Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 03:15, курсовая работа

Описание работы

В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия 2.агрессивность.docx

— 135.23 Кб (Скачать файл)

2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). [13]

Возраст испытуемых - 5-6 лет.

Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

· Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

· Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) [1]

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

· Высокий уровень агрессивности - 10 - 14 баллов.

· Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

4. Методика “Рисунок  несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.) [24]

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 11-15 баллов

· Высокий уровень агрессивности -- 7-10 баллов.

· Средний уровень агрессивности --4-6 баллов.

· Слабый уровень агрессивности --0-3 баллов.

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

1) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  Лаврентьевой Г.П. и Титаренко  Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень  агрессивности, 30% средний, 42% высокий  и 14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.1 и диагр.1).

Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

 
     

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

 

1.

Костя А.

5

         

2.

Тимур Р.

11

         

3.

Аня Б.

13

         

4.

Виктор З.

13

         

5.

Игорь К.

16

         

6.

Катя Л.

7

         

7.

Коля Л.

10

         

8.

Артем Т.

17

         

9.

Никита П.

10

         

10.

Андрей П.

11

         

11.

Кирилл Р.

5

         

12.

Ксюша С.

11

         

13.

Аня С.

13

         

14.

Герман Х.

7

         

ИТОГО

2 ребенка 14,29%

4 ребёнка 28,57%

6 детей 42,86%

2 ребёнка 14,29%

     
               

Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

2) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  «Беседа с детьми на тему: «Я  и телевизор»: 20% детей имеют слабый  уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень  агрессивности (см. табл.2 и диагр.2):

Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

 

Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

 

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

 
     

Слабый

Средний

Высокий

Повышен-ный

 

1.

Костя А.

4 б.

         

2.

Тимур Р.

4 б.

         

3.

Аня Б.

3 б.

         

4.

Виктор З.

6 б.

         

5.

Игорь К.

3 б.

         

6.

Катя Л.

2 б.

         

7.

Коля Л.

2 б.

         

8.

Артем Т.

8 б.

         

9.

Никита П.

4 б.

         

10.

Андрей П.

3 б.

         

11.

Кирилл Р.

2 б.

         

12.

Ксюша С.

4 б.

         

13.

Аня С.

5 б.

         

14.

Герман Х.

6 б.

         

ИТОГО:

3 ребёнка

21,43%

7 детей

50%

3 ребёнка

21,43%

1 ребенок

7,14%

     
               

Диаграмма 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

3) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  Лаврентьевой Г.П. (структурализированное  наблюдение, проводимое воспитателем): 28,57% детей имеют слабый уровень  агрессивности, 42,86% средний, 21,43% высокий  и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.3 и диагр.3):

Таблица 3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

 

Ф.И.

Компоненты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

И т о г

 

Костя А.

+

-

-

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

-

7

   

Тимур Р.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

11

   

Аня Б.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

3

   

Виктор З.

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

11

   

Игорь К.

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

   

Катя Л.

-

+

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

+

9

   

Коля Л.

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

   

Артем Т.

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

15

   

Никита П.

-

+

-

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

+

+

-

-

6

   

Андрей П.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

4

   

Кирилл Р.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

9

   

Ксюша С.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

11

   

Аня С.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

9

   

Герман Х.

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

8

   
                                           

4) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор  С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый  уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень  агрессивности (см. табл.4 и диагр.4):

5) По результатам четырёх  методик: 0% детей имеют слабый  уровень агрессивности, 71,43% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень  агрессивности (см. табл.5 и диагр.5):

 

Таблица 4 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

 

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

 
     

Слабый

Средний

Высокий

Повышен-ный

 

1.

Костя А.

9 б.

         

2.

Тимур Р.

8 б.

         

3.

Аня Б.

3 б.

         

4.

Виктор З.

9 б.

         

5.

Игорь К.

1 б.

         

6.

Катя Л.

6 б.

         

7.

Коля Л.

4 б.

         

8.

Артем Т.

11 б.

         

9.

Никита П.

7 б.

         

10.

Андрей П.

2 б.

         

11.

Кирилл Р.

5 б.

         

12.

Ксюша С.

6 б.

         

13.

Аня С.

1 б.

         

14.

Герман Х.

8 б.

         

ИТОГО:

4 ребёнка

28,57%

4 детей

28,57%

5 детей

35,71%

1ребенок7,14%

     
               

Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними