Социализация детей младшего школьного возраста с ОВЗ через внеурочную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:15, дипломная работа

Описание работы

В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1. Глава Дети с ОВЗ и их категории……………………………………….4

2 Глава Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ…………10
Заключение…………………………………………………………………….22

Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

инклюзивное образование.docx

— 354.07 Кб (Скачать файл)

Организация внеурочной деятельности

детей с ОВЗ

Одним из ключевых задач развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий не только для полноценного включения учащихся в образовательной пространство, но и создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ.  

Как учить детей нам хотя бы теоретически все понятно, хотя на практике встречается целый ряд проблем и внештатных ситуаций. Начиная с простого не выхода ребенка на урок или отсутствия хорошей связи сети Интернет, до психологических проблем и не желания учиться.

      Обучение  и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И  важной составляющей в этом  процессе является организация  внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

 Внеурочная деятельность  должна быть ориентирована на  воспитательные результаты. В процессе  дистанционного обучения необходимо  сформировать систему внеурочной  деятельности обучающихся, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения и целями и задачами информатизации образования.

     Знакомство  с педагогической и научно-методической  литературой по данному вопросу  помогло выделить основные цели  внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных  технологий:

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;

удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;

формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;

подготовка личности "информационного общества".

 

В соответствии с указанными целями, определены основные задачи внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
  • организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

 

Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности обучающихся, основанной на применении информационных технологий.

К ним относятся:

  • Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
  • Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
  • Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;

Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

 

К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности обучающихся можно отнести следующие особенности:

  • социальная направленность применения информационных технологий;
  • актуальность изучаемых разделов по предметам и программам;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся по предметам

Виды и формы внеурочной деятельности:

  • игровая,
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение,
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество,
  • социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Традиционно одним из направлений в этой работе являются классные часы,  которые распределены  по трем направлениям: 

Первое  направление «Духовно- нравственные ценности».Тема  духовно-нравственных ценностей одна из проблемных тем для детей  с ОВЗ т.к. чаще всего такие дети проживают в малообеспеченных,  неблагополучных семьях, семьях стоящих на учёте в КДН, ОДН, а сами дети относятся к группе риска. Не о каких духовно-нравственных ценностях в таких семьях не говорят, а тем более их  не воспитывают.  Для своих детей я провела классный час  «Мои семейные реликвии». Чтобы это было интересно, познавательно, мы познакомились  с реликвиями нашей школы, побывали в музее,   ребятам было дано задание: узнать у родителей, бабушек, дедушек, какие существуют обычаи, обряды именно в их семье, приготовили презентацию о каждой семье. Старались найти вещь,  которая действительно передаётся по наследству, а если не получалось то историю придумывали сами. В результате  дети пришли к выводу, что нужно ценить вещи, придавать значение мелочам, нужно знать свою родословную.            

 Также проведены  классные часы, посвященные  нашей Родине, это «Славные сыны нашего Отечества», «Я - россиянин». Они направлены на  воспитание   любви к своей стране,    патриотизма, ответственности за своё будущее.

Второе направление классных часов – спортивно - оздоровительное. Здесь тоже можно выделить проблему: условия, в которых проживает большая часть детей,  приводят к тому,  что дети  курят, распивают спиртные напитки уже с раннего возраста,  поэтому  классные часы: «Что значит быть здоровым человеком», «Шалости и травмы», « Чем можно отравиться», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и другие были направлены на профилактику ЗОЖ. 

Я считаю, что успешной социализации детей помогают и  коллективно-творческие дела. Были проведены такие классные часы: «Об обидах и причинах обид», « О тех,  кого мы любим»,  «Эгоисты. Кто они такие?».   Это  серия  классных часов направлена на сплоченность коллектива, налаживание  взаимоотношений в классе, понимание своей значимости в общем деле,   так как все дела мы делаем сообща. Каждый ребенок старается внести свою лепту, хоть как- то поучаствовать.    

Следующее направление внеурочной деятельности - это  кружки и секции. Кружки  «Бисероплетение», «Рукоделие»,  «Хозяюшка», «Радуга красок», «Драматический» и другие проходят в нашей школе. Их цель  – развивать познавательный интерес, готовить к    выбору будущей профессии, воспитывать аккуратность, бережливость,  эстетический вкус, умение общаться, трудолюбие, выступать перед зрителями.

       

 

Хорошим  способом  развития социализации детей является проектная деятельность, которая развивает не только навыки проектирования, но и учит детей выступать на публике, защищать свою идею, нести ответственность за полученный результат. Работая над проектом, у детей повышается мотивация,  так как они видят результат своего труда. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  
РАВНЫЕ ПРАВА — РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ


Инвалидность — одна из человеческих особенностей̆, и чем больше мы будем о ней̆ знать, тем лучше мы сможем понимать людей̆, чьи возможности  ограничены

В моем классе 2 ребенка с ОВЗ: один плохо слышит, у другого- ДЦП. Ребята в классе к этим детям хорошо относятся, но не всегда проникаются их проблемами. Поэтому я решила организовать данный проект. В рамках программы внеурочной деятельности «Правовой навигатор».

Цель программы внеурочной деятельности - обучение детей и родителей общаться с другими людьми, познанию себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям разных национальностей и разных физических возможностей.

Основные направления воспитательной работы

-        Общеинтеллектуальное

-        Спортивно-оздоровительное

-        Общекультурное

-        Духовно-нравственное

-        Социальное

Цель проекта – обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья и внести свой вклад в решение данной проблемы

Задачи:

  • Лучше узнать окружающих нас людей и их особенности для того, чтобы понимать друг друга, общаться, учиться вместе, дружить;
  • Изучить документы, направленные на решение данной проблемы;
  • Внести посильный вклад в решение проблемы замкнутости детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Принципы осуществления проекта:

  1. Принцип диалогичности и сотрудничества.

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.

  1. Принцип опоры на активность участников проекта.

Создание условий для вовлечения участников программы в деятельность, в результате которой формируют толерантные установки. Отсутствие морализаторства и назидательности. 

  1. Принцип связи воспитания толерантности с жизнью.

Ориентация на ситуацию в обществе вообще и на жизненные ситуации взаимодействия участников программы с миром, отсутствие расхождения слова и дела. 

  1. Принцип уважительного отношения к личности.

Независимо от позиции мировоззрения, уважительное отношение (не обязательно соглашаясь) к личности всех участников проекта. 

  1. Принцип воспитывающей рефлексии.

Создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений.

Реализация проекта

 

Проект реализуется в несколько этапов в течение всего года:

На первом этапе происходит знакомство учащихся  с особенностями детей с ограниченными возможностями, инвалидами.

На втором этапе создаются условия для выражения учащимися,  своего отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья.

На третьем этапе создаются условия для использования полученных на первом и втором этапах знаний.

 

 

Критерии оценки реализации проекта:

Результат первого этапа – наличие знаний о проблемах людей с ограниченными возможностями  у учащихся.

Мероприятия, направленные на выявление уровня знаний:

-анкетирование учащихся ;

-анализ уровня знаний.

-расширение информационного  поля по проблеме инвалидности

 

Результат второго этапа – наличие отношения к проблемам инвалидов у учащихся.

Мероприятия, направленные на выявление отношения к проблеме толерантности:

-проведение конкурсов  по данной тематике;

деловые игры по теме, интерактивные беседы;

-создание условий для  появления проектов и инициатив  по данной тематике.

 

Результат третьего этапа – сформированные  установки

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения способами взаимодействия с людьми ограниченными возможностями и инвалидами, их эффективность:

Информация о работе Социализация детей младшего школьного возраста с ОВЗ через внеурочную деятельность