Дети из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Содержание работы

I Введение
II Виды неблагополучных семей
1). Алкогольная семья
2). Криминально - аморальная семья
3). Аморально - асоциативная семья
4). Конфликтная семья
5). Педагогически несостоятельная семья
III Ошибки воспитания детей
IV Психологическая помощь детям из неблагополучных семей
Биография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

   Курсовая работа

                           по психологии на тему:

                       «Дети из неблагополучных семей»

 

 

 

                                Студентки     III  курса   очного  отделения

                                     факультета английского языка 301 группы

                                                Киселевой  Ольги  Викторовны

 

                                         Научный руководитель: Шаволева  Н.М.

 

 

 

                                  Пятигорск

                                  1999 год

 

 

 

                                    План:

 

 

 

     I       Введение

 

 

     II       Виды  неблагополучных семей

 

        1).  Алкогольная  семья

        2).  Криминально  - аморальная семья

      3).  Аморально - асоциативная семья

      4).  Конфликтная семья

       5).  Педагогически  несостоятельная семья

 

 

   III     Ошибки воспитания  детей

 

 

   IV     Психологическая  помощь детям

             из неблагополучных семей

 

 

 

           Мы  привыкли рассматривать семью  как очаг мира и любви, где

человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более

пристальном рассмотрении оказывается, что это не так.  Семья  все  чаще

напоминает  театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных

обвинений  и  угроз,  нередко  доходит  и  до  применения физической силы.

 Долгое время считалось:  все это дела деликатные, внутри - семейные... Но

слишком тягостны и обширны последствия  такого насилия. Слишком широко и

глубоко они отзываются на судьбах  взрослых и детей, чтобы это могло

оставаться «частным делом»...   Число детей, живущих в неблагополучных

семьях неизвестно, однако есть основания  полагать что оно велико.

           Вследствие  увеличения числа разводов более  полумиллиона

ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число

исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня  состоит 15000

родителей, оказывающих отрицательное  влияние на своих детей. Результаты

выборочных исследований показывают, что в последнее время большое

распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное.

По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно

часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и

физическом развитии, страдают разными  психоэмоциональными расстройствами.

Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в

возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприят-ных семей было обнаружено:

детей из таких семей в 7 раз больше супцидных  попыток, в 3 раза больше

вероятность помещения в детский  дом или сходные государственные учреждения,

в 2 раза больше вероятность раннего  брака, в 2 раза больше вероятность

психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного

поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно

дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать

решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют

беспробудно, сами бродяжничают и  ребенок предоставлен сам себе. Хочет  ли он

жить на улице, ночевать где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не

умереть с голоду?  По моему ответ  ясен. Очевидно часть проблем может

объясняться системой воспитания в  семье. И мне кажется  что сегодня  нужна

государственная программа, которая  позволила бы спасать ребятишек.

 

 

 

           Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о

неблагополучных семьях, о том, что  случается с ребенком если он окажется в

неблагополучной  семье.  А что  такое неблагополучная семья?  Односложно

ответить невозможно. Ведь все в  мире относительно - и благополучие и

неблагополучие по отношению к  ребенку. Но ведь дети все разные: одни более

выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все  трын-

трава, ничем их не проймёшь. Стало  быть говорить о ребенке из

неблагополучной семьи - значит говорить:

1).  Какие бывают неблагополучные  семьи

2).  Какие бывают дети со  своими психологическими      и

психопатологическими проблемами, поверженные

чрезмерному регулированию на семейное неблагополучие.

3).  Как отражается семейное  неблагополучие на ребенке, склонном к

обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы.

4).  Как больной ребенок может  нарушать спокойствие семьи, вызывать  у

родителей раздражение, злость, нетерпеливость  и  т.д.  т.е. превращать

семью в неблагополучную, а последняя в свою очередь может еще больше

усугублять психическое состояние  ребенка.

5).  Что должны - предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, - ведь он  не

виноват, что живет в неблагополучной  семье.

           Неблагополучная  семья для ребенка - это не синоним

антисоциальной или асоциальной  семьи. Существует великое множество  семей, о

которых ничего плохого не скажешь  с формальной точки зрения, но тем  не

менее для данного ребенка эта  семья является неблагополучной. Конечно,

семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако

в большинстве случаев понятие  неблагоприят-ной семьи может  возникнуть лишь

в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует.

Разные бывают семьи, разные встречают-ся дети, так что только система

отношений «семья - ребенок» имеет  право рассматриваться как благополучная

или неблагополучная.

          Семья  может быть неполной. Может быть  полной, но с противоречивым

воспитанием или с воспитанием,  подавляющим  ребенка,  или  с оранпирен-

ными  условиями и т.д.  Порой  неполная семья более полезна  для ребенка, чем

неполноценная. Хотя и полная  (скажем отец пьяница, терроризирующий семью,

потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в  нее

воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители,

чрезмерно занятые своими производственными  делами, мало внимания уделяют

ребенку, - это тоже может приводить  к дурным последствиям для ранимой  души

маленького  человека.

          Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не

задумываются  над судьбой детей, над их исковерканным  детством и

исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня , как вели себя

родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще

какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это

есть первейший  и главнейший показатель неблагополучной  семьи. Ни

материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень

благополучия  семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.

          Неблагополучие в семье в том  или иной степени практически  всегда

ведет к  неблагополучию психичес-кого развития ребенка. Не в смысле

поглупения  или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле

дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно

характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с

другими людьми, таково и его счастье.

          Одним из самых мощных неблагоприятных  факторов разрушающих не

только  семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей.

Оно может  оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода  и

во время  беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

           Какой  бы аспект проблемы отклонений  от нормального психо-

физического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены

говорить о  тлетворном  влиянии  пьянства родителей. Из-за этого зловещего

явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще

отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и

попадают в детские дома и  т.д.

           Подавляющее  большинство отрицательных примеров, которые мы

приводим, так или иначе имеют  своей причиной пьянство взрослых людей. Когда

рас-сказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы

трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли.

Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим.  Всем миром  нужно

бороться с пьянством, неминуемо  калечащим детей.

            Пьяницы не только уподобляют  себе детей и подростков, которые в

силу своей незрелости не могут  противостоять пагубным традициям. Пьянство -

причина многих неврозов и нарушений  поведения у членов семей пьяниц. В

подавляющем числе случаев различные  психические расстройства у детей

вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством,

плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся

невротиками, то от пьяниц - матерей  часто рождаются умственно-неполноценные

дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы  или

пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым

пьянством и его следствием - алкогольной  болезнью.

           Психологические  особенности детей:

Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что те - плохие

родители. Поэтому детис стремятся  всеми силами скрыть позор семьи. Дети не

могут откровенно говорить о своей  семье ни с друзья-ми, ни с учителями.

Привычка к сокрытию обуслав-ливает необходимость игнорировать реальность.

Секретность, увертки, обман становится обычными компонентами жизни. В

результате каждый становит-ся подозрительным и злобным. Уроки выученные в

детстве, подкрепляются тем, что  члены семьи никогда не обсуждают  честно,

что не происходит. И открытые коммуникации перестают существовать. Секреты

неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше

запутанности вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции,

одиночест-ва.

            В алкогольной семье очень  часты смерть. Подобно тому как  надо

скрывать пьянство, необходимо и ссоры держать в секретности, потому что

произош-ла по их вине. Ссоры как  на вербальном уровне, так и сопровождаемые

физической агрессией оказывают  не только психотравмирующее действие на

ребенка. Постоянные наблюдения над  тем, как родители провоцируют друг

друга, спорят, шумят, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль

взаимо-отношений между людьми вообще. «Москаленко»

           В  алкогольных семьях как больной,  так и не больной родитель

часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это

угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети

никогда не рассказывают родителям  о своих тяжелых чувствах. И  будучи

взрослыми, они продолжа-ют предчувствовать  разочарования, не доверяют как в

случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь

постоянную заботу о себе со стороны  родителей остается надолго с  детьми из

таких семей. Они могут оставаться инфальтильными, незрелыми в отношениях со

сверстниками. «Москаленко»   В  то же время дети в таких семьях вынуждены

быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себя ответ-ственными  за

младших братьев и сестер. Пьющие родители нуждаются в их физической и

эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей,

делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети

становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию

семейной жизни. А позднее у  них появляется смутное чувство  того, что они

упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили и они

продолжают бороться за то, чтобы  вернуть причитающую им долю внимания,

детских радостей. Они не понимают легкомыслия, привольности. Такие люди не

умеют наслаждаться жизнью.

           Отсутствие  заботы  и внимания к ребенку  также может быть стилем

воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку  лишь часть

царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают

через него, как бы не замечая. Или  мать может сама страдать алкоголизмом,

либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю

энергию на них, а в это время  дети живут без ее внимания. Дети не моются,

не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.

«Москаленко»

           Если  дети постоянно слышат в семье,  что отец должен зарабатывать

деньги, а не пропивать, они могут  начать путать деньги с любовью и

вниманием. Когда друзья нуждаются  во внимании, такие дети могут отделаться

от них подарками.

           Эмоциональным  потребностям детей в алкогольных  семьях тоже не

уделяется должного внимания. И дети не научатся как можно входить в

состояние другого человека. Они  не усваивают и элементарных обязанностей

родителей, что затрудняет их адаптацию  в будущей своей собствен-

ной семье. «Москаленко»

           «Сексуальное  оскорбление».  Итак, если девочка вынуждена все

чаще заменять свою больную алкоголиз-

мом мать в выполнении хозяйственных  дел, в заботе о младших детях, то

Информация о работе Дети из неблагополучных семей