Социализация детей младшего школьного возраста с ОВЗ через внеурочную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:15, дипломная работа

Описание работы

В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1. Глава Дети с ОВЗ и их категории……………………………………….4

2 Глава Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ…………10
Заключение…………………………………………………………………….22

Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

инклюзивное образование.docx

— 354.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации


 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Шабунина Ольга Сергеевна

(МБОУ  школа № 71, Кемеровская область, Прокопьевск)

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Социализация детей младшего школьного возраста с ОВЗ

через внеурочную деятельность. 

 

 
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

 

 

Содержание

 

      Введение…………………………………………………………………………3

     

      1. Глава   Дети с ОВЗ  и их категории……………………………………….4

 

      2 Глава    Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ…………10

                                 Заключение…………………………………………………………………….22

      

      Литература…………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 В условиях современного  мира особое  значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема  стоит перед детьми  с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести  определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного  существования в социуме. 

Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности  детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.

В связи с этим процесс социализации детей с ОВЗ  необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных  знаний получают навыки общения,  сотрудничества,  воспитывают  толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию.

В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей, в том числе и детей    с ОВЗ,  но одним из приоритетных направлений      является внеурочная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕТИ С ОВЗ ИХ КАТЕГОРИИ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

  1. дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р. М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:

Слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками;

  • Слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции.

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

  • Ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;
  • Позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха. Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом.
  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

Функциональные – самые легкие из существующих нарушений. К ним относят косоглазие и амблиопию (катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость, астигматизм и так далее). При вовремя предпринятых мерах данные состояния нередко могут быть исправлены. 

Органические – нарушения, касающиеся структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые приводят к плохому зрению, остаточному зрению и полной слепоте. К таким состояниям приводят заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз, к которым относят миопию, гиперметропию и астигматизм.

 

3) дети с нарушениями речи;

Речевые нарушения можно разделить на четыре основных вида:

• нарушение звукопроизношения;

• нарушение ритма и темпа речи;

• расстройства речи, связанные с нарушением слуха;

• недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

 

4)дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 

  • идиотия
  • имбецильность
  • дебильность

 

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

  1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).
  3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

6) дети с нарушениями  опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата.

  1. Заболевания нервной системы:
    • детский церебральный паралич
    • полиомиелит.
  2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
    • врожденный вывих бедра,
    • кривошея,
    • косолапость и другие деформации стоп,
    • аномалии развития позвоночника (сколиоз),
    • недоразвитие и дефекты конечностей,
    • аномалии развития пальцев кисти,
    • артрогрипоз (врожденное уродство).
  3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
    • травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,
    • полиартрит,
    • заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),
    • системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

 

 

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (неврозоподобные и

    невротические  синдромы).

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный  подход к каждому ученику.  
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).  
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 

4. Проявление педагогического  такта. Постоянное поощрение за  малейшие успехи, своевременная  и тактическая помощь каждому  ребёнку, развитие в нём веры  в собственные силы и возможности. 

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:  
- игровые ситуации; 

- дидактические  игры, которые связаны с поиском  видовых и родовых признаков  предметов; 

- игровые тренинги, способствующие развитию умения  общаться с другими;  
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения и воспитания:

1. Использование  сигнальных карточек при выполнении  заданий (с одной стороны на  ней изображен плюс, с другой  – минус; круги разного цвета  по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо  оценивают его правильность. Карточки  могут использоваться при изучении  любой темы с целью проверки  знаний учащихся, выявления пробелов  в пройденном материале. Удобство  и эффективность их заключаются  в том, что сразу видна работа  каждого ребёнка.

2. Использование  вставок на доску (буквы, слова) при  выполнении задания, разгадывания  кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. 
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. 
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. 
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 7. Активные методы рефлексии.

Информация о работе Социализация детей младшего школьного возраста с ОВЗ через внеурочную деятельность