Агрессивное поведение у детей подроскового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути коррекции.
Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:
своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста………………………………………………..13
1.3 Пути и методы коррекции агрессивного поведения……………………17
Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста……………………………………………………...23
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента……………...23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………36
Заключение………………………………………………………….………..44
Список литературы……………………………………………….…………46
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3                     

Глава I  Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7

1.1  Понятие  агрессивности в психолого-педагогической  литературе……..7

1.2  Половозрастные  особенности  проявления агрессивности в поведении  детей подросткового возраста………………………………………………..13

1.3  Пути и методы  коррекции агрессивного поведения……………………17                   

Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения   детей подросткового возраста……………………………………………………...23                                             

2.1  Организация  и методы констатирующего эксперимента……………...23 

2.2  Анализ результатов  констатирующего эксперимента…………………36 

Заключение………………………………………………………….………..44

Список  литературы……………………………………………….…………46                             

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Проблема  агрессии и  агрессивности у подростков уже  долгое время является одной из центральных в социальной психологии.

Тенденция роста детской преступности и увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психолого-педагогических условий предупреждающих эти опасные явления. Агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков. Ребенок в детстве оценивавшийся сверстниками как агрессивный, став взрослым, скорее  всего, будет оцениваться окружающими так же. Очевидно, что причины детской агрессивности зарождаются в семье, так как именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Для большинства  детей подросткового возраста характерны те или иные формы агрессии. Ситуация осложняется тем, что у определенной категории детей агрессия как  устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается трансформируясь  в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы интерес к проблеме детской агрессивности существенно возрос. Проблематика агрессии и агрессивного поведения является предметом исследования ученых разных стран (А. Адлера, А. Бандуры, А. Баса, Л. Берковица, Р. Бэрона, К. Лоренца, Д. Ричардсона, З. Фрейда, Э. Фромма) [4, с. 117]. Однако отечественные исследователи в этой области (С.Л. Колосова, Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцев, Л.М. Семенюк, Е.О. Смирнова, С.Ю. Чижова, И.А. Фурманов), несмотря на ее высокую значимость немногочисленны и представляют собой большей частью обзор зарубежных исследований [3, с. 120].

В нашей стране также  накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., М.А. Алемаскина,  Ю.М. Антонян, С.А. Беличевой, В.М. Бехтерева, И.В. Дубровиной, В.В. Знакова  и других [17, с. 58-60]. Интерес к заявленной теме определяется нарастающим вниманием к ней со стороны исследователей самых разных специальностей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать и зачастую, учителя и родители просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

       Актуальность темы определяется также важным значением агрессивности в структуре личности человека, ее влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально одобряемых, либо напротив разрушительных придающих поступкам асоциальный характер.  Однако попытки объяснения агрессивных действий детей затрудняется тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях, явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности. Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытия условий механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность и практическую значимость данной темы.

Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути  коррекции.

Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.

Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении  детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:

  • своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
  • систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.

В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования:

  1. Проанализировать проблемы агрессивности в отечественной и зарубежной литературе;
  2. Провести экспериментальные исследования по выявлению агрессивного поведения у детей подросткового возраста;
  3. Разработать и провести программу коррекции агрессивного поведения;
  4. Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.

Методологическая  основа исследования: Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это, прежде всего, обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей среде. На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя и провоцирующие ситуации. Выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на агрессивность детей посвящено множество исследований (Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, Л.С. Семенюк, Захаров А.И.).

  Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;
  2. Наблюдение за подростками;
  3. Анализ клинико-психолого-педагогической документации;
  4. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
  5. Количественный и качественный анализ экспериментального исследования. 

     Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем подростковой агрессивности, вносят определенный вклад в изучение закономерностей психического и личностного развития в подростковом возрасте. Материалы исследования способствуют уточнению понимания феномена агрессии в отношении его происхождения, степени стабильности и факторов.

 

Практическая  значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с деструктивными подростками.

Организация и  база исследования: экспериментальной  базой  исследования послужила  МОБУ СОШ № 2 с.Красноусольск.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста

1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе

За последнее десятилетие во всем мире, особенно в России отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство, так как агрессивные наклонности в поведении появляются уже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Сама по себе тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной педагогике и психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны [42, с. 63].

Термин "агрессия" издавна бытует в европейских  языках, однако, значение ему придавалось  не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Зильманн, его точка зрения, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [9, с. 122].               

В настоящее  время принимается следующее  определение:             Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Э.Фромм выделяет "доброкачественную" и "злокачественную" агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу—появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия [49, с. 348].

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебное поведение человека в отношении  других людей, которое отличается стремлением  причинить им неприятности, нанести вред [29, с. 165]. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину "агрессия" являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.

Агрессия (от латинского "agressio" – нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность.     

Психологическая агрессия – это поведение, преднамеренно направленное на нанесение психологического вреда другому человеку в виде оскорбления, запугивания, формирования зависимости. Это воздействие, нарушающее психологические границы личности. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными [40, c. 135-136].

В современной  литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивности. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А.Басс и А.Дарки [19, с. 238].

А.Басс предложил определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Они выделили пять видов агрессии:

  1. физическая (физические действия против кого-либо);
  2. вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
  3. косвенная:
    • направленная (сплетни, злобные шутки);
    • ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);
  1. раздражение (вспыльчивость, грубость);
  2. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Ввиду того, что  проявления агрессии у людей многообразны, по мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий, они представлены ниже в таблице. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Агрессивные проявления во всех своих формах имеют одну общую черту: они вызваны "попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей" [51, с. 410].

В таблице 1 представлены категории агрессии по А. Бассу.

                                                                            

Информация о работе Агрессивное поведение у детей подроскового возраста