Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… ...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе
Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11
Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов…………………………… ……………………………………………..….19
2.2. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе …...29
Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44
Заключение…………………………………………………………………….......45
Литература……………….……………………………..……………………..…...48
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

студента (ки) 6 курса

специальности 050709 Преподавание в  начальных классах

Яковлевой Александры Юрьевны

Адаптация первоклассников  посредством организации первых дней

обучения в школе

 

 

 

 

 

 

Допустить к  защите:                                        Руководитель: Г.В. Нагаева

Зав. отделением заочной формы              

обучения_________ Русенко  Л.А.        

 «____» _______________ 2013 г.

 

 

 

Чита-2013       

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..… ...3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе

    1. Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
    2. Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11

Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18

Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса

2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации  детей первых классов……………………………  ……………………………………………..….19

2.2. Программа занятий  первых дней обучения первоклассников  в школе …...29

Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44

Заключение…………………………………………………………………….......45

Литература……………….……………………………..……………………..…...48

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Поступление в школу  вносит большие перемены в жизнь  ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проявления негативно протекающей адаптации, в зависимости от индивидуальных особенностей, к сожалению, становятся все более очевидными в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств [17, с.99].

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности [24; 28; 29; 32].  У некоторых адаптация не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям [5; 17].

Изменение внешней позиции  влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным [21; 25].

Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном  развитии событий, его успешной адаптации  к школьному обучению. О «внутренней  позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.

Психическую адаптацию  можно определить как процесс  установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в  ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, человека, его поведения, требованиям среды [7; 10].

Исследованию адаптации  первоклассников посвящены работы ученых: И.В Ермаковой, О.В. Даниленко, Д. Журавлева, М.Р. Битяновой, и др. Изучение, анализ данной литературы и состояние адаптации первоклассников позволили выявить противоречие:

- между изменившимися требованиями к обучению первоклассников в начальной школе, заявленными в Государственном стандарте, и реальными возможностями предоставления образовательных услуг по адаптации в условиях современного образования.

Проблема исследования: как организовать первые дни обучения в школе в процессе адаптации первоклассников?

Обозначенное  противоречие и сформулированная проблема обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе».

Объект исследования – процесс адаптации первоклассников.

Предмет исследования – организация адаптации первых дней обучения первоклассников в школе.

Принимая во внимание актуальность темы, сформулируем цель исследования: изучить процесс адаптации первоклассников, разработать и апробировать программу занятий первых дней обучения учащихся первого класса.

Исходя из цели,  мы поставили перед собой следующие задачи исследования:

  1. изучить  психологические особенности первоклассников;
  2. рассмотреть понятие и сущность адаптации, проблемы адаптации первоклассников;
  3. рассмотреть методы и приемы, используемые в процессе адаптации первоклассников;
  4. составить и апробировать программу первых дней обучения первоклассников в школе.

В  ходе выполнения работы были применены следующие методы:

  1. изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы;
  2. педагогическое наблюдение;
  3. беседа;
  4. анкетирование.

Теоретическая значимость нашей работы состоит в теоретическом обосновании исследуемой проблемы.

Практическая  значимость работы заключается в систематизации материалов, организации первых дней обучения в школе, направленных на успешность адаптации первоклассников к школьным условиям.

Апробация: МБОУ «Тупикская средняя общеобразовательная школа», с. Тупик, Тунгиро-Олекминский район, Забайкальский край (Тупик, 2012).

Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по теме исследования, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе

 

    1. Психологические особенности первоклассников

 

Поступление в школу  – переломный момент в жизни каждого  ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его  образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе [8; 13; 26].

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией  в жизни ребенка, так как связано  с необходимостью адаптироваться к  новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии  и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу.

В этот период жизни, в 6 - 7 лет, меняется и весь психологический  облик ребенка, преобразуется его  личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения [6; 18; 22]. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

 Многочисленные «можно»,  «нельзя», «надо», «положено», «правильно»,  «неправильно» лавиной обрушиваются  на первоклассника. Эти правила  связаны как с организацией  самой школьной жизни, так и  с включением ребенка в новую  для него учебную деятельность, когда она складывается и формируется, она является ведущей. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей [4; 21].

Начало школьного обучения является для каждого ребенка  сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось, бы без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью [5; 16].

Включение в новую  социальную среду, начало освоения учебной  деятельности требуют от ребенка  качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6 – 7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание учащихся первых классов еще слабоорганизовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Формирующееся внимание, оно становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение [6; 30].

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень не совершенны, что вызывает естественные трудности  при овладении письмом, работе с  бумагой и ножницами.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще  не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников  преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий [6; 19].

В развитии восприятия велика роль учителя, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

Информация о работе Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе