Агрессия и агрессивность подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Содержание
В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков как фактора конфликтности……………………………………………………5
1.1. Психологические особенности подростковой агрессии….….5
1.2. Агрессия и агрессивность подростков……………………….12
1.3 Психологические факторы конфликтности подростков…….22
2. Экспериментальное изучение агрессивности как фактора конфликтности подростков………………………………………………28
2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………………….28
2.1. Анализ результатов исследования…………………………...29
Заключение.......................................................................................……...32
Список литературы...........................................................................……..34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Агрессивность как фактор конфликтности подростков Microsoft Word.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают подростковую конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру.

Таким образом, главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой - являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний.

Кризис в семье приводит к искажению идеалов, «Я» подростка, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок. Воспитателем разочарованного во взрослых подростка становится улица, где есть круг таких же ребят. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе.

Поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.

Таким образом, научный анализ явлений и событий, которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый резонанс проблема подростковой конфликтности приобрела в последнее время. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с трудными подростками.

Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

В результате анализа теоретической литературы мы пришли к следующим выводам:

  • имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
  • интенсивное развитие самосознания и самокритичности подростка приводит к противоречиям в окружающем мире, и собственного представления о себе.
  • агрессивность и негативизм как основа нарушений поведения являются полимодальным образованием в личности, детерминированным многочисленными факторами.
  • на процесс образования поведенческих нарушений подростка оказывают влияние культурные, экономические, социальные, медицинские, социально-психологические, педагогические факторы.
  • вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения.
  • всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка
  • знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование конфликтности  как фактора агрессивности подростков

2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования

В первой главе мы рассмотрели теоретические подходы к изучению проблемы агрессивности подростков как фактора конфликтности. В экспериментальной части нашей работы мы провели исследование, цель которого: выявление особенностей агрессивности подростков как фактора их конфликтности.

Мы предположили, что для конфликтных подростков 14-15 лет характерен высокий уровень агрессивности. Экспериментальная база: группа детей из 20 человек в возрасте 14-15 лет. Результаты исследования показаны в приложении 2.

Для оценки форм агрессивности использовался вопросник Басса-Дарки, состоящий из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечали «да» или «нет».

Для оценки конфликтности использовалась методика «Стиль конфликтного поведения», состоящая из 60 утверждений, из которых необходимо выбрать 30.

Методики взяты из практикума по возрастной психологии (Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб «Речь» - 2002), и из учебного пособия  О.Ф.Потемкиной (Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.641).  Эти методики представлены в приложении 1.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов  исследования

 В результате проведённого нами исследования выявлено следующее.

1. Оценка агрессивности.

Высокий уровень агрессивности выявлен у 8 человек, все они – мальчики; средний уровень агрессивности выявлен у 7 человек, среди них 4 мальчика и 3 девочки; низкий уровень – у 5 человек: 3 мальчика и 2 девочки.

Диаграмма 1. Оценка агрессивности подростков

Высокие показатели по дополнительным шкалам агрессии набрали:

    • Физическая (прямая) агрессия – 8 человек (7 мальчиков, 1 девочка);
    • Косвенная – 3 человека (2 мальчика. 1 девочка);
    • Вербальная – 12 челочек (10 мальчиков, 2 девочки);
    • Раздражение – 3 человека (2 мальчика, 1 девочка);
    • Подозрительность – 2 человека (1 мальчик, 1 девочка);
    • Чувство вины – 3 человека (3 мальчика);
    • Обида – в норме у всех испытуемых;
    • Негативизм – в норме у всех испытуемых;

2. Оценка конфликтности

Большинство наших испытуемых выбирают в конфликте преобладающий тип поведения – соперничество (8 человек, все мальчики).

Наименее предпочитаемым типом поведения считают приспособление (5 мальчиков, 1 девочка) и избегание (5 мальчиков, 1 девочка).

Таблица 1. Преобладающий тип поведения

подростков в конфликтной ситуации

 

Тип поведения

Преобладающий (%)

Наименее предпочитаемый (%)

Сотрудничество

35

-

Соперничество

40

15

Компромисс

20

25

Приспособление

-

30

Избегание

5

30


 

Далее мы решили посмотреть, как сочетаются показатели преобладающего и наименее предпочитаемого типов поведения у наших испытуемых. Для этого мы построили столбцовую диаграмму, в которой сравнили результаты исследования по методике «Стиль конфликтного поведения».

Диаграмма 2. Соотношение преобладающих типов

поведения подростков в конфликтной ситуации

 

 

 

Итак, мы видим, что большинство наших испытуемых (40%) выбирают в конфликте соперничество. А это значит, что почти половина наших испытуемых склонны к конфликтному поведению. На втором по популярности месте стоит сотрудничество. Компромисс считается скорее наименее предпочитаемым, чем преобладающим, в конфликте стилем поведения. Большинство испытуемых не считают для себя приемлемыми в конфликте такие стили поведения, как избегание и приспособление.

На основании полученных данных мы можем сделать следующие выводы:

Почти половина наших испытуемых имеют высокий уровень агрессии. Высокий уровень агрессии больше характерен для мальчиков, чем для девочек. Наибольшее число испытуемых подвержены вербальной агрессии, что  является характерным  для  детей подросткового возраста. 

Почти половина наших испытуемых имеют склонность к конфликтному поведению. Соперничество в большей степени характерно для мальчиков. Больше половины испытуемых не считают для себя приемлемыми в конфликте такие стили поведения, как избегание и приспособление.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, высокий уровень агрессивности характерен для конфликтных подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, изучение и профилактику негативных эмоций и агрессий в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтов в подростковой среде.

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности подростка приводит к противоречиям в окружающем мире, и собственного представления о себе.

Агрессивность и негативизм как основа нарушений поведения являются полимодальным образованием в личности, детерминированным многочисленными факторами. На процесс образования поведенческих нарушений подростка оказывают влияние культурные, экономические, социальные, медицинские, социально-психологические, педагогические факторы.

Вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка

Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

Мы провели экспериментальное исследование с целью выявить особенности  агрессивности подростков как фактора их конфликтности. В результате этого исследования выяснилось, что почти половина наших испытуемых имеют высокий уровень агрессии. Высокий уровень агрессии больше характерен для мальчиков, чем для девочек. Наибольшее число испытуемых подвержены вербальной агрессии, что  является характерным  для  детей подросткового возраста. 

Почти половина наших испытуемых имеют склонность к конфликтному поведению. Соперничество в большей степени характерно для мальчиков. Больше половины испытуемых не считают для себя приемлемыми в конфликте такие стили поведения, как избегание и приспособление.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, высокий уровень агрессивности характерен для конфликтных подростков. А значит, наша гипотеза о том, что для конфликтных подростков 14-15 лет характерен высокий уровень агрессивности нашла подтверждение.

Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель работы достигнута, задачи исследования выполнены.

Но данная работа не может претендовать на окончательный вариант. Мы считаем, что необходимо более углубленное исследование данной темы. И в дальнейшем планируем изучить гендерные особенности агрессивности и конфликтности. А так же разработать психокоррекционные мероприятия по снижению агрессии и конфликтности у подростков.

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2000. -367с.
    2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 2003.-286с.
    3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1, Под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф.Ломова.- М.: Педагогика, 1990.-263с.
    4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Под.ред. А.А.Бодалева. – Воронеж: МОДЭК 2006.-369с.
    5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности.- М.:Международная педагогическая академия, 2004с.-358с.
    6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 2003-368с..
    7. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2 – М.: Педагогика, 1982.-448с.
    8. Давыдов В.В. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 2003.- 389с.
    9. Давыдов В.В. Личности надо выделаться//С чего начинается личность?- М.: Политиздат, 2004с.-369с.
    10. Драгунова Т.Б. Проблема конфликта в подростковом возрасте. – М.: Вопросы психологии, 1992, №2. С.96.
    11. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс поведения.- М.:Политиздат, 1999.-368с.
    12. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. (Сер. Над чем работают, о чем спорят философы) М.: Политиздат, 2003.-364с.
    13. Кон И.С. "Психология ранней юности" - М. Просвещеиие,1998.-368с.
    14. Кон И. С. Ребенок и общество.- М.: Просвещение, 1988.-279с.
    15. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. — М.: Смысл, 1999.-395с.
    16. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.- 359с.
    17. Проблемы психологии современного подростка /Под ред. Д.И. Фельдштейна, Г.И. Кузнецовой, М.Г. Тайчинова.— М.: Политиздат, 2002.- 379с.
    18. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2000.- 278с.
    19. Соковнин М.В. О природе человеческого общения: Опыт философского анализа. Фрунзе, 2004.- 389с.
    20. Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика//Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. — Фрунзе, 1975.- 378с.
    21. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3т. Т. 3. – М., 1981.-358с.
    22. Толстых Н.Н. Современные исследования по психологии развития. – М.:Научная жизнь, 1996, №6.С.102-107.
    23. Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления //Мир психологии. 2006. №1.С.79-84.
    24. Эльконин Д.Б. Избр психологические труды. – М.: Учпедгиз, 1960.- 480с.
    25. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. —С. 8—25,132—173.
    26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.- 379с.
    27. Мельников В.М., ЯмпольскийЛ. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 2004.- 394с.
    28. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. 1992. № 1.С.84-89.
    29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2003.- 367с.
    30. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.- 478с.
    31. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопр. психологии. 2004. № 2.С.68-73.
    32. Романов К. М. Практикум по общей психологии. – М., 2004.-359с.
    33. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопр. психологии. 2002. № 5-6. С.95-103.
    34. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психологии. 2001. № 1.С.67-73.
    35. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста // Метод. рекомендации. М., 1991.-358с.
    36. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.- 483с.
    37. Фрейд 3. Я и Оно. (Психология бессознательного). М., 1990.- 490с.
    38. Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявление в детском возрасте. Минск, 2004.- 387с.
    39. Фурманов И.А. Детская агрессивность: аффективно-динамический подход // Психология. 2005, № 5.С.68-71.
    40. Фурманов И.А.  Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов. М.,  2004. — 351 с.
    41. Фромм А. Азбука для родителей. М., 2003.-460с.

Информация о работе Агрессия и агрессивность подростков