Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

миранович_Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.doc

— 936.50 Кб (Скачать файл)

2. Косвенная агрессия – агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д.)

3. Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм – оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся  законов и правил).

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

8. Угрызения совести, чувство вины – выражают сдерживающее влияние чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

Для целей нашего исследования был взят тест Баса-Дарки, так как он позволяет измерить как общий уровень агрессивности  в юношеском возрасте, так и  отдельные виды агрессии и сравнить их результаты между собой.

В опроснике Басса – Дарки  выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия (ФА),

2. Косвенная агрессия (КА),

3. Раздражение  (Р),

4. Негативизм (Н),

5. Обида (О)),

6. Подозрительность (П),

7. Вербальная  агрессия (ВА),

8. Чувство вины (ЧВ).

Анализируя эти  реакции можно высчитать 

- индекс агрессивности: (ИА = ФА + КА + ВА, где норма 21 ± 4)

-  индекс враждебности: (ИВ = О  + П, где норма 6,5 – 7 ± 3).

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

2. Опросник Шмишека на определение акцентуаций характера

Методика определения акцентуации  характера состоит из 88 вопросов и предполагает  выявление следующих  типов акцентуаций среди подростков:

1. Гипертимность.

2. Застревание  (ригидность).

3. Эмотивность  (лабильность).

4.  Педантичность.

5. Тревожность.

6. Циклотимность.

7. Демонстративность.

8. Возбудимость.

9. Дистимность.

10. Экзальтированность.

Оценка результатов

Максимальный  показатель по каждому виду акцентуации  равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 18 баллов. Если ни одно свойство не превышает 18 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которого выше среднего.

3. Психодиагностический  тест Л.Т. Ямпольского

В исследовании личностных свойств подростков был использован  психодиагностический тест Ямпольского  Л.Т. (ПДТ), основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого, и предназначенный  для изучения структуры личности в границах определенных факторов.

Методика ПДТ представляет собой опросник, состоящий из 174 пунктов  в виде утверждений типа: «Кое-кто  настроен против меня», «Я человек твердых  убеждений» и др.

Пункты опросника сгруппированы  в 14 шкал.

Шкалы нижнего уровня описывают  невротизм, психотизм, депрессию, совестливость, эстетическую впечатлительность, женственность,  расторможенность, общую активность, робость (стеснительность), общительность.

Шкалы верхнего уровня харакеризуют психическую неуравновешенность (группируются на базе 1, 2 и 3 шкал нижнего уровня), девиантность (4 и 5 шкалы), интроверсию (6, 7 и 8 шкалы) и сензитивность (9 и 10 шкалы).

Краткая характеристика шкал теста:

А. Нижний уровень

1. Невротизм.  Предназначена для измерения  уровня невротизации. Содержательно фактор «невротизм» близок к понятию астенической личности в пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоциональной зрелости. К характеристикам астенического типа подростка относят неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения .

2. Психотизм.  Предназначена для измерения  степени психической адекватности  личности, фиксирует аутичность, которая  характеризуется своеобразной отчужденностью  от среды, замкнутостью, недоступностью  для общения с другими. Психотическая  личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п.

3. Депрессия.  Шкала предназначена для измерения  глубины субъективных переживаний,  возникающих при снижении доминирующего  фона настроения. Депрессия –  «угнетенное состояние, вызываемое  тягостными событиями и переживаниями». Содержательно утверждения, собранные в шкале «депрессия», отражают самооценку доминирующего фона настроения, идеи самообвинения, субъективных трудностей в организации деятельности, низкой фрустрационной толерантности.

4. Совестливость.  Предназначена для измерения  степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.

5. Расторможенность. Измеряет степень сдержанности, специализированности поведения.  Шкала фиксирует уровень социальной конфликтности, самоконтроль, импульсивность.

6. Общая активность. Предназначена для измерения  общего уровня активности, энергичности  и стеничности личности. Высокая  активность, как правило, сопровождается  умением сплотить коллектив, правильно  распределить обязанности, увлечь их за собой. Таких людей хорошо слушаются, им подчиняются, с их требованиями считаются.

7. Робость, стеснительность.  Предназначена для измерения  робости, стеснительности. Скованности  в интерперсональных отношениях. Шкала фиксирует такие биполярные качества личности, как решительность - пассивность, уверенность - неуверенность, смелость - робость в межличностных отношениях. Данный фактор положительно соотносится с успешностью выполнения дел, требующих тщательности, аккуратности, исполнительности, и отрицательно - с деятельностью, требующих организаторских способностей.

8. Общительность.  Данная шкала направлена на  измерение широты и интенсивности  общения. Данный фактор измеряет  богатство и яркость эмоциональных  проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткость отношения к людям [23; С.27-30].

9. Эстетическая  впечатлительность. Шкала измеряет  чувствительность к эстетическим  и художественным ценностям. 

10. Женственность.  Измеряет предписываемую культурой и обществом степень идентификации испытуемого с женской ролью. Шкала фиксирует склонность к волнениям, уступчивости, скромность в поведении, погруженность в личные проблемы, к самооценке и самоанализу. Однако фиксации погруженности в личные проблемы и переживания не имеет невротической и инфантильной природы.

Б. Верхний уровень

11. Психическая  неуравновешенность. Предназначена  для интегральной оценки психической  устойчивости. Оценивает уровень  психической устойчивости и, как  следствие, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения.

12. Девиантность. Оценивает социальную приспособленность.  Шкала сформировалась из вопросов  двух шкал первого уровня –  «совестливость» и «расторможенность». Фактор «девиантность» описывает  «социопатическую личность», характеризующуюся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и труднокорригируемыми асоциальными реакциями.

13. Интроверсия.  Шкала измеряет степень социальной  контактности личности. В настоящем опроснике оценка по шкале «интроверсия» получена путем обобщения трех шкал нижнего уровня: «общая активность», «робость» и «общительность». Фактор «интроверсия» измеряет уровень активности личности в коллективе, степень включенности в общественные виды деятельности.

14. Сензитивность.  Шкала предназначена для измерения  тонкости эмоциональных переживаний.  Она является шкалой. Обобщающей  информацию шкал нижнего уровня: «эстетической впечатлительности»  и «женственности». Данная шкала  фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, художественное восприятие окружающего мира, учтивость, вежливость, деликатность, эмоциональную зрелость. Диагнозирует широту интересов и духовные ценности.

4. Методы математической  статистики

Корреляционный анализ  позволяет установить прямые связи между величинами по их абсолютным значениям и может быть использован при применении шкалы интервалов и шкалы значений.

Для расчета корреляции используют коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент  ранговой корреляции Спирмена.

При линейной корреляции применяется  коэффициент корреляции Пирсона. С помощью электронной программы Статистика мы получили значение коэффициента корреляции (в таблице 2. выделены жирным шрифтом те значения, при которых такая связь существует. При линейной корреляции применяется коэффициент корреляции Пирсона.

Оценка достоверности различий часто необходима при сравнительном  анализе полярных групп. В нашем  исследовании такие полярные группы выделены по признаку обычного и девиантного  поведения.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга используют t-критерий Стьюдента. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, делают вывод о том, что сравниваемые значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной. Вероятность допустимой ошибки, равная и меньшая чем 0,05 считается достаточной для научно убедительных выводов. Чем меньше эта вероятность, тем точнее и убедительнее делаемые выводы

Для установления достоверности полученных данных мы использовали t-критерий Стьюдента, определяемый с помощью электронной программы Статистика.

Этапы экспериментального исследования 

1. Подбор методик для реализации  целей экспериментального исследования.

2. Этап мотивирования и инструктирования  испытуемых.

3. Диагностика уровня агрессивных  тенденций с помощью опросника  Басса-Дарки.

3. Диагностика акцентуаций характера с помощью опросника Шмишека.

4. Диагностика личностных свойств  с помощью опросника. ПДО   Л.Т. Ямпольского.

5. Корреляционный анализ для  установления взаимосвязи агрессивного  поведения и акцентуаций подростков  с обычным и двиантным поведением. 

6. Установление достоверности различий  по выявленным показателям   с помощью t-критерия Стьюдента.

7. Интерпретация полученных данных.

Экспериментальное исследование осуществлено при разрешении администрации  Минского государственного профессионально-технического колледжа строительства и коммунального хозяйства и помощи социально-психологической службы колледжа. 

2.2. Результаты  изучения социально-психологических  особенностей подростков с   обычным  и девиантным поведением

 

Результаты  изучения уровня агрессии подростков с обычным и девиантным поведением

 

Определение индекса  агрессивности и индекса враждебности подростков осуществлялось  исходя из следующих критериев:

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Приложение  содержит сводную таблицу  первичных данных по видам агрессии и индексам агрессивности и враждебности.

Результаты  изучения индекса агрессивности

Табл. 2.1. отражает результаты изучения индекса агрессивности среди  подростков с  девиантным поведением

 

Таблица 2.1 - Результаты изучения индекса агрессивности среди подростков с  девиантным поведением

Индекс агрессивности

Кол-во (чел)

%

1

Низкий

3

15

2

Средний

15

75

3

Высокий

2

10

4

Итого

20

100

Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением