Агрессия и агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Содержание
В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков как фактора конфликтности……………………………………………………5
1.1. Психологические особенности подростковой агрессии….….5
1.2. Агрессия и агрессивность подростков……………………….12
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…….22
2. Экспериментальное изучение агрессивности как фактора конфликтности подростков………………………………………………28
2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………………….28
2.1. Анализ результатов исследования…………………………...29
Заключение.......................................................................................……...32
Список литературы...........................................................................……..34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Агрессивность как фактор конфликтности подростков Microsoft Word.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1. Опросник Басcа-Дарки

Методика предназначена для выявления видов агрессии. Вопросник состоит из 15 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Вопросник

1.  Временами я не могу справиться  с желанием причинить вред другим.

2.  Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро  успокаиваюсь.

4.  Если меня не попросят  по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что  мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной.

7.  Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8.  Когда мне случалось обмануть  кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9.  Мне кажется, что я не  способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь  настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к  чужим недостаткам.

12.  Если мне не нравится  установленное правило, мне хочется  нарушить его.

13.  Другие умеют почти всегда  пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с  людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.   

16. Иногда мне на ум приходят  мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит  меня, я не отвечу ему.

18.  Когда я раздражаюсь, я  хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20.  Если кто-то воображает  из себя начальника, то я всегда  поступаю ему наперекор.

21.  Меня немного огорчает  моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди  не любят меня.

23. Я не могу удержаться от  спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и  мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые  шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда  надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя  начальников, я делаю все, чтобы  они не зазнавались.

29.  Почти каждую неделю я  вижу кого-нибудь, кто мне не  нравится.

30. Довольно многие люди завидуют  мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали  меня.

32. Меня угнетало то, что я мало делаю для своих родителей.

33.  Люди, которые постоянно изводят  вас, стоят того, чтобы их «щелкнули  по носу».

34. Я никогда не бываю мрачен  от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не  расстраиваюсь.

36.  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37.  Хотя и не показываю  этого, меня иногда гложет зависть.

38.  Иногда мне кажется, что  надо мной смеются.

39.  Даже если я злюсь, я  не прибегаю к «сильным» выражениям.

40.  Мне хочется, чтобы грехи  были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42.  Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня  одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я  по-настоящему ненавидел.

45.  Мой принцип: «Никогда не  доверять чужакам».

46.  Если кто-нибудь раздражает  меня, я готов сказать все,что  о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о  чем впоследствии сожалею.

48.  Если я разозлюсь, я могу  ударить кого-нибудь.

49.  С детства я никогда  не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.  Если бы все знали, что  я чувствую, меня бы считали  человеком, с которым нелегко  работать.

52. Я всегда думаю о том, какие  тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54.  Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не  чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда  я был настолько зол, что хватал  попавшуюся мне под руку вещь  и ломал ее.

57.  Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58.  Иногда я чувствую, что  жизнь поступает со мной несправедливо.

59.  Раньше я думал, что большинство  людей говорят правду, но теперь  я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62.  Если для защиты своих  прав мне нужно применить физическую  силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев  тем, что стучу кулаком по столу.

64.  Я бываю грубоват по  отношению к людям, которые мне  не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66.  Я не умею поставить  человека на место, даже если  он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны  довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70.  Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю  людям, хотя и не собираюсь  приводить угрозы в исполнение.

72.  В последнее время я  стал занудой.

73.  В споре я часто повышаю  голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать  свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только  к одной форме агрессии.

2.  Вопросы формулируются таким  образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

«да»-1, «нет»=0: 1, 25, 31, 41, 55, 62, 68 и

«нет»«1, «да»=0: и 7 утверждения.

2. Косвенная агрессия:

«да»=1, «нет»=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и

«нет»«1 «да»=0 — 26 и 49. О 3. Раздражение:

«да»~1, «нет»=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и

«нет»-1, «да»=0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

«да»-1, «нет»=О: 4, 12, 20, 28 и

«нет»в1, «да»=О:36

5. Обида: «да»»=1, «нет»=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

«да»=1, «нет»=О: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и

«да»=0, «нет»=О: 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

«да»=1,«нет»=0:7, 15, 23, 31, 46,53, 60, 71, 73 и  

«да»=О, «нет»=1: 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

«да»=1, «нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности — 6, 5—7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

1. Физическая агрессия – применение  физической силы.

2. Косвенная – действие, направленное на другое лицо, связанное с обидчиком, или ни на кого не направлена (бросание предметов).

3.  Раздражение — готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.  Негативизм — оппозиционная  манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5.  Обида — зависть и ненависть  к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6.  Подозрительность — в диапазоне  от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7.   Вербальная агрессия —  выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.   Чувство вины — выражает  возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.  

 

2. Стиль конфликтного поведения

С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1.  а) Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2.  а) Я стараюсь найти компромиссное  решение;

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3.  а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.  а) Я стараюсь найти компромиссное  решение; б) Я стараюсь не задеть  чувств другого человека.

5.  а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.   а) Я пытаюсь избежать  неприятности для себя; б) Я стараюсь  добиться своего.

7.  а) Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.  а) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.  а) Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.  а) Я твердо стремлюсь добиться  своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.  а) Первым делом я стремлюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.  а) Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13.  а) Я предлагаю среднюю  позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.  а) Я сообщаю другому свою  точку зрения и спрашиваю о  его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.  а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.  а) Я стараюсь не задеть  чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.  а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.  а) Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.  а) Первым делом я пытаюсь  определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20.  а) Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия; б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь

для нас обоих.

21.  а) Ведя переговоры, стараюсь  быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.  а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.  а) Как правило, я озабочен  тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

Информация о работе Агрессия и агрессивность подростков