Агрессия и агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Содержание
В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков как фактора конфликтности……………………………………………………5
1.1. Психологические особенности подростковой агрессии….….5
1.2. Агрессия и агрессивность подростков……………………….12
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…….22
2. Экспериментальное изучение агрессивности как фактора конфликтности подростков………………………………………………28
2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………………….28
2.1. Анализ результатов исследования…………………………...29
Заключение.......................................................................................……...32
Список литературы...........................................................................……..34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Агрессивность как фактор конфликтности подростков Microsoft Word.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.........................................................................................................3

1. Теоретический анализ проблемы  агрессивности подростков как  фактора конфликтности……………………………………………………5

1.1. Психологические особенности подростковой агрессии….….5

1.2. Агрессия и агрессивность  подростков……………………….12

1.3 Психологические факторы конфликтности  подростков…….22

2. Экспериментальное изучение агрессивности  как фактора конфликтности подростков………………………………………………28

2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………………….28

2.1. Анализ результатов исследования…………………………...29

Заключение.......................................................................................……...32

Список литературы...........................................................................……..34

Приложение 1……………………………………………………………..37

Приложение 2……………………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

Актуальность. Изучение и профилактику негативных эмоций и агрессий в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтов в подростковой среде.

Практическое значение   этой   проблемы   глубоко   раскрыто   советским   педагогом С. Макаренко (1888—1939), который не только в теории воспитания, но и в практической деятельности доказал, что воспитание человека в первую очередь является воспитанием его отношения к окружающему миру.

Ряд исследователей (Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) в работах, посвященных возрастным особенностям подростков, подчеркивают значительное расширение круга их интересов. Не исключено, что следствием этого является увеличение интенсивности общения.

Актуальность темы определила научный аппарат нашего исследования.

Объект: агрессивность подростков.

Предмет: особенности агрессивности как фактора конфликтности подростков 14-15 лет.

Цель работы: выявление особенностей агрессивности подростков как фактора их конфликтности.

Гипотеза: для конфликтных подростков 14-15 лет характерен высокий уровень агрессивности.

Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:

  1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков как фактора конфликтности.
  2. Подбор диагностических средств для изучения агрессивности подростков 14-15 лет.

3. Проведение экспериментального исследования агрессивности как      фактора конфликтности подростков 14-15 лет.

4. Психологический анализ особенностей агрессивности подростков как фактора их конфликтности.

На процесс образования поведенческих нарушений может оказывать влияние достаточно большой круг культурных, экономических, социальных, медицинских, социально-психологических, педагогических факторов.

Теоретический анализ показывает, что общим в происхождении названных нарушений главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм и конфликтность в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. Мы использовали идеи зарубежных специалистов в области изучения конфликтности, таких как: З. Фрейд, Х. Ремшмидт и др., а также положения отечественных ученых, таких как: Л.А. Петровская, В.И. Ващенко и др.

Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте 14-15 лет, учащиеся в школе № 14 г.Йошкар-Олы.

 

  1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков как фактора конфликтности.

1.1. Причины и специфика проявления агрессивности детей подросткового возраста

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения[21, c.104].

При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы [6, c.78].

Здесь необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей:

1) конфликтная;

2) аморальная;

3) педагогически некомпетентная;

4) асоциальная.

Бочкарёва Г.П. выделяет семьи

1) с неблагополучной эмоциональной  атмосферой, где родители не только  равнодушны, но и грубы, неуважительны  по отношению к своим детям;

2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) с нездоровой нравственной  атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;

2) высокий уровень подавления  и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

3) преувеличение из эгоистических  соображений самостоятельности  ребёнка;

4) хаотичность в воспитании из-за  несогласия родителей.

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; 2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям [18, c.127].

92 из 100 обследованных делинквентных  подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли  в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских  прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей [34, c.94].

Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

 Теоретический анализ показывает, что общим в происхождении названных нарушений главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм и конфликтность в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации.

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают "[34, c.94].

Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.

В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

  • Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
  • Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.

Так, В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных подростков:

  • с педагогической запущенностью;
  • с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
  • с крайней социальной запущенностью.

С.А.Беличева выделяет три группы:

  • глубоко педагогически запущенные подростки;
  • подростки с аффективными нарушениями;
  • конфликтные дети (неуживчивые).

Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:

Информация о работе Агрессия и агрессивность подростков