Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… ...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе
Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11
Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов…………………………… ……………………………………………..….19
2.2. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе …...29
Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44
Заключение…………………………………………………………………….......45
Литература……………….……………………………..……………………..…...48
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

До начала психологической  диагностики учителю начальных  классов необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка  из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка [5; 11; 21]. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.).

Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к учителю необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком.

Входная педагогическая диагностика  проводится не только для того, чтобы  выявить уровень развития у будущих  учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения.

В процессе адаптации  первоклассников используются методы обучения (способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся) по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемный; по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические и многие другие [27].

В первые дни обучения в школе первоклассников необходимо придерживаться следующих методических приемов и предложений [21]:

- создать методическую  копилку игр, которые помогли  бы во время перемены снять  статическое напряжение, испытываемое  детьми во время урока. Важно  подобрать игры, которые будут  травмобезопасны, позволяющие   задействовать различные группы  мышц, снять усталость;

- регулярно проводить  во время урока физкультминутки,  подбирая такой материал, чтобы  он вызывал оживление, улыбку;

- разрешить детям при  появлении признаков усталости  встать из-за парт или сесть  так, как им удобно;

- в первые три месяца  сократить продолжительность урока до 30 минут, затем постепенно увеличивая ее;

- оборудовать кабинет  для первоклассников с игровым  пространством, игрушками, ковром  на полу, где можно полежать  и отдохнуть;

- до начала учебного  года провести беседу с родителями  на тему «Учебные нагрузки первоклассника, режим дня» (Приложение 1) и «Развитие ребенка до поступления в школу» (Приложение 2), ознакомить их с рекомендациями по организации дня,  рабочего места, системе питания первоклассника;

- создать благоприятные  эргономические условия в классной комнате. Снизить напряжение помогут красивые растения, чистота и порядок в классе.

При организации социально-психологической  адаптации первоклассников могут  быть задействованы следующие приемы и формы работы [5; 21]:

1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут  запомнить, поэтому все педагоги и работники школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники  в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.

2. Рассказ о себе. «Раскрыть»  каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут адаптационные тренинги (Приложение 3).

3. Вхождение в коллектив.  Детей, которые испытывают трудности  межличностного общения (застенчивые,  малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо  адаптировать к системе межличностных  отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.

4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти  и завязать знакомство, вступить  в игру с понравившимся им  одноклассником. Это гораздо легче  сделать, пообщавшись вначале  по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предлагается детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.

5. Общее дело. Ничто  так не сплачивает  коллектив,  как общие дела. Необходимо продумать  их перечень, направленность, целесообразность  и регулярно проводить коллективные  дела для создания классного  содружества.

Процедура социометрии  позволяет установить статус ребенка  в группе, его симпатии и антипатии  при выборе партнера по общению. Результаты социометрии использую как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.

Будущие первоклассники получат блестящую возможность присмотреться друг к другу, установить контакты, если для них организована воскресная школа.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально  общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья (Приложение 4).  Поэтому можно предложить родителям новую школьную традицию – семья может пригласить педагога в гости (Приложение 5).  В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях.  Это позволит ребенку полнее  раскрыться, а впоследствии – легче принять особенности школьного общения.

Комплекс организационной  адаптации первоклассников включает в себя следующие мероприятия [21; 23]:

1. Создание буклетов, где будет помещена информация  о школе, её традициях, истории,  правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.

2. Создание сайта   «Моя родная школа», где будут  публиковаться материалы о важных  школьных, традициях, о проблемах школы.

3. Сегодня важно объяснять  как родителям, так и детям  причины принятия тех или иных  административных решений. Важно,  чтобы ребенок и семья не  только подчинялись требованиям  школы, но и понимали их.

4. Оценка – новое  явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа  проводится в первые дни сентября.

 Современная начальная  школа не только для ребенка,  но и для его родителей [4; 11; 12]. Легко и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно.  Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка нужно проводить индивидуальные консультации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе

 

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся  в приспособлении (привыкании) к  новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация первоклассника в  школе должна быть комплексной. Организационный, социально-психологический  психофизиологический, и учебный  аспекты должны являться неотъемлемой частью модели процесса адаптации в каждой школе.

Процесс адаптации к  школе идет по двум направлениям [14].

Первое – психологическая  адаптация, или привыкание. Этот процесс  проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно  различаться у разных детей, и работа в этом направлении может продолжаться учителем даже в течение первого учебного года.

Второе направление  – освоение организационных навыков  и умений для учебы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику, и рабочему в начале трудовой деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем и др.

Прежде чем описать  программу, разработанную для адаптации  первоклассников к обучению в  их первые дни в школе, нами совместно  с психологом школы была проведена  диагностика.

Задача диагностики: выявить  уровень готовности будущих первоклассников к обучению в начальной школе.

Дошкольникам предлагалось выполнить следующие задания: графический  диктант Д.Б. Эльконина, методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили), методика по определению мыслительных способностей детей, первая буква, методика по выявлению умений выполнять операцию сложения и вычитания, методика определения состояния фонематического слуха и фонематического восприятия [31]. 

Графический диктант Б.Д. Эльконина (Приложение 6).

Цель: данная методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).

Результаты проведенной диагностики показали, что у будущих первоклассников на достаточно высоком уровне сформировано умение ориентироваться на плоскости, на выполнение работы ребята были настроены положительно, проявляли интерес, внимательно слушали и самостоятельно выполняли указания.

Методика определения  уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили) (Приложение 7)

Цель: данная методика направлена на выявление волевых усилий первоклассников.

Итоги диагностики: у большей части дошкольников выявлен высокий уровень волевых усилий. Задания выполняли с удовольствием, чувствовался интерес и желание выполнить тест без ошибок. Однако, некоторые ребята не смогли достаточно сосредоточиться, отвлекались на картинки, в связи с чем, с заданиями справились плохо.

Методика по определению мыслительных способностей детей (Приложение 8)     

Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Проведение данной методики позволило выявить четыре лидера (Юля Р., Дима Я., Артем Я., Саша Т.). Ребята не испытывали затруднений при выполнении заданий, проявляли усидчивость, аккуратность и внимательность. Большинство дошкольников с заданием справилось на среднем уровне.

Первая буква (Приложение 9)

Цель: методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова.

С заданием на высоком  уровне справилось четыре ребенка (Юля Р., Дима Я., Артем Я., Саша Т.). Карина В., Вова П., Катя П. - допустили по две ошибки, так как ориентировались на значение слова, а не начальный звук слова (корова – теленок; тигр – теленок). Дима Б., Кристина Д., Настя И. справились с заданием на низком уровне, выполнили не всю работу (по два задания), работали медленно, не справились с поставленной задачей. В среднем с заданием справились на среднем уровне.

Методика по выявлению умений выполнять операцию сложения и вычитания (Приложение 10)

Цель: выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Исходя из результатов  диагностики, следует отметить, что  ребята хорошо справляются с решением задач на сложение. С решением двух задач справился один мальчик. Многие дошкольники попытались решить задачу на вычитание, однако, решили ее неправильно, т. к. количество кружков (квадратов) не соответствовало правильному решению. С тестом справились на среднем уровне.

Методика определения  состояния фонематического слуха  и фонематического восприятия (Приложение 11)

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. 

Фонематический слух и восприятие достаточно развиты  у четырех ребят. Остальные дети испытывали затруднения в выполнении данного задания, в связи с  отсутствием дифференциации звуков и полном непринятие задания.

Результаты проведенной диагностики десятерых первоклассников представим в виде диаграммы (Приложение 12).

Проведенная диагностика  показала недостаточный уровень  готовности первоклассников к обучению в школе, результатом чего может  явиться сложная адаптация ребенка  к обучению. С целью облегчения адаптационного периода первоклассников к обучению в школе нами был разработан адаптационный курс «Введение в школьную жизнь».

Программа выстроена  на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первой недели учебных занятий [31].

Информация о работе Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе