Агрессивное поведение у детей подроскового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути коррекции.
Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:
своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста………………………………………………..13
1.3 Пути и методы коррекции агрессивного поведения……………………17
Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста……………………………………………………...23
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента……………...23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………36
Заключение………………………………………………………….………..44
Список литературы……………………………………………….…………46
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Количественные  показатели с выявленными типами акцентуаций

Ф.И.О.

Типы акцентуаций

Г

Дис

Цикл

Д

Экз

Э

Застр

Пед

В

Т

1

Лена Е.

2

2

2

1

3

3

1

1

3

1

2

Даниил Е.

3

1

2

1

1

1

1

1

1

1

3

Антон К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Настя Л.

3

2

2

1

1

1

1

1

1

1

5

Егор С.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Маша С.

2

1

2

1

1

3

1

2

2

1

7

Таня Т.

2

1

3

2

2

1

2

2

2

2

8

Слава П.

2

1

1

1

2

2

1

1

3

1

9

Юля М.

1

2

2

1

3

1

1

1

1

1

10

Радмир И.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

Всего

20

13

15

11

16

15

11

12

16

11


 

Сумма баллов показателей  по методике «Акцентуации характера» Шмишека (детский вариант):

1.  Гипертимность – 20 баллов;                

2.  Дистимичность – 13 баллов;   

3.  Циклотимность –  15 баллов;     

4.  Демонстративность  - 11 баллов;    

5.  Экзальтированность  – 16 баллов;

6.  Эмотивность –  15 баллов;

7.  Застревание –  11 баллов;

8.  Педантичность –  12 баллов;

9.  Возбудимость –  16 баллов;

10. Тревожность –  11 баллов.

Данные показателей типов акцентуаций зафиксированы в диаграмме 1.

Диаграмма 1 

     Количественные  показатели у детей подросткового  возраста (с выявленными типами  акцентуаций характера)

 

    Анализ результатов диагностики показал, что у девочек наблюдается больше признаков акцентуаций, чем у мальчиков. У 30% выявлена повышенная агрессивность, наблюдается неадекватная самооценка – у  50%, тревожность -  у 20 %.

Таким образом, проявление агрессивного поведения связано с личностными особенностями подростков, в первую очередь такими, как высокий уровень агрессии, неадекватная самооценка, тревожность.

Данные результатов  тестирования по методике Шмишека представлены в приложении 2.

В таблице 5, в  диаграмме 2 представлены количественные результаты методики Басса-Дарки.

Таблица 5

Количественные  результаты показателей агрессивности  у детей подросткового возраста

Ф.И.О.

Показатели агрессивности

К.А.

Р.

Н.

О.

П.

В.А.

Ф.А.

Ч.В.

1

Лена Е.

2

2

2

2

2

3

2

2

2

Даниил Е.

2

1

1

2

2

3

2

2

3

Антон К.

2

2

1

1

2

3

2

2

4

Настя Л.

2

2

1

2

2

2

2

1

5

Егор С.

2

2

2

1

2

2

2

1

6

Маша С.

1

2

1

1

1

3

2

1

7

Таня Т.

1

2

1

1

2

3

2

2

8

Слава П.

2

2

2

2

1

3

2

1

9

Юля М.

2

2

1

1

1

3

2

2

10

Радмир И.

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Всего

18

19

14

14

17

27

20

16




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы  следует, что сумма баллов показателей по методике Басса-Дарки:

Косвенная агрессия – 18 баллов;

Раздражительность – 19 баллов;

Негативизм  – 14 баллов;

Обида – 14 баллов;

Подозрительность  – 17 баллов;

Вербальная  агрессия – 27 баллов;

Физическая  агрессия – 20 баллов;

Чувство вины – 16 баллов.

Данные  показателей агрессивности зафиксированы в Диаграмме 2.

Диаграмма 2

Проявление  агрессивности   у экспериментальной группы на констатирующем эксперименте

 

В таблице 6 представлены количественные показатели индекса агрессивности и враждебности

Таблица 6

Количественные  показатели индекса агрессивности  и враждебности у детей подросткового  возраста

Ф.И.О.

Показатели  индекса агрессивности и враждебности

1

Лена Е.

30

15

2

Даниил Е.

28

12

3

Антон К.

32

12

4

Настя Л.

33

11

5

Егор С.

25

9

6

Маша С.

27

8

7

Таня Т.

32

6

8

Слава П.

34

8

9

Юля М.

34

6

10

Радмир И.

27

14


 

Из таблицы 6 следует, выявлены высокие показатели индекса агрессивности и враждебности. Лена Е. (ИА) – 30; (ИВ) – 14, Даниил Е. (ИА) – 28; (ИВ) – 10, Антон К. (ИА) – 32; (ИВ) – 12, Настя Л.  (ИА) – 33; (ИВ) – 11, Егор С. (ИА) – 25; (ИВ) – 9, Маша (ИА) – 27; (ИВ) – 8, Таня (ИА) – 34; (ИВ) – 6, Слава (ИА) – 34; (ИВ) – 8, Юля (ИА) – 34; (ИВ) – 6, Радмир (ИА) – 27; (ИВ) – 14. Данные результатов тестирования представлены в приложении 1.

Данные показателей  агрессивности  испытуемых были зафиксированы в отдельной таблице 7:

Таблица 7

 

Виды  реакций

Количество  детей по уровню

высокий

средний

низкий

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Физическая агрессия

9

90%

1

10%

-

-

Косвенная агрессия

6

60%

3

30%

-

-

раздражительность

6

60%

4

40%

-

-

негативизм

2

20%

6

60%

2

20%

обида

4

40%

3

30%

3

30%

подозрительность

5

50%

2

20%

2

20%

Вербальная  агрессия

10

100%

-

-

-

-

Чувство вины

2

20%

4

40%

4

40%




Количественные  показатели агрессивности в процентах

 

Из таблицы 7 следует, что в результате анализа полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 90% - 9 человек, средний уровень зафиксирован у 10% - 1 человека; высокий уровень косвенной агрессии – 60% - 6 человек, средний уровень зафиксирован у 30% - 3 человека; склонности к раздражительности зафиксирован у  60% - 6 человек, средний у 40% - 4 человека;  высокий уровень негативизма у 20% - 2 человека, средний уровень у 60% - 6 человек; высокий уровень обиды у 40% - 4 человека, средний у 30% - 3 человека; подозрительности – 50% - 5 человек, средний у 20% - 2 человека;  вербальной агрессии у 100% -10  человек; высокий уровень чувства вины – 20% - 2  человека, средний у 40% - 4 человека. Анализ показал, что все 10 подростков склонны к проявлению агрессивного поведения. Данные, полученные при обследовании, совпадают с данными учителя, который выделил тех же школьников по субъективному критерию.

В таблице 8, в  диаграмме 3 представлены количественные  показатели результатов методики «Несуществующее животное»

Таблица 8

Количественные  показатели методики «Несуществующее  животное» по типу реакций

Ф.И.О.

Несуществующее  животное

агрессивность

тревожность

незащищенность

Завышенная  самооценка

Недоверие к  себе

1

Лена Е.

2

2

0

0

0

2

Даниил Е.

0

0

1

0

0

3

Антон К.

3

3

0

0

1

4

Настя Л.

1

2

0

0

2

5

Егор С.

1

0

0

1

1

6

Маша С.

0

0

0

2

2

7

Таня Т.

3

2

1

3

0

8

Слава П.

3

0

0

0

2

9

Юля М.

1

3

0

1

1

10

Радмир И.

3

1

0

0

1

 

Всего

17

13

2

7

10


 

Из таблицы 8 следует, что сумма баллов показателей по методике «Несуществующее животное»:

    • агрессивность – 17 баллов;
    • тревожность – 13 баллов;
    • незащищенность – 2 балла;
    • завышенная самооценка – 7 баллов;
    • недоверие к себе – 10 баллов.

Данные показателей зафиксированы в диаграмме 3.

Диаграмма 3

Количественные показатели у детей подросткового возраста (с выявленными типами реакций)

Из таблицы 8 и диаграммы 3 следует, что выше всего агрессивность (17 баллов), тревожность (13 баллов), недоверие к себе (10 балла), завышенная самооценка (7 балла) и незащищенность (2 балла)

Рисунки детей  по проективной методике «Несуществующее  животное» представлены в приложении 4.

По результатам социометрического опроса даны следующие результаты:

  1. Лена Е. – относится к статусу «пренебрегаемые»
  2. Даниил Е. – относится к статусу «изолированные»
  3. Антон К. – относится к статусу «изолированные»
  4. Настя Л. – относится к статусу «изолированные»
  5. Егор С. – относится к статусу «изолированные»
  6. Маша С. – относится к статусу «изолированные»
  7. Таня Т. – относится к статусу «изолированные»
  8. Слава П. – относится к статусу «пренебрегаемые»
  9. Юля М. – относится к статусу «изолированные»
  10. Радмир И. – относится к статусу «лидеры»

Одним из показателей  благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Всего взаимных выборов пять. Отсюда следует: КВ= 5/10*100%=50%

Вывод: На основании данной социометрии можно утверждать, что группа по величине  коэффициента получила довольно высокий показатель. Показатели социометрии представлены в приложении 3.

На основании  таблиц 4,5,8 и диаграмм 1,2,3 следует сумма баллов показателей по всем методикам:

  • агрессивность – 84 балла;
  • тревожность – 24 балла;
  • незащищенность – 2 балла;
  • завышенная самооценка – 7 баллов;
  • лабильность (циклотимность) – 15 баллов;
  • недоверие к себе – 10 баллов.

Информация о работе Агрессивное поведение у детей подроскового возраста