Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 03:15, курсовая работа

Описание работы

В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Копия 2.агрессивность.docx

— 135.23 Кб (Скачать файл)

Зависть - не просто неприятное чувство. Завидующий человек рано или поздно обязательно за это расплачивается. Кстати, в “Сказке о царе Салтане” об этом очень смешно написано: Царевич, превратившись в шмеля, услышал завистливые речи бабы Бабарихи, и наказал её, больно нажалив своим шмелиным жалом.

Композитор Римский-Корсаков написал по этой сказке оперу, и в ней эпизод со шмелём звучит так интересно, что сразу можно понять, что шмель кружит над завистницей, то поднимаясь ввысь, то молнией опускаясь на голову и сердито поражает её своими жгучими укусами.

(Звучит фрагмент оперы “Сказка  о Царе Салтане” под названием  “Полет шмеля”).

А вам когда-нибудь приходилось испытывать самим зависть? Или, может быть, вы вспомните, когда вам кто-то позавидовал?

Попробуйте сейчас представить ситуацию, когда вы испытывали чувство зависти, и попробуйте увидеть, почувствовать, ощутить, где именно в теле это находится.(Спрашиваю каждого ребенка). Какого оно цвета? А какой формы?

А теперь закройте глаза и попробуйте представить образы своей зависти, или зависти, которую испытывал кто-то.

Дети! Сегодня мы научимся снимать с себя это отрицательное эмоциональное состояние. Есть два простых и даже веселых способа избавления от зависти.

1. Это упражнение. Оно называется  “Трюк Тарзана”. Сначала посмотрите  и послушайте, как это сделаю  я, а затем мы проделаем это  вместе. (Показываю упражнение).

Встаньте. Спина прямая. Глубоко вдыхаем и запасаемся новой, доброй энергией, а при выдохе громко кричим, колотя себя кулачками по груди: “А-а-а!!” (как Тарзан в фильме).

Второй способ избавления от зависти - превращение её в образы и прорисовывание.

Вы уже умеете рисовать втроем, договариваться, что, где и как вы нарисуете. Сегодня я предлагаю вам нарисовать образ своей зависти, но втроем на одном листе, так, чтобы получилась одна картина. Что для этого надо?

1. Спросить мнение каждого, кто  и что хочет нарисовать.

2. Договориться, кто и где расположит  свой образ.

В процессе работы помните, что вы отвечаете не только за себя, но и за то, как старается ваш друг - советуйте, помогайте.

В конце занятия рассматриваем рисунки и подводим итог: “Если я почувствовал зависть, то не должен ей подчиняться. Не надо сдерживать ее, как и не слишком открыто ее выражать. Я могу выразить свою зависть смешным упражнением “Трюк Тарзана” или прорисовать свою зависть на бумаге, избавившись, таким образом, от отрицательных эмоций.

Таким образом, можно заключить, что через упражнения и прорисовывание своих негативных эмоциональных состояний, дети учатся не загонять глубоко в подсознание свою злость, а знают, как освободиться и не копить в душе негатив.

Дети порой приходят в замешательство, когда испытывают бесконтрольную злость по отношению к людям. Прорисовывая и исполняя упражнения на снятие негативных эмоций, дети учатся не только освобождаться, но при этом еще и правильно понимать и принимать себя такими, какие они есть - сердитыми, злыми.

Умение принимать и прощать себя важно для психического здоровья детей. Этого не умеют делать даже многие взрослые. Поэтому очень важно начинать обучать принятию себя, начиная уже с дошкольного возраста.

Итак, мы рассмотрели примерную программу по профилактике агрессивности с детьми старшего дошкольного возраста, целями которой являлись: знакомить детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью; учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам); учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом; учить детей активно воспринимать предложения «инициатора»: высказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера; формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.); формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение; развивать эмпатию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента

После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по профилактике агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного возраста.

Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения занятий программы. В результате были получены следующие данные:

Приведем здесь итоговый уровень выполнения заданий по всем четырем методикам (табл.6 и диагр.6):

Таблица 6 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на контрольном этапе эксперимента

 

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности

 
   

1

2

3

4

   

1

Костя А.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

 

2

Тимур Р.

В

СР

СР

СР

СР

 

3

Аня Б.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

 

4

Виктор З.

В

СР

В

СР

СР

 

5

Игорь К.

СЛ

СР

СЛ

СЛ

СЛ

 

6

Катя Л.

СР

СЛ

СР

СР

СР

 

7

Коля Л.

СР

СЛ

СР

СР

СР

 

8

Артем Т.

В

СР

СР

СР

СР

 

9

Никита П.

СЛ

СЛ

СР

СЛ

СЛ

 

10

Андрей П.

СР

СР

СЛ

СЛ

СР

 

11

Кирилл Р.

СЛ

СЛ

СР

СР

СР

 

12

Ксюша С.

СР

СР

В

СР

СР

 

13

Аня С.

В

СР

СР

СЛ

СР

 

14

Герман Х.

СР

В

СР

СЛ

СР

 
               

Примечание:

П - Повышенный уровень агрессивности

В - Высокий уровень агрессивности

СР - Средний уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности

Диаграмма 6. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на контрольном этапе эксперимента

По результатам четырёх методик на контрольном этапе эксперимента: 28,57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 0% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности.

По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен слабый уровень агрессивности.

Средний уровень агрессивности - у десятерых детей.

Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Тимур Р., Виктор З., Артем Т., Ксюша С.), на контрольном этапе показали средний уровень.

Высокий и повышенный уровни агрессивности по результатам четырёх используемых методик на контрольном этапе не были выявлены у детей данной экспериментальной группы.

Вывод: мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятном и успешном проведении работы по профилактике агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, наша гипотеза о том, что

- процесс профилактики агрессивности  детей дошкольного возраста - это  система педагогических действий, направленных на предупреждение  деструктивных форм поведения  детей, данный процесс будет эффективным, если реализуются следующие педагогические  условия:

- выявляются и изучаются предпосылки  возникновения агрессивности у  дошкольников;

- реализуется программа работы  с детьми дошкольного возраста, основанная на научении детей  способам конструктивного взаимодействия.

- подтверждена.

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы.

Агрессивность - это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка. Особенно это будет сказываться на детях младшего дошкольного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка.

Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Отсюда, работу по коррекции и профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.

Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании агрессивных детей, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.

Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов - констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап эксперимента. В результате было выявлено, что после проведения занятий по составленной нами примерной программе профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, результаты улучшились и мы выявили снижение уровней агрессивности.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным. Но, учитывая актуальность проблемы по профилактике агрессивного поведения дошкольников, ее изучение может быть продолжено, например, по такому направлению, как изучение причин агрессивности у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Список литературы

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004 - 336 с.

2. Адлер, А. Практика и теория  индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М., 1995. - 36 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические  труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: 1996. - 232 с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

5. Берон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Берон, Д. Ричардсон. - СПб., 2008.

6. Бодалев, Л.А. Восприятие человека  человеком [Текст] / Л.А. Бодалев. - М.: Изд-во  ЛГУ, 1965.

7. Божович, Л.И. Психология формирования  личности [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1995.

8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности  формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1995.

9. Бютнер, К. Жить с агрессивными  детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. - 88 с.

10. Буянов, М.И. Беседы о детской  психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 255 с.

11. Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной  семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 207 с.

12. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

13. Ватова, Л. Как снизить агрессивность  детей [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с.55-58.

14. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Психологическая газета.- 2007.- №5-6.- с.17-21.

15. Выготский, Л.С. Проблема возрастной  периодизации детского развития [Текст] // Вопросы психологии. - 1972. - №2.

16. Выготский, Л.С. Собр.соч. [Текст] / Л.С. Выготский. В 6 т. - М.,1982 - Т.1.

17. Давыдов, В.В. Принципы развития  в психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во АНН СССР, 1987.

18. Детский психолог [Текст] / Под  ред. Е.И.Рогова. - Вып.1. - Ростов на  Дону, 2008.

19. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2007.

20. Зотова, О.И. Проблемы отклоняющегося  поведения: Психологические проблемы  социальной регуляции поведения [Текст] / О.И. Зотова. - М.: Наука, 1996.

21. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость  и отношение к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова. - М., 1993.

Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними