Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… ...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе
Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11
Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов…………………………… ……………………………………………..….19
2.2. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе …...29
Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44
Заключение…………………………………………………………………….......45
Литература……………….……………………………..……………………..…...48
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

  – формирует классный коллектив.

В ходе программы нормы  совместных действий и общения, на которых  в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами.

Программа курса «Введение в школьную жизнь» позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Введение правил для учащихся способствует формированию самоконтроля, саморегуляции; заданность средств решения задачи позволяет формировать планирование и многое другое.

Таким образом, мы пришли к заключению, что задачи решены, цель достигнута.

Список литературы

 

  1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
  3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – с. 92-100.
  4. Безруких М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей – М.: Эксмо, 2010. – 640 с.
  5. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
  6. Безруких М.М. Физиология развития ребенка: руководство по возрастной физиологии – М.: МОДЭК, 2010. – 786 с.
  7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе – М.: Совершенство, 1998 г. – 352 с.
  8. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: МОДЭК, 1997. – 632 с.
  9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. -  446 с.
  10. Большой толковый психологический словарь: В 2Т: Пер. с англ. / Сост. Ребер А. – М.: Вече: АСТ, 2000. – Т.1: А-О; Т.2: П-Я.
  11. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004. – 144 с.
  12. Виноградова Н.Ф. Всё о младшем школьнике: Книга для родителей – М.: Веданта-Граф, 2005. – 400 с.
  13. Выготский Л.С. Психология – М.: Эксмо, 2000. – 555 с.
  14. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. – 4-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2004. – 80 с.
  15. Дорожевец Т.В. Использование «Сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. – 1998. - №5. – с.48-56.
  16. Ермакова И. В. Цена адаптации и как её снизить // Народное образование. – 2009. - № 4. – с. 248-258.
  17. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу // Народное образование. – 2002. - № 8. – с. 99-105.
  18. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – М.: Академия развития, 1997. – 240 с.
  19. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – 724 с.
  20. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа. – 2005. –  № 8. – с. 51 – 55.
  21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника – М.: Просвещение, 1977. – 223 с.
  22. Макарова Л., Подвинцева Л. Ребенок – взрослый: терапия отношений // Школьный психолог. – 2004. -  № 27. – с. 11- 38.
  23. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе : Кн. для учителя. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
  24. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
  25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.– 240 с.
  26. Рогов С.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС,1995. – 528 с.
  27. Столяренко Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии – Ростов на Дону: Март, 2001. – 85 с.
  28. Тимофеева Л.Л. Организация периода адаптации к школьному обучению // Начальная школа. – 2008. – № 6. – с. 79 – 84.
  29. Харкевич О.Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения // Начальная школа. – 2006. – № 8. – с. 8 – 14.
  30. Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам.– М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
  31. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни – М.: Московский центр качества образования, 2010. - 120 с.
  32. Шкуричева Н. А. Адаптация – это серьезно! //Начальное образование.- 2005.- Спецвыпуск.- с.42.

 

 

 



Информация о работе Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе