Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить пути и выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «социокультурная сфера» и ее влияние на развитие ребенка.
2. Выявить средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы.
3.Рассмотреть факторы, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.
4.Выявить условия, влияющие на эстетическое воспитание младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................................................................................................................
1.1. Сущность эстетического воспитания............................................................
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, и способы развития эстетических качеств младших школьников в процессе приобщения к социокультурной деятельности.......................................
1.3. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка…..
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................
2.1. Выявление уровня эстетического воспитания младших школьников........
2.2. Результативность используемой методики развития эстетических качеств младшего школьника …................................................................................
2.3 Анализ и обобщение результатов..................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................

Файлы: 1 файл

A_Gavrilyuk.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Театр обладает огромной силой эстетически-эмоционального воздействия. Его специфика – в сценической выразительности: в сочетании художественного чтения, пантомимы, декоративного оформления и музыкального сопровождения и в своеобразной атмосфере восприятия спектакля. В театре устанавливается прямой творческий контакт актеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания.

Самыми массовыми видами современного искусства являются кино и телевидение, вобравшие в себя возможности всех искусств и новейшие достижения научно-технического прогресса. Такие художественные средства кино и телевидения, как монтаж, крупные планы, ракурс, цвет, звук, динамика изображения и другие, способны передать огромную информацию, оказать сильное воспитательное влияние на юного зрителя. Нужно еще учитывать, что ни один вид искусства не может охватить такую широкую детскую аудиторию, как телевидение и кино. Поэтому кино-, видео - и телефильмы играют большую роль в формировании эстетической культуры учащихся. [60.15]

Детское творчество

Творчество является могучим стимулом духовной жизни человека. Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь школьников. Они стремятся выразить себя, и выразить не только в результатах своей учебы, но и во внутреннем духовном мире; быть не только пассивными потребителями духовных благ и ценностей, но и творцами.

Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые ранее, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием.  [60.15]

Первой сферой творчества, в которой ребенок утверждает свои способности и познает себя, зачастую становится сочинение или сказка.

Значительное место в духовной жизни детей и подростков занимает драматическое творчество. Школьники могут организовать свой кукольный театр, театр сказки; довольно широко распространены драматические кружки, где учащиеся могут не просто исполнять роли в постановках, но и сочинять и инсценировать свои собственные пьесы.

При этом надо помнить, что занятия музыкой, хореографией, рисованием и т.д. лишь тогда обогащают ученика эстетически и нравственно, когда они приносят ему радость. Существенным условием успеха служит и объективная оценка художественного творчества детей. [61 .15]

Вывод: Таким образом, к средствам эстетического воспитания школьников относятся эстетическое восприятие природы, искусство и творческая деятельность. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство, как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого человека. Обращение к искусству как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера творческой индивидуальности.

 

1.3 Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

 

«У себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый, еще более удивительный мир. А дальше надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.»

                           Я. Корчак 

Само понятие «социокультурная среда» достаточно сложное, оно выходит на культуру, социум, среду.

Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры.

Понятие «социум» производная латинского «общее, совместное». В современной науке нет однозначного толкования данного понятия. Оно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле – как общество в целом. В узком смысле социум рассматривают как группу людей, объединенных общими условиями существования, устойчивыми связями, культурой, традициями, социальными ценностями, нормами, языком и т.д.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. В образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.

Термин «среда» имеет широкое употребление в науке, тем не менее, он не имеет четкого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Причем в научном обороте активно используется еще целый ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и т.п. 
«Среда человека» охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. 

Культура как категория отражает совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение значимых представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения и отношений, общих для социальной общности или всего социума, регулирующих общественные отношения (К.М. Хоруженко). При этом следует отличать культуру социальной группы и культуру общества. Первая, культура социальной группы отражает нормы, правила отношений и поведения, присущие только данной социальной группе. Вторая, культура общества выступает как общественная культура соответствующих классов.

Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть культивирована в социокультурной среде образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения.

Качественные признаки культуры характеризуют уровень развития современного общества и социальной общности. Поэтому необходимо рассматривать социокультурную среду как понятие, составляющее содержательную сторону образовательного процесса (обучения, развития, воспитания и оздоровления). Понятие «социокультура» в научный оборот ввел П.А. Сорокин, но относил к ней, всю Вселенную, сотворенную человеком (всю духовную и материальную культуру). Следовательно, социокультура, ее ценности должны составлять сущностную сторону образования подрастающего поколения. Этим создается база духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания, развития и оздоровления) подрастающего поколения. Следовательно, социокультура общества имеет непосредственный выход в образование подрастающего поколения, реализуемое в образовательном учреждении.

Социокультурная среда, созданная кропотливым трудом педагогов в образовательном учреждении, это и есть «мир», который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития обучающегося.

Практика и наука все чаще обращают внимание на среду как на поисковое поле ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возникает  активная роль педагогики в поиске совершенствования среды как условия формирования личности.

B.C. Библер считал, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие. По мнению Л.П. Буева, Н.В. Гусева среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. Ю.Г. Волков, B.C. Поликар представляя целостную социокультурную систему, считают, что среда способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения.

Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с ее материальным оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и «текущей жизни», также разработала методические рекомендации для воспитателей к использованию среды в развитии и воспитании творческой активности ребенка. Так, по ее мнению, элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, «исследовательской» работе, к коллективному творчеству

Позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Существование социокультурной среды в пространстве обусловливает ее изменчивость, динамизм, развертывание и саморазвитие среды в результате взаимодействия с ней ребенка.

Главное – гармонизировать среду как жизненное пространство, внутри которого ребенок будет приобретать умение: мыслить, размышлять, изучать свои внутренние силы и возможности; экспериментировать с материалами; определять свои отношения с миром, достигать жизненного диалога, овладевать способами креативного поведения и научиться пользоваться этой средой для саморазвития и самосохранения.

Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, характеризуется:

-  устойчивостью и относительной  стабильностью;

- создание ребенком среды, как условием его самореализации;

- побудительным, а  не  запрещающим характером, осмысленностью  той видов деятельности, в которую  вовлечен ребенок;

- связью, взаимодействием, непротиворечивостью  различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

- достаточным богатством, разнообразием различных элементов  среды, побуждающих делать выбор  и дающих возможность найти  свою социокультурную нишу;

- направленностью на общекультурные  нормы и ценности, воспринимаемые  ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым.

Художественно-эстетическая среда младшего школьного учебного заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период младшего школьного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.

Создание художественно-эстетической среды в школьном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Основная задача педагога – это моделирование социокультурной пространственно-предметной, художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать «творческой ареной», на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. [10; 22].

На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

Помимо этих факторов, влияние оказывают также обстоятельства личной жизни, психологические и биологические аспекты.

Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения, все эти отношения оказывают влияние на формирование эстетических качеств младшего школьника.

Учитывая тот факт, что развитие эстетических качеств тесно связано с  творческой деятельностью, которая прежде всего проявляется, как правило, в семье и среди ближних, можно отметить такие важные особенности развития личности в этих сферах, как необходимость развития красоты, подкрепленного деятельным участием в ее творении, опору на творческие достижения родителей и друзей, близких родственников, проявляющуюся в семье, потребности в развитии своих в способностей.

Преобладание общества сверстников, в котором формируется субкультура и личность участника, является важнейшим фактором, определяющим нравственные ориентиры творчества. В данном случае качества, вырабатываемые в процессе приобретения творческого опыта, становятся движущей силой развития как проявление индивидуальных, личностных и характерологических особенностей.

Выделим группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:

•сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами;

•круги общения и сотворческой деятельности в различных средах;

•сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности;

Информация о работе Пути и средства развития эстетических качеств младших школьников в учреждениях социокультурной сферы