Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить пути и выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социокультурная сфера» и ее влияние на развитие ребенка.
2. Выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
3.Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
4.Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................................................................................................................
1.1. Сущность эстетического воспитания............................................................
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности.......................................
1.3. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка…..
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания младших школьников........
2.2. Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника …................................................................................
2.3 Анализ и обобщение результатов..................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................

Файлы: 1 файл

A_Gavrilyuk.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

  1. Показателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное.
  2. Показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
  3. Показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

Для диагностики эстетической воспитанности был использован комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр существующих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, ранжирование, метод «Недописанный тезис» и др.

Примененные методы исследования позволили не только выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

Диагностические методики были подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2003. – 217 с.

2.Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.

3.Б.Т.Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников // учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

4.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 2005. – 210 с.

5. Комарова Т. Теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды / Т. Комарова // Детский сад от А до Я. – 2005. – N 4. – С. 18–35.

6. Компанцева Л. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре / Л. Компанцева // Детский сад от А до Я. – 2005. – N 4. – С. 36–46.

7. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования / под рук. В.А. Петровского. – М., 1993.

8. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 2001. – 452 с.

9.Краткий словарь по эстетике// М.:Просвещение, 223с.

10.Г.С. Лабковская. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М.: Просвещение, 1983.-304 с.

11.Неменский Б.М. Мудрость красоты. 4-е изд. - М.: Просвещение,1987.

12. Печко Л.П. Эстетическая среда воспитания и образования в школе / Л.П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности. – М., 1999. – С. 22-23.

13. Ребенок в мире культуры / под общ. ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь : Ставрополь-сервис-школа. 1998. – С. 456–502.

14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев. А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

15. В. А. Сухомлинский. О воспитании.- Издательство политической литературы. 1975.- 272 с.

16. Киященко Н. И. Эстетика жизни. М., 2000. Стр. 10-29.

17. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. - М.: Мысль, 2004. – 214 с.

18. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я. – 2005. – N 4. – С. 6–

19. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности // Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 1999. – С.452-457.

20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. - М.: Логос, 2005. – 356 с.

 

СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ

ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ

Журнал

1. Вечканова Е. Читатель-школьник в социокультурном пространстве// Педагогика. – 2007. - №2. – С.45-47.

2.Хамидуллина Р.А. Терминологическое поле проблемы развтия эстетической культуры // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т.13. №4.

3. Широкова О.П. Условия эффективного управления развитием ребенка в социокультурной среде // Дополнительное образование. – 2005. - № 8. – С.31 33

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкета для учащихся.

  1. Обращаешь ли ты во время прогулки внимание на красоту природы?

а) да, обращаю;

б) иногда замечаю;

в) нет, никогда.

  1. Нравится ли тебе читать описания пейзажей в книгах?

а) нравится;

б) смотря какое описание;

в) нет, всегда их пропускаю.

  1. Относится ли литература к числу твоих любимых учебных предметов?

а) да;

б) не знаю;

в) нет, я вообще не люблю читать.

  1. Писал ли ты когда-нибудь стихи?

а) да, я часто пишу стихи;

б) пробовал, но не очень получается;

в) нет, никогда.

  1. Есть ли у тебя любимые писатели и поэты?

а) конечно, есть;

б) если хорошо подумать, то можно назвать;

в) не задумывался; наверное, нет.

  1. Как ты оцениваешь свои познания в области классической музыки?

а) я знаю многих композиторов и люблю их произведения;

б) кое-что знаю, но не очень хорошо в этом разбираюсь;

в) я вообще не интересуюсь классической музыкой.

  1. Любишь ли ты рисовать и хорошо ли ты рисуешь?

а) люблю, рисую хорошо;

б) люблю, но хотелось бы уметь рисовать лучше;

в) нет, рисование не для меня.

  1. Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок, факультатив, связанный с искусством, музыкальную или художественную школу?

а) посещаю;

б) нет, но очень хочу;

в) не посещаю и не хочу.

  1. Нравится ли тебе ходить в театр и смотреть различные спектакли?

а) очень нравится;

б) зависит от спектакля;

в) нет, не нравится.

  1. Знаешь ли ты различные направления в изобразительном искусстве, отдаешь ли предпочтение какому-либо направлению или конкретному художнику?

а) да, я довольно много знаю об этом, у меня есть любимые художники;

б) мне нравятся некоторые работы художников, но я слабо в этом разбираюсь;

в) я не интересуюсь изобразительным искусством.

 

 


 



Информация о работе Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы