Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 03:15, курсовая работа

Описание работы

В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия 2.агрессивность.docx

— 135.23 Кб (Скачать файл)

22. Исследования по проблемам  возрастной и педагогической  науки [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1980. - 214 с.

23. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1985.

24. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

25. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978.

26. Копченова, Е.Е. Что стоит за  агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 2009.- №1.-с.64-66.

27. Корнеева, Е.Н. Если в семье  конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2007.

28. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Политиздат, 1990.

29. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы  эмоционального развития детей  дошкольного и младшего школьного  возраста: практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник.- М.: Генезис, 2003.

30. Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - №112.

31. Куликов, Л.В. Психические состояния [Текст] / Л.В. Куликов. - М.: Просвещение, 1990.

32. Лазурс, Р.С. Теория стресса и  психологические исследования. Эмоциональный  стресс [Текст] / Р.С. Лазурс. - Л., 1990.

33. Левитов, Н.Д. Фрустрации как один  из видов психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. - 2008.- №6.

34. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние  агрессии [Текст] // Школьный психолог. - 2007. - №6.

35. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические  произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. В 2 т.- М.: Просвещение, 1989.

36. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с  гиперактивными, агрессивными, тревожными  и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Генезис, 2006.

37. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб, 2007.

38. Минаева, В.М. Развитие эмоций  дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М., 1999.

39. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992 г, № 1-2.

40. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова.- М.: Тривола, 1995.

41. Психологические механизмы регуляции  социального поведения. Сб. статей [Текст] / Отв. ред. М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1989.

42. Психология формирования и  развития личности [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1981.

43. Паренс, Р. Агрессия наших детей [Текст] / Р. Паренс. - М.: Наука, 1997.

44. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности  в современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

45. Смирнова, Е.О. Психологические особенности  и варианты детской агрессивности [Текст] // Вопросы психологии.- 2008.- №1.

46. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.- №5.-с.62-67.

47. Фрейд, А. Психология «Я» и  защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. - М., 1993.

48. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. - Мн.: Ильин, 2006.

49. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему? [Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль, 2007. - 49 с.

50. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические  труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1986.

51. Эмоциональное здоровье вашего  ребенка [Текст] / Под ред. Жилина  К.Д. - М., 2008. - 257 с.

Приложение 1

Понимание агрессивности старшими дошкольниками

 

ВОПРОС

ОТВЕТЫ

агрессивных детей

ОТВЕТЫ

неагрессивных детей

 

1.Каких людей ты считаешь агрессивными?

Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся

(50% опрошенных детей)

Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных(63% мальчиков, 80% девочек)

 

2.Как бы ты поступил, если бы  встретился с агрессивным взрослым?

Дрался, ударил бы

(83% мальчиков, 27% девочек),

Обрызгала, испачкала

(36% девочек)

Прошёл бы мимо, отвернулся(83% мальчиков, 40% девочек)

Позвала бы на помощь знакомых(50% девочек)

 

3.Как бы ты поступил, если бы  встретился с агрессивным мальчиком(девочкой)?

Стал бы драться(92% мальчиков, 54% девочек)

Убежала бы(36% девочек)

Ушёл бы, убежал(83% мальчиков, 50% девочек)

 

4.Считаешь ли ты себя агрессивным?

Нет - 88% мальчиков, 54% девочек

Да - 12% мальчиков, 46% девочек

Нет - 92% мальчиков, 100% девочек

Да - 8% мальчиков

 
       

Приложение 2

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребёнка)

 

Стратегия

воспитания

Конкретные

примеры

стратегии

Стиль

поведения

ребёнка

Почему

ребёнок так

поступает

 

Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка

«Прекрати!»

«Не смей так говорить».

Родители наказывают ребёнка.

Агрессивный ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время.

Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.

 

Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал.

Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно.

Ребёнок думает, что делает всё правильно, его агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

 

Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим.

Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо себя вести в определённых ситуациях.

Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом.

Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей.

 
         

Приложение 3

Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

1. Временами кажется, что в него  вселился злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

2. Он не может промолчать, когда  чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4.Иногда ему без всякой причины  хочется выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда он так настаивает  на чем-то, что окружающие теряют  терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он не прочь подразнить животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда у него вспыхивает  желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В ответ на обычные распоряжения  стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто не по возрасту ворчлив.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает себя как самостоятельного  и решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи вызывают у него  сильное раздражение, желание найти  виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко ссорится, вступает в  драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________ 
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

Приложение 4

Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина)

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1) Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:

а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек - Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;

г) свой вариант.

2) Какую взрослую передачу по  телевизору ты смотришь с большим  удовольствием:

а) «В мире животных»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная хроника»;

г) свой вариант.

3) В каком телевизионном фильме  ты хотел бы сняться:

а) «Приключения Электроника»;

б) «Менты»;

в) «Мортал Комбат смертельная битва»;

г) свой вариант.

4) Если бы ты был главным  режиссёром про что бы ты  придумал детскую передачу:

а) про дружбу между людьми;

б) про драки между людьми;

в) детский боевик;

г) свой вариант.

Приложение 5

Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)

Фрагменты:

Рассерженный «впадает в бешенство».

Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.

Ведет себя подобно «настороженному животному».

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.

Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.

В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.

Портит общественную и личную собственность.

Негативно относится к замечаниям.

Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.

Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними