Агрессивное поведение у детей подроскового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути коррекции.
Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:
своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста………………………………………………..13
1.3 Пути и методы коррекции агрессивного поведения……………………17
Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста……………………………………………………...23
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента……………...23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………36
Заключение………………………………………………………….………..44
Список литературы……………………………………………….…………46
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                                                                   Таблица 1

Категории агрессии по А. Бассу

Тип агрессии

примеры

1

Физическая - активная прямая

Избиение, ранение оружием

2

Физическая  – активная непрямая

Закладывание  мин и ловушек

3

Физическая - пассивная прямая

Стремление  физически не позволить что-то сделать (сидячая демонстрация)

4

Физическая - пассивная  непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач: отказ (освободить проход)

5

Вербальная - активная прямая

Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека

6

Вербальная - активная непрямая

Распространение злостей клеветы, сплетен о другом человеке

7

Вербальная  – пассивная прямая

Отказ разговаривать  с другим человеком, отвечать на вопросы

8

Вербальная - пассивно непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения


 

 В работах, посвященных проблемам воспитания «трудных» подростков, а также их социальным отклонениям, одно из первых мест занимает проблема агрессивности. Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних.  Дети,  как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.

Многие специалисты  считают одной из основных причин агрессивного поведения недостатки семейного воспитания [5, с. 118]:

1. Гиперопека  – гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Хочется отметить, что возраст родителей так же влияет на выбор стиля воспитания. Наиболее часто гипоопека встречается в неполных семьях молодых (а точнее юных) родителей. Дети, таких родителей чаще других детей, попадают в поле зрения администрации школы за агрессивное поведение (драки со сверстниками, эпизодический или системный вандализм). Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

2. Физическое, психологическое  или сексуальное насилие по  отношению к ребенку или по  отношению к одному из членов  семьи, свидетелем которого стал  ребенок. В данном случае агрессивного  поведения ребенка может рассматриваться  как механизм психологической  защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).

3. Негативное  влияние сибсов (отвержение, соперничество,  ревность и жестокость с их  стороны). По данным Фельсон, дети более агрессивны в отношении единственного брата или сестры, чем против большого количества детей, с которыми они общаются. Паттерсон обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры неагрессивных детей.

4. Материнская  депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

5. Наличие специфических  семейных традиций, может стать  причиной агрессивности ребенка.  Речь идет об искаженных моделях  воспитания, специфическом поведении  родителей, и культивировании  этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

6. Неполные семьи. По данным Геттинга, малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.

Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения  у детей и подростков [7, с.134]:

1)  С неблагополучной  эмоциональной атмосферой, где родители  не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

     2)  В которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3)   С нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Агрессивное поведение это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения и как способ реагирования на внешнюю угрозу. Она необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема возникает тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает ситуация порочного круга.

Таким образом, исследование агрессивного поведения  детей и молодежи важно еще и потому, что оно существенным образом сказывается на частоте и интенсивности агрессивных, насильственных действий всех возрастных групп населения.

 

1.2  Половозрастные  особенности проявления агрессивности  в поведении детей подросткового  возраста

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

С возрастом  агрессивная реакция усложняется, приобретая характер действия, основанием которого служит личностный (коммуникативный) компонент, слагающийся из динамичного взаимодействия формирующихся эмоционального и когнитивного полей. Происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм таких, как оскорбление или соперничество [14, с. 155-156].

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание  прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям.

На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка  характеризует весьма критичное  отношение к себе. Около 34% мальчиков  и 26% девочек (по данным Фельдштейна  Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития [45, с. 3-18]. В целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии. Это подтверждается данными экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста. Данные свидетельствуют, что у младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения подростков: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску [21, с. 73-76].

О.И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением [52, с.32-33]. Изменение характера референтной группы или ценностей и норм в прошлой группе создавало условия, побуждающие к изменению нравственных оценок. Если оценивать влияние полового (гендерного) фактора, то подростки (мальчики) демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а подростки (девочки) — косвенной и вербальной. Как подчеркивают многие специалисты, систематическое агрессивное поведение детей больше обусловлено биологическими факторами и преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также ранней социальной депривацией. Напротив, систематическая физическая агрессия детей подросткового возраста сильнее связана с неблагоприятным микросоциальным окружением (негативная роль отца, родительская агрессия, стиль воспитания), в то время как биологические факторы играют второстепенную роль. Наиболее значимыми показателями риска агрессии у подростков мужского пола общей популяции  являются микросоциальные факторы: увлечения, связанные с насилием и жестокостью, употребление психоактивных веществ, родительская агрессия [26, с. 87-89]. При этом защитным фактором, тормозящим развитие агрессивного поведенческого стереотипа, являются такие личностные характеристики, как застенчивость, нерешительность, повышенная тревожность. У девочек преобладают биологические факторы риска. Агрессивные девочки отличаются раздражительностью, обидчивостью; имеют в анамнезе черепно-мозговые травмы и признаки раннего органического поражения головного мозга, часто предъявляют жалобы соматического и неврозоподобного характера; имеют отклонения в полоролевом поведении. Одним из факторов риска повышенной агрессивности девочек – возрастной период 12-15 лет. Физическая агрессия девочек значительно чаще направлена на противоположный пол и членов семьи, провоцировалась оскорблением или угрозой изнасилования, часто сочеталась с аутоагрессией и смещенной агрессией [43, с. 263-265]. У мальчиков физическая агрессия достоверно чаще направлена против лиц своего пола, незнакомых прохожих и мотивировалась желанием поддержать самооценку и статус среди сверстников. Л.М. Семенюк приводит данные по преобладанию того или иного вида агрессивного поведения у подростков из разных слоев населения, которые приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Преобладание  агрессивного поведения подростков

из разных слоев  населения

Социальные слои

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

Из рабочей среды

70%

45%

50%

30%

Из среды строителей

65%

55%

60%

40%

Из среды сельских тружеников

67%

60%

65%

20%

Из среды малоквалифицированных  подсобных работников (прачки, уборщицы)

30%

65%

75%

50%

Из среды служащих среднего звена

40%

45%

75%

60%

Из среды руководящих работников

60%

67%

35%

90%

Из среды торговых работников, коммерсантов

20%

30%

25%

10%

Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры)

25%

40%

55%

80%




 

 

 

Из таблицы видно, что  физическая форма проявления агрессивного поведения наиболее выражена у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма.

Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения.

По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей  подсобных работников и семей  руководящих служащих.

Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих  работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Информация о работе Агрессивное поведение у детей подроскового возраста