Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

миранович_Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.doc

— 936.50 Кб (Скачать файл)

Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер. В такой ситуации необходимы координация и взаимодействие всех социальных институтов по систематической и целенаправленной работе по профилактике девиантного поведения.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного  поведения значительную роль играют социальные институты общества как  исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельность  людей. Все экономические, политические, институты в сфере культуры и др. выполняют функции контроля за поведением людей в различных сферах общественной жизни, в том числе касающиеся отклоняющегося поведения. Особенно важна роль таких социальных институтов, как государство, общественные организации и движения, правоохранительные органы, семья, образование, культура. Деятельность всех этих институтов самым непосредственным образом сказывается на поведении людей, особенно молодого поколения.

Внести существенный вклад в разрешение данной проблемы призвана проводимая в настоящее время в Республики Беларусь реформа образования. В контексте этой реформы пересматриваются приоритеты воспитательной работы, которая должна быть направлена на формирование свободной, творческой личности, способной к саморазвитию, полноценной жизнедеятельности в обществе. В соответствии с программой «Ранней профилактики девиантного поведения детей города Минска» необходимо осваивать новые педагогические технологии в организации учебно-воспитательного процесса, обладающих изначально наиболее высоким уровнем мотивации изменения метода обучения и воспитания.

Проблема девиантного поведения  изучается  такими науками, как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение и др.

В этом плане значительную  ценность  представляют работы и деятельность в этом направлении В.А. Балцевич, С.А. Белигевой, Г.П. Гавриловой, И.С. Кона, А.П. Краповского,    В.А. Крутецкого, А.С.  Макаренко,  Л.Ф. Т.А. Васильковой, М.А. Галагузовой,                              А.М. Овчаровой, М.В. Целуйко,  Д.Б. Эльконина, М.Г. Ярошевского, Г.А. Ворониной,                    С.Т. Шацкого, Г.И. Фроловой, Л.В. Мардахаева,  Г. Кэплана М.В. Шакуровой  и многих других. Печатные работы в области психологии и социальной педагогики, в т.ч. «Справочная книга социального педагога», «Справочная книга школьного психолога», которые написаны Р.В. Овчаровой  также внесли существенный  вклад в развитие воспитательно-профилактической деятельности.

Объект – колледж.

Предмет – социальная реабилитация подростков с девиантным поведением.

Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.

2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.

3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Методы  исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение  специальной литературы по теме  исследования.

2.  Метод тестирования: 1) Опросник Басса-Дарки на выявление уровня агрессивности личности. 2) Опросник Шмишека на определение акцентуаций характера.3). Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского на выявление личностных  особенностей подростков.

3. Методы математической статистики: коэффициент линейной корреляции  Пирсона, t-критерий Стьюдента для выявления достоверности различий по выделенным факторам между двумя группами подростков.   

4. Графическое представление и  интерпретация результатов исследования.

Характеристика выборки. На  базе Минского государственного профессионально-технического колледжа строительства и коммунального хозяйства было сформировано две выборки подростков: 1 группа подростков с обычным поведением (20 человек) и 2 группа с девиантным поведением – 20 человек (12 из них состоят на учете в КДН). Все испытуемые мужского пола, в возрасте 14-15 лет.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Девиантное поведение и его основные особенности

 

Для обозначения поведения индивида противоречащего различным общественным нормам, в психологической науке  используют несколько понятий. Чаще всего их используют как синонимы: девиантное, отклоняющееся, аддиктивное, антисоциальное  поведение [15, 18, 22].  

В социальной психологии под девиантным  поведением  понимаются:

- поступок, действие  человека, не соответствующие официально  установленным или фактически  сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

- социальное  явление, выраженное в массовых  формах человеческой деятельности, не соответствующих официально  установленным или фактически  сложившимся в данном обществе  нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное  поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Иными словами:

1. Девиантное  поведение (с психологической точки зрения) понимают как поступки, действия индивида, выражающиеся в относительно устойчивых и массовых формах деятельности социальные явления, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе;

2. Девиантное  поведение можно обозначить как  систему поступков или отдельные  поступки, противоречащих принятым  в обществе нормам и проявляющихся  в виде несбалансированности  психических процессов, не адаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением;

3. Девиантное  поведение (с точки зрения психиатрии) - поведение,  отклоняющееся от  общепринятых норм – нравственных, а иногда и правовых; включает  антидисциплинарные, антисоциальные, криминальные и аутоагрессивные поступки (как патологические так и непатологические) [15].

Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимодействий с реальностью, что можно представить  следующим способами:

- приспособление - адаптивность;

- противодействие  или борьба с действительностью  (революционер);

- болезненное  противостояние (психическая патология,  неврозы);

- уход от  реальности (идейная оппозиция);

- игнорирование  реальности - автономизация гения.

Основные особенности  девиантного поведения [15, c.12-14]:

1. Отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное  поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в нормальную жизнь. Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление тяжелых наркотиков.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

Так, если ребенок  семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.

Напротив, систематическое  осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. Другой распространенный пример: эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным.

Данное правило  имеет исключения. Например, даже однократная  суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может  расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных. Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия существенно снижается.

В то же время  при определенных условиях отклоняющееся  поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».

7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Данное поведение совсем не обязательно  приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает  состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возраста.

- наличие определенного патохарактерологического синдрома (синдром гиперактивности), эмоциональной неустойчивости, истеройдных, эпилептойдных и др.;

- проявление  за пределами основных для  ребенка или подростка микросоциальных  групп: семьи, коллектива группы колледжа, референтной группы подростков и др.;

- полиморфизм,  т.е. сочетание девиантных поступков  разного характера: антидисциплинарных, антисоциальных, диленквентных, аутоагрессивных;

- сочетание  нарушений поведения с расстройствами  невротического уровня - аффективными, самотовегетативнными, двигательными и др.;

- динамика поведения  в направлении фиксации стереотипов  нарушенного поведения, перехода  их в аномалии характера и  патологию влечений с тенденцией  к патологической трансформации  личности.

Типы поведения  несовершеннолетних, предшествовавших преступлению [15]:

- социально-деформированное  поведение. В данном случае  несовершеннолетние нарушают только  требования возрастных социальных  ролей (например, плохо учатся, остаются  на 2-й год, до поздней ночи  гуляют на улице).

- социально-нравственная деформация поведения, когда оно противоречит не только указанным выше ролевым требованиям, но и связано с крайне аморальным поведением (половой распущенностью, азартными играми, распитием спиртных напитков);

- социально-нравственная и правовая деформация поведения. В указанном случае подростки допускают нарушения не только требований возрастных социальных ролей и норм морали, но одновременно и норм права.

Исходя из всего  сказанного выше, можно дать следующее  определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением