Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы изучить воспитательную систему В.А. Караковского.
Задачи исследования:
Выделить в ней наиболее важные моменты, рассмотреть влияние его нововведений на систему образования. Как при этом изменялась тенденция развития личности ребенка.
Выявить наиболее приемлемые методы для возможного внедрения в практическую деятельность учителей.
Выяснить его вклад в развитие системы образования. Изучить личность В.А. Караковского с точки зрения его профессиональной деятельности.
Выяснить его вклад в педагогику как науку.
Проанализировать практическое применение системы на опыте школы №825 г. Москвы

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теория воспитательной системы В.А. Караковского …...….....5
1.1. Обучение и воспитание в школе ………………………………………..5
1.2. Школьный коллектив ……………………………………………………6
1.3. Самоуправление в школьном коллективе …………………………....8
1.4. Дидактические и воспитательные системы в школе ...……………...10
1.5. Начальное образование ………………………………………………...14
1.6. Коммунарская методика ……………………………………………….17
1.7. Роль родителей в воспитании детей …………………………………22
1.8. Роль игры в учебной деятельности …………………………………....24
1.9. Общественный смотр знаний …………………………………………25
1.10. Система воспитания …………………………………………………26
1.11. Комплексный подход в системе воспитания ………………………..32
Глава 2. Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского ………………………………………………………………….34
2.1.Организационное строение школьного коллектива ………………….34
2.2. Использование Коммунарской методики …………………………….36
2.3 Промежуточный тип деятельности …………………………………….37
Заключение ……………………………………………………………………39
Список литературы …………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Зимуха Курсовая работа (4).docx

— 70.57 Кб (Скачать файл)

 

1.10. Система воспитания

Система воспитания влияет на ребенка буквально с  самого его рождения.

Признак системности свойствен всем социальным объектам и явлениям, в том числе  и таким, как семья. Ценностные ориентации и жизненные установки родителей, слова, дела и поступки, стиль взаимоотношений, весь семейный уклад, образ жизни  семьи - это целая система воспитательных воздействий, в рамках которой происходит начальное воспитание ребенка. Причем личность ребенка сразу формируется  целостно, воздействие семьи он воспринимает не по частям, а в единой взаимосвязи.

Попадая в детский сад, ребенок переходит  и в новую для него воспитательную систему - государственную систему  дошкольного воспитания, реализующуюся  в жизни конкретного воспитательного  учреждения. С этих пор ребенок  испытывает влияние сразу двух систем, причем в первой происходит как бы корректировка, перестройка с учетом нового положения ребенка.

С момента  поступления в школу ребенок  включается в систему воспитания более высокого порядка: она решает более сложные воспитательные задачи более сложными воспитательными  средствами. Это переводит ребенка  в новое состояние, ставит в новую  позицию и приводит ко второй корректировке  семейной системы воспитания.

И опять  следует заметить, что признак  системности присущ школе как  государственному учреждению, он заложен  в программах и структуре школы, в организации ее жизни и быта. Однако это не означает, что во всех школах созданы эффективные воспитательные системы.

Система воспитательной работы школы - это и  есть та форма интеграции педагогических воздействий, которая создает оптимальные  условия для коммунистического  воспитания учащихся.

Система воспитания как сложная социальная систем обладает рядом признаков. Караковский выделяет важнейшие из них.

Целенаправленность. Целевая установка конкретно-школьной воспитательной системы, с одной  стороны, отражает общие цели коммунистического  воспитания, и другой - трансформирует их в задачи, соответствующе конкретным условиям воспитания. Эти задачи носят  как бы ступенчатый характер: решение  их поднимает школу на новый уровень, но вызывает необходимость ставить  новые, более сложные. В целевой  установке отражаются принципы, исходные позиции педагогического коллектива по наиболее важным вопросам воспитания. Совокупность ведущих идей, составляющих целевую установку системы, существует не отдельно, не сама по себе, а является ее внутренней сущностью. Эти идеи, овладевшие сознанием всех участников системы (и взрослых и детей), становятся сами по себе могучим средством воспитания и играют весьма активную роль.

Целостность. Система состоит из компонентов (содержание воспитания, доминирующие виды деятельности, методы и приемы, организационные формы, управленческие процессы и т. д.). Но она не является простой их суммой, а представляет собой органическое единство, внутри которого существует четкая взаимосвязь  и взаимодействие. Каждый компонент  системы занимает в ней свое, строго определенное место и играет свою, строго отведенную ему роль. Взаимосвязь  и взаимодействие компонентов настолько  сильны, что изменение одного из них влечет за собой изменение  других, а нередко и всей системы.

Вместе  с тем система не есть гармония. В ней есть свои противоречия. Некоторые  компоненты могут быть сознательно  гипертрофированы, и это не может не делаться за счет других каких-то частей. Не надо этого бояться, ибо в процессе развития в системе происходят процессы саморегуляции, переориентации, компенсации. Чем эффективнее система, тем быстрее в ней достигаются поставленные задачи, тем чаще выдвигаются новые цели, решение которых переводит систему на новую качественную ступень. А на новом витке развития может возникнуть необходимость изменить соотношение компонентов, видоизменить связи.

Значит, в каждом из конкретных моментов развития система характеризуется различной  степенью гармонии. Но это отнюдь не противоречит идее гармонического воспитания. Практика показывает, что можно достичь  значительных успехов во всестороннем воспитании личности, например, отлично  поставленным производительным трудом или, скажем, краеведением. Но это не значит, что в этом случае можно  говорить об атрофировании других видов воспитания. Особенность здесь состоит в том, что труд или краеведение становятся доминирующим видом деятельности, через который осуществляется и политическое, и эстетическое, и нравственное воспитание. Этот доминирующий вид деятельности является как бы сердцевиной системы, питающей через «кровеносные сосуды» все органическое единство. Легче добиться целостности, если система строится вокруг такого композиционного центра (одного или нескольких). Главная особенность таких ключевых видов деятельности заключается в их интегративных свойствах. Целостность достигается и системой связей, главные из которых взаимодействие и общение.

Динамизм. Любая система имеет свою историю.

Школьная  воспитательная система, как уже  говорилось, тоже явление не статичное, а развивающееся. Развиваясь во времени, она проходит несколько, этапов, для  каждого из которых характерны специфические  задачи, виды деятельности, организационные  формы, приемы и методы воспитательного  воздействия. Сложный и длительный процесс создания системы начинается не сразу во всех сферах воспитания, а с решения наиболее насущных для данного коллектива задач. Причем чем значительнее эти задачи, тем с более высокого идейного уровня начинается создание системы.

Педагогический  коллектив, создающий систему воспитания, не должен стремиться «объять необъятное». Он, точно рассчитав и учтя свои силы, возможности, начинает строить систему на том, что заведомо хорошо удается, что позволит реализовать все воспитательные возможности конкретной школы, местных условий, контингента учащихся и родителей, педагогических кадров, общественной среды.

Нельзя требовать, чтобы  в данной системе было всего поровну, нелепо подсчитывать процентное соотношение  трудового, политического, нравственного  и другого воспитания. Однако, возникнув  в каких-либо доминирующих видах  деятельности, система постепенно охватывает все большие участки жизни  коллектива, проникая во все сферы  воспитания. В то же время развитие каждого элемента системы приводит к превращению его в педагогический комплекс, создающий возможности  всестороннего воспитательного  воздействия на детский коллектив  и личность.

Школьная  воспитательная система должна своевременно обновляться как в содержательном, так и в организационном аспектах. Это может быть вызвано разными причинами: важными событиями в жизни страны, реализацией поставленных в системе задач, повышением требований к работе школы, обновлением состава педагогического и детского коллективов, сменой руководства. Очень важно, чтобы обновление системы было следствием потребности воспитательного коллектива. Если эта потребность не будет вовремя удовлетворена, может наступить остановка в развитии системы. Чаще всего обновление связано с усложнением: усложняются цели, задачи, содержание, отношения, связи, управление. Но именно это усложнение и поднимает систему на новую ступень, в противном случае обновление не имеет смысла. Так как введение нового требует времени, сил, средств, то на первых порах оно может отвлечь внимание от других участков работы - привести к нарушению равновесия, но это ненадолго. Когда нововведение войдет органично в систему, будет ею освоено, равновесие восстановится.

Управляемость. Система воспитательной работы предполагает постоянное изучение ее состояния и  организацию соответствующих ему  педагогических воздействий. Эффективность  педагогического управления системой зависит от знания объективных закономерностей  воспитания, от информационной обеспеченности воспитательного процесса, оттого, насколько овладели педагоги методами анализа своей работы, и, наконец, от опоры на детское самоуправление.

Школа как  социально-педагогическая система  развивается по законам социального  управления. Педагогический и ученический  коллективы - компоненты одной системы, которые не могут существовать один без другого или в отрыве друг от друга. Значит, их взаимодействие, взаимовлияние, сотрудничество носят объективный  характер, это формы системообразующей связи.

Педагогический  коллектив - управляющая, а ученический - управляемая подсистемы. Но это  не значит, что управляющее действие носит однонаправленный характер: от субъекта - к объекту. Ученический  коллектив, как уже отмечалось, не только объект педагогического воздействия, но и субъект собственного развития. Ученический коллектив по отношению  к учительскому может иногда выступать в роли субъекта существенного воспитательного воздействия.

Это не противоречит основным законам управления. В частности, принцип необходимого разнообразия требует: управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием  состояний, чем управляемая. Чем  сложнее объект, тем сложнее должен быть субъект. Но субъект приспосабливается  к объекту не только тем, что сам  усложняется по мере усложнения объекта. Существует и другой процесс: субъект  искусственно сокращает разнообразие объекта, регулируя связи в рамках этой ограниченности. Это и понятно: управлять всеми процессами невозможно, да и не нужно. Поэтому педагогический коллектив может упростить ученический до примитивизма, а может развить его до высочайшей степени сложности.

Взаимодействие  со средой, с системами более высокого порядка. Ни одна система не может  существовать сама по себе. Во-первых, она вписана в определенную социальную и природную среду. Во-вторых, школьная воспитательная система включена (является подсистемой) в более широкие  системы воспитания - государственную, региональную, с которыми неизбежно  связана и взаимодействует.

Социальная  среда оказывает на школьную систему  воспитания двоякое влияние. С одной  стороны, оно проявляется через  деятельность идеологических и административных органов и организаций, общественности, шефов, внешкольных детских воспитательных учреждений, соседних школ, ПТУ, техникумов, вузов, учреждений культуры, местных  средств массовой информации. С другой значительное влияние на внутришкольный воспитательный процесс оказывают особенности социального своеобразия данного региона, семья, сфера свободного общения и другие факторы, не поддающиеся точному учету и организации.

В отношениях с окружающей средой и проверяется  прочность системы, ее устойчивость и стабильность, реакция на непредвиденные ситуации и «внешние раздражители».

Как всякий цельный  опыт, воспитательная система конкретной школы имеет авторский характер (автором может являться как руководитель школы, так и группа педагогов-единомышленников). Значит, роль субъективного фактора  в этом очень велика. Уходит из коллектива или перестает работать авторская  группа, главный носитель системы,- она ослабевает, гаснет. В этом нет  ничего трагического, ибо пришедшее  на смену новое руководство формирует  новый опыт. Однако идеи, выведенные из предыдущего опыта, могут быть переданы новому поколению педагогов и обогатить новую систему.

 

1.11. Комплексный подход в системе воспитания

Система - более широкое понятие, она включает в себя комплексы. Системный подход - это стратегия воспитания, комплексный - его тактика. Можно с уверенностью сказать: там, где создана система  воспитания, непременно осуществляется и комплексный подход. И наоборот: отсутствие системы воспитательной работы существенно затрудняет применение комплексного подхода.

Комплексный подход родился не в кабинетной тиши, а в многотрудной воспитательной практике, поэтому интуитивно его  понимает любой опытный педагог. Но активное применение комплексного подхода на интуитивном уровне - удел мастеров воспитания. Чтобы вооружить  этим инструментом воспитания каждого  педагога, нужно его осознать, осмыслить  профессионально, поставить на службу общему делу.

Вероятно, не будет ошибкой утверждать, что  воспитание как таковое существует одновременно и как сложнейший процесс, протекающий в объективной реальности, и в сознании тех, кто воспитывает. Естественно, что наше педагогическое сознание опережает реальность, ибо  построено на идеальных образцах, к которым мы ведем наших воспитанников. Естественно, что между реальным и идеальным есть противоречие, которое мы стремимся преодолеть. Но дело не только в этом. Многие годы мы привыкли расчленять в своем сознании воспитательный процесс на его составные части (трудовое, физическое, эстетическое и т. д.). Постепенно стали навязывать объективной реальности такой функциональный подход, а порой и подменять им жизнь школьника. Так нам удобнее планировать воспитательную работу, удобнее учитывать и проверять. Между тем в реальной действительности такого разделения не существует, ибо давно доказано, что ребенок воспринимает направленное на него воздействие целостно.

Комплексный подход вытекает из самой сути коммунистического  воспитания, из главной его цели - всестороннего и гармонического развития личности. Гармонию можно  создать только гармонией. Человека нельзя воспитывать по частям и по очереди: «сегодня работаю над честностью, завтра воспитываю трудолюбие». Личность - совокупность качеств, которые развиваются  в человеке одновременно и непрерывно. Причем надо учесть, что педагогическое воздействие имеет свои перерывы, а воспитание - процесс постоянный.

Комплекс - слово латинское. Оно обозначает объединение, связь, сочетание. Можно  сказать: комплексный подход - это  совокупность целенаправленных, взаимосвязанных  воздействий с учетом всего многообразия условий и факторов воспитания.

Комплексный подход позволяет, не увеличивая объема работы, а лишь интегрируя средства педагогического воздействия, добиваться большей эффективности труда  воспитателя.

Информация о работе Практическое применение воспитательной системы В.А. Караковского