Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить пути и выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социокультурная сфера» и ее влияние на развитие ребенка.
2. Выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
3.Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
4.Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................................................................................................................
1.1. Сущность эстетического воспитания............................................................
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности.......................................
1.3. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка…..
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания младших школьников........
2.2. Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника …................................................................................
2.3 Анализ и обобщение результатов..................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................

Файлы: 1 файл

A_Gavrilyuk.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные нами задачи  частично  отражают  сущность  эстетического воспитания, однако,  мы  рассмотрели  лишь  педагогические  подходы  к  этой проблеме.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их  суть состоит  в  том,  что  в  процессе  эстетического   воспитания   у   ребенка формируется  эстетическое  сознание.  Эстетическое   сознание   педагоги   и психологи подразделяют на ряд категорий,  которые  отражают  психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени  эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие  категории: эстетического  восприятия,  эстетического   вкуса,   эстетического   идеала, эстетической оценки. Б.Т. Лихачев  выделяет  также  эстетическое  чувство, эстетическую потребность и  эстетическое  суждение [3; 51].

Наряду с ними  важнейшим  элементом  эстетического  сознания  является эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с искусством  и красотой действительности. От его  полноты,  яркости,  глубины  зависят  все последующие   эстетические    переживания,    формирование    художественно-эстетических  идеалов  и  вкусов.  Б.Т.  Лихачев   эстетическое   восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и  искусства  процессы,  свойства,  качества,  пробуждающие эстетические чувства» [3; 51].

Только таким образом возможно полноценное освоение эстетического явления, формы, его содержания. Развитие  культуры  восприятия и есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми,  способны  порождать  богатый  эмоциональный  отклик.  Эмоциональный отклик, по мнению Б.Т. Лихачева,  является  основой  эстетического  чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное  субъективное  эмоциональное переживание,  рожденное  оценочным  отношением  человека   к   эстетическому явлению или предмету» [3; 20].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал.

«Эстетический идеал – представление человека о совершенной  красоте  явлений материального, духовно-интеллектуального,  нравственного  и  художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, искусстве, человеке, труде.

Эстетическое  же  воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и  эстетику быта,  поведения,  труда,  отношений.  Эстетическое   воспитание   формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том  числе  и искусством  как  его  самым  мощным  средством. Эстетическое   воспитание, используя для своих целей художественное воспитание,  развивает  человека  в основном   не   для   искусства,   а   для   его    активной    эстетической жизнедеятельности.

В развитии эстетических качеств необходимо задействовать как можно больше учебных предметов, особенно литературы, избразительного искусства, музыки, эстетики, трудового обучения, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.  К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. У детей склонность к эстетическому восприятию проявляется довольно рано.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Вывод: Современное общество переживает острейший духовно-нравственный кризис, следствием которого является падение морали, потере ценностей добра, истины, красоты, неразвитость чувства прекрасного, потеря человеческого в человеке.

Эстетическое будущее зависит от многих обстоятельств, особенно от социальных, т.е. условий жизни человека в семье, государстве, обществе, поскольку природные условия независимо от социальных предоставляют богатые возможности для разносторонней эстетической жизни, при которой природное свойство превращается в его качество.

В жизни человека эстетическому воспитанию должна отводиться значительная роль. Необходимо прививать и развивать чувство прекрасного,  формировать высокие эстетические вкусы, уметь понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. 

Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.

Таким образом, предметом эстетики является жизнь человека во всем богатстве ее проявлений и во всем разнообразии взаимодействий с миром природы, людей, а также предметов, созданных его умом и талантом. Еще раз подчеркнем, предметом эстетики является вся жизнь человека, ибо в ней нет ни одного этапа, в котором не присутствовали бы совершенство, гармония и красота. Эстетика не устанавливает истину, но делает истинно нужными вещь, изделие или природное явление, как условие его собственного благополучного и жизнедеятельного состояния.

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности

 

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом в жизни школьника. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы «теоретиков» или «мыслителей», которые с легкостью решают учебные задачи в словесном плане, и «практиков», которым нужен наглядный пример и практические действия, а также «художников», с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Определение возрастных границ младших школьников обусловлено обучением в начальной школе. В настоящее время этот период охватывает от (6)7 до (9)10 лет, это связано с четырехлетним начальным образованием.

Интенсивное интеллектуальное развитие начинается преимущественно в младшем школьном возрасте. За значительно короткий промежуток времени ребенок должен охватить множество научных понятий, которые создавались человечеством тысячелетиями.

Когда ребенок идет в школу, в его жизни  происходят значительные изменения: происходит формирование учебной деятельности, которая становится ведущей на данном этапе, также коренным образом меняется социальная ситуация развития. Наиболее трудным для детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, является саморегуляция поведения. От него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму.

Ситуация обучения предъявляет новые требования к ребенку. Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с их неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей, расторможенностью и импульсивностью их поведения. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и неусвоению школьной программы. Дети с хорошими познавательными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы требуют повышенного внимания к себе как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания. Пока накопленные пробелы в знаниях не стали для ребенка непреодолимым препятствием, необходимо принимать определенные меры по коррекции его поведения в ситуации обучения.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. 

Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах.

Методик для развития эстетических качеств много. Выделим несколько для воспитания эстетической культуры учащихся:

Эстетическое воспитание посредством восприятия природы

Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность. Она является для школьника прежде всего школой культуры эстетического восприятия. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. [57, 15]

 Художественная литература

Художественная литература – самый доступный и в то же время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника.

Развитие культуры чтения является одним из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости. На уроках родного языка школьники учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. [58,15]

Музыка

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. По силе эмоционального воздействия на ребенка музыкальное искусство занимает одно из первых мест. Музыка отражает действительность в мелодиях, интонациях, тембрах, полифонии, оркестровке.

Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и мощное средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.

Изобразительное искусство

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.

Произведения изобразительного искусства, помогая познавать жизнь человека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и фантазию. В картине, скульптуре запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. И зритель с помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, характеры, образы в их динамике.

Что касается живописи, то можно сказать, что рассматривание картин является таким же сложным способом эмоционально-эстетического влияния, как и музыка; это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание мира чувств. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностью восприятия красоты. Благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь школьника, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоционального и эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи и в то же время повторно рассматриваются картины, рассмотренные ранее. [59.15]

Большое внимание необходимо уделять тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть источником познания мира чувств.

Синтезирующие виды искусства

Такие виды искусства, как театр, кино, телевидение, эстрада, цирк, обладают широкой популярностью. Они соединяют в себе элементы нескольких искусств: литературы, живописи, музыки, художественной фотографии, танца и т.д.

Информация о работе Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы