Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

миранович_Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.doc

— 936.50 Кб (Скачать файл)

Результаты  эмпирического исследования

У девушек наиболее высокие значения были получены по таким  показателям девиантного поведения как «социальная желательность», «склонность к преодолению норм» и «контроль эмоциональных реакций».  Склонность к аддиктивному поведению выражена в  меньшей степени. Наиболее низкие показатели у девушек отмечены по  выраженности  склонности к агрессии и насилию. 

Изучение аггравации  показало, что у  большинства девушек  не проявилась тенденция к аггравации – 76%.  17%  девушек характеризуется наличием определенных психологических проблем, у них проявилась тенденция к явной демонстрации таких качеств как решительность, активность, напористость. 5% девушек отличается высокой степенью риска  отклонения от нормальных  личностных реакций, склонностью к аггравации и симуляции. Иначе это называется психических эксбиционизм или тенденцией демонстрировать свои качества, их преувеличивать. В данном случае   речь идет  о выраженной склонности демонстрировать свои мужские черты – такие как активность,  настойчивость, деловые качества.

Исследованием установлена значимая положительная связь между агрравацией  и склонностью к аддиктивному поведению: чем выше предрасположенности  девушки  к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, ориентация на чувственную сторону жизни, тем сильнее выражена аггравация и наоборот. Девушки, имеющие низкие показатели  склонности к аддикции, имеют более низкую  аггравацию.

Исследование  показало, что аггравация положительно связана со  склонностью  контролировать  эмоциональные  реакции. Иными словами, чем выше аггравация, тем  больше  склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно  в поведении, без задержки. Склонность к аггравации связана с несформированностью волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в ходе  исследования, доказана на уровне статистической значимости: существует положительная связь аггравации и склонности  к девиантному поведению.

По результатам исследования  выделены направления групповой  работы  со студентами по профилактике девиантного поведения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Авербух, Е.С. Краткое руководство по психиатрии / Е.С. Авербух,  И.Е. Авербух. Л.:  Медицина, 1973. 

2. Александров, А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / А.А. Александров // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. С. 51-59.

3. Актуальные проблемы возрастной педагогической психологии /  Под общ. ред. Ф.И. Иващенко и Я.Л. Коломинского. Минск.: Высш.  школа.-  1980.- 176 с.

5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. М.,  1977. 

6. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь М., 1988.

7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб., 1997.

8. Гилинский, Я.И.. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. СПб., 1993.

9. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А.Беличевой. М., 1993.

10. Девиантность и социальный  контроль в России (XIX—XX вв.): Тенденции  и социологическое осмысление. СПб., 2000.

11. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002 / А.В. Дмитриев. – 526 с.

12. .Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. М., 1994.

13. Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм. М., 1995.

14. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Изд-во «ПРИОР»,2002. – 560 с.

15. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с. 

16. Клейнберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейнберг. М., 2001.

17. Ковалев, В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев // Нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1981. - С 11-23.

18. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально- психологические и психиатрические аспекты / В.Т.Кондратенко. Минск, 1988.

19. Короленко, Ц.П . Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире) / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. Новосибирск, 1990.

20. Криминологическая характеристика пьянства и девиантного поведения.   Минск, Прокуратура Республики Беларусь. 1999 – 2003.

21. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 688 с.

22. Кудрявцев, В.Н.  Социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев. М.: Юрид. лит, 1989. – 368 с.

23. Лабковская, Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: учеб. пособие / Е.Б. Лабковская. СПб., 2000.

24. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. — Л., 1991.

25. Личко, А. Подростковая психиатрия /  А. Личко. – М., 1998.

26. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Киев, 1989.

27. Леонова, Е.Н. Адаптация как свойство субъектности / Е.Н. Леонова // Высшее образование сегодня. 2007. - № 6. – С.63-65.

28. Лодкина , Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие / Т.В. Лодкина. М.: Академия, 2003. – 192 с.

29. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. — М., 1994.

30. Нельсон Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Джоунс Нельсон. — СПб.,

2000.

31. Петровский, А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. №4. – 1984. – С. 15-30.

32. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: изд-во Института Психиатрии, 2000.

33. Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.

34. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.  Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

35. Равич-Щербо И.В.  Психогенетика / Равич-Щербо. — М, 2002.

36. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Колачевой. – 2-е изд. – Минск: БелЭн. – 2003. – 256 с.

37. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

38.  Социальные отклонения //Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М., 1989.

39. Семья и личность: Пособие / Под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.

40. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г. Слуцкого. – СПб.: Знание, 2004. – 734 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Уровень агрессивных  тенденций подростков с девиантным поведением

ФИО

ФА

КА

Р

Н

О

П

ВА

ЧВ

ИА

Ив

1

БО

7

4

6

2

6

9

6

9

17

15

2

БМ

10

3

4

3

6

8

7

8

20

14

3

ВВ

9

6

8

5

3

6

8

1

23

9

4

ГА

10

8

7

4

6

9

7

8

25

15

5

КА

9

3

4

3

4

4

8

7

20

8

6

КА

8

3

7

4

4

6

10

7

21

10

7

КО

7

5

5

3

5

7

8

8

20

12

8

ЛО

3

2

3

4

4

6

8

8

13

10

9

МВ

6

7

7

5

7

4

8

6

21

11

10

НВ

10

6

5

5

6

3

7

7

23

9

11

НМ

9

8

9

4

5

8

9

4

26

13

12

ПА

8

6

9

4

5

7

10

4

24

12

13

РД

8

5

2

3

0

6

8

6

21

6

14

ЯН

7

5

5

3

7

9

9

9

21

16

15

БА

8

6

5

5

7

6

10

8

24

13

16

ГВ

2

3

5

1

5

3

4

6

9

8

17

КД

7

3

6

4

5

5

9

8

19

10

18

КС

8

5

6

4

7

4

10

8

23

11

19

КА

8

5

4

5

7

6

10

8

23

13

20

ЛА

9

6

11

3

7

9

11

8

26

16


 

Уровень агрессивных  тенденций  подростков с обычным  поведением

ФИО

ФА

КА

Р

Н

О

П

ВА

ЧВ

ИА

ИВ

1

БА

5

4

3

0

2

3

4

6

13

5

2

БЕ

10

4

6

5

7

4

9

4

23

11

3

БА

7

5

5

2

7

8

8

4

20

15

4

ГА

8

5

5

4

7

6

5

2

18

13

5

КО

7

6

8

3

5

5

5

6

18

10

6

КА

8

5

3

5

4

6

11

7

24

10

7

ГА

9

2

5

3

4

6

10

8

21

10

8

ГС

10

3

1

4

4

5

8

6

21

9

9

КА

7

4

6

3

6

2

11

3

22

8

10

КС

8

2

3

4

2

5

8

0

18

7

11

КВ

2

5

4

4

2

5

8

3

15

7

12

ЛА

4

6

8

4

4

2

10

5

20

6

13

ЛА

3

4

5

3

0

7

8

5

15

7

14

МК

8

5

5

5

5

7

10

7

23

12

15

МП

9

6

7

5

5

8

9

4

24

13

16

МА

7

5

9

4

6

6

7

8

19

12

17

ПА

7

1

5

4

3

5

7

2

15

8

18

ПВ

6

2

3

2

3

2

7

3

15

5

19

РА

9

7

6

4

5

4

9

7

25

9

20

СА

9

3

3

5

1

8

9

0

21

9


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты изучения акцентуаций характера подростков с  обычным поведением

ФИО

Г

З

Э

П

Т

Ц

Д

В

Д

ЭК

1

БО

15

10

21

6

25

21

14

9

9

6

2

БМ

24

16

21

7

9

9

20

18

8

24

3

ВВ

21

16

12

5

9

9

9

12

18

3

4

ГА

21

14

15

4

6

21

8

15

18

12

5

КА

27

12

15

7

6

13

24

21

12

18

6

КА

21

18

15

5

9

9

16

21

12

12

7

КО

21

12

15

5

9

15

10

21

9

24

8

ЛО

6

10

15

6

8

18

10

15

8

12

9

МВ

18

14

18

3

6

15

12

15

9

18

10

НВ

24

12

21

5

9

12

18

15

8

18

11

НМ

24

16

15

8

9

12

18

12

8

18

12

ПА

12

10

18

5

9

15

8

18

5

6

13

РД

24

10

15

5

9

12

12

18

12

18

14

ЯН

6

12

18

5

9

12

14

15

15

18

15

БА

12

12

18

5

10

21

12

15

18

12

16

ГВ

6

12

3

4

6

12

4

12

15

12

17

КД

12

14

18

0

18

15

16

6

12

6

18

КС

24

16

18

5

15

15

12

15

9

14

19

КА

21

8

21

5

12

12

24

18

15

24

20

ЛА

24

20

18

4

15

12

18

18

12

24

Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением