда говорят  о коммунарской методике, подразумевают  чаще всего методику коллективных творческих дел. Действительно, КТД (коллективное творческое дело) - это главная методическая единица. КТД - это целая совокупность приемов, действий, выстроенных в  определенной последовательности.

Коммунарская (или «орлятская») методика - это громадное богатство, которым сегодня надо владеть каждому педагогу - воспитателю. Но для этого нужен определенный уровень отношений. Если просто заменить старост дежурными командирами, при этом ничего не меняя ни в содержании, ни в характере их деятельности и положения, толку не будет. Если призвать детей к откровенности, но при первом же непривычном суждении обидеться и закатить истерику - это принесет непоправимый вред воспитанию. Если устроить разговор по кругу, но при этом говорить больше учеников и встречать после каждого слова ребят со своими поправками и комментариями - это будет смешно и нелепо. Если устраивать сцены ревности каждому коллеге, пользующемуся популярностью у ваших учеников, - это мерзко, недостойно учителя. Если на родительских собраниях клясться в любви к детям и подчеркивать свою жертвенность, а на самом деле ненавидеть их и раздражаться при первом появлении ребенка - надо немедленно уходить из школы.

В этих случаях  лучше не пользоваться методикой  коллективных творческих дел. Но кто  всерьез решится на эту методику, тот очень скоро почувствует  ее преимущество перед педагогикой  требований и педагогикой мероприятий.

 

1.7. Роль родителей в воспитании детей

Для младшего школьника характерна повышенная потребность  в общении со взрослыми, главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности. Потребность общения с родителями сильна, связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка. Родители авторитетны для учеников начальной школы. В младших классах родители обычно оказывают учителю большую помощь, которая касается и воспитательной работы с классом. С первых дней учебы ребенка в школе многие родители проявляют искренний интерес к делам класса, их волнует, чем живет ребенок, его внутренний мир, интересы, каков он в общении, много ли у него друзей и какие они.

Однако привлечение  родителей к воспитательной работе с классным коллективом младших  школьников имеет определенные трудности: родители мало знакомы друг с другом и с детьми класса, они загружены  работой, домашними делами, плохо  представляют, какую реальную пользу могут принести классу и школе, порой  они занимают позицию сторонних  наблюдателей, ожидающих результатов  деятельности, проводимой без их участия. Все это требует целенаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствует специально организованная коллективная творческая деятельность детей и родителей (походы, игры, сборы, праздники).

Задолго до поступления ребенка в школу  Караковский предлагал начинать готовить родителей к их новой позиции по отношению к детям в воскресной школе для родителей. Она работает каждое третье воскресенье месяца. На занятия родители чаще всего приходят с детьми. Пока папы и мамы заняты серьезным делом, ребята знакомятся со школой, классами, слушают сказки, смотрят диафильмы, то есть уже до поступления в первый класс старается познакомить и подружить будущих одноклассников, показать им те классы, в которых они будут учиться, «заразить» их духом школы.

На занятиях в воскресной школе мы знакомим родителей  с особенностями возраста младших  школьников, рассказываем о том, как  развивать память, мышление детей, проводим занятия по темам: «Ваш ребенок среди  сверстников», «Острые углы семейного  круга», «Игра в жизни ребенка» и др. Общение на этих занятиях очень  свободное, родители задают массу вопросов, делятся опытом воспитания своего ребенка, участвуют в практических занятиях, играют с детьми. В то же время  родители много узнают о школе, в  которой будут учиться их дети, знакомятся с ее традициями, проникают  в атмосферу жизни школы. Таким  образом в течение года предлагается приобщать родителей к школе, и они психологически уже готова стать нашими друзьями и помощниками в работе с классным коллективом.

Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию  в общешкольных делах. При подготовке к ним родители вместе с детьми составляют сценарий выступления класса, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи и песни. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной деятельности. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников.

Неоценима роль родителей в работе со звездочками. Каждую звездочку опекают родители - члены классного родительского  комитета. Эти родители сплачивают вокруг себя родителей ребят всей звездочки. Обмениваются телефонами, совместно  готовят выступления звездочки  на классных праздниках, ходят в  кино, на экскурсии, в парк.

Родители  видят своего ребенка среди сверстников, помогают ему найти общий язык с товарищами по звездочке, да и способности  самих родителей быстрее раскрываются в небольшом коллективе.

Кроме эпизодических  выступлений, родители ведут и постоянную работу с классом. Они проводят спортивные занятия, ведут кружок вязания и  математический кружок, проводят экскурсии  по Москве.

Искренняя заинтересованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность  своих детей делает процесс воспитания более эффективным.

 

1.8. Роль игры в учебной деятельности

Опыт  работы школы Караковского свидетельствует о необходимости активного включения игры в учебную деятельность. Благодаря игре на уроках, дети легче, быстрее и прочнее усваивают новый материал, более комфортно чувствуют себя в классе, более дружественными становятся их связи с одноклассниками, менее формальными - отношения с учителями, эффективнее развиваются внутриколлективные отношения.

Особый  интерес представляют уроки, которых  нет в сетке расписания начальных  классов. Это уроки творчества. Они  строятся по-разному, форм и видов на них множество, но общим является то, что весь урок - это игра, увлекательная, занимательная, творческая.

Уроки творчества не только развивают фантазию ребенка, художественный вкус, активизируют познавательную деятельность, но и способствуют развитию внутриколлективных отношений, создают мажорный климат в классе, укрепляют дружеские связи.

1.9. Общественный смотр знаний

Общественный  смотр знаний - это эффективная  форма учебно-воспитательной работы. Он интересен прежде всего тем, что реализует связь урока и внеурочной работы, обучения и воспитания на основе использования коллективных форм познавательной деятельности.

Общественный  смотр знаний проводится в классе по инициативе самих учащихся или  по решению совета дружины и комитета комсомола. Подготовку к нему ведут  совместно ученики, учитель-предметник и классный руководитель. Вначале  выбирается учебный предмет, потом  в нем выделяется наиболее важная или наиболее трудная для ребят  тема. Учитель составляет программу  смотра, определяя круг теоретических  знаний и практических навыков, которые  будут подвергаться проверке, составляет список рекомендуемой литературы. В  задачи смотра входит не только проверка знаний по важному материалу, но и  проверка навыков коллективного  труда и познавательной деятельности, уровня сплоченности, сознательности, выявление мотивов учения.

Чтобы работать с классом, надо “овладеть” им –  не подавить, не запугать, а выйти  на “связь”, вызвать класс на общение, утвердить себя в глазах ребят  как личность. Чтобы дети понимали учителя, он должен научиться понимать их. Надо уметь смотреть на жизнь  глазами своих учеников, знать  их психологию, жизненный опыт и  многое другое.

Чтобы работать со школьниками не формально, надо знать, что их волнует. Нельзя уходить от острых вопросов. Нельзя отгораживаться от ребят школьной программой. Иначе они потеряют интерес к учителю, он превратиться для них в сухого урокодателя. Если ученики идут к тебе с вопросом, значит, они дорожат твоим мнением, ты их интересуешь как личность.

Описание работы
Цель работы заключается в том, чтобы изучить воспитательную систему В.А. Караковского.
Задачи исследования:
Выделить в ней наиболее важные моменты, рассмотреть влияние его нововведений на систему образования. Как при этом изменялась тенденция развития личности ребенка.
Выявить наиболее приемлемые методы для возможного внедрения в практическую деятельность учителей.
Выяснить его вклад в развитие системы образования. Изучить личность В.А. Караковского с точки зрения его профессиональной деятельности.
Выяснить его вклад в педагогику как науку.
Проанализировать практическое применение системы на опыте школы №825 г. Москвы
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теория воспитательной системы В.А. Караковского …...….....5
1.1. Обучение и воспитание в школе ………………………………………..5
1.2. Школьный коллектив ……………………………………………………6
1.3. Самоуправление в школьном коллективе …………………………....8
1.4. Дидактические и воспитательные системы в школе ...……………...10
1.5. Начальное образование ………………………………………………...14
1.6. Коммунарская методика ……………………………………………….17
1.7. Роль родителей в воспитании детей …………………………………22
1.8. Роль игры в учебной деятельности …………………………………....24
1.9. Общественный смотр знаний …………………………………………25
1.10. Система воспитания …………………………………………………26
1.11. Комплексный подход в системе воспитания ………………………..32
Глава 2. Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского ………………………………………………………………….34
2.1.Организационное строение школьного коллектива ………………….34
2.2. Использование Коммунарской методики …………………………….36
2.3 Промежуточный тип деятельности …………………………………….37
Заключение ……………………………………………………………………39
Список литературы …………………………………………………………40