Дети из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Содержание работы

I Введение
II Виды неблагополучных семей
1). Алкогольная семья
2). Криминально - аморальная семья
3). Аморально - асоциативная семья
4). Конфликтная семья
5). Педагогически несостоятельная семья
III Ошибки воспитания детей
IV Психологическая помощь детям из неблагополучных семей
Биография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

кто из них в первую очередь должен заниматься подобными семьями. Не только

четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых

входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишившихся

родительского попечительства из за морального поведения социальной

деградации родителей, но и не отработано в достаточной мере нормативно-

правовая база охраны и защиты детства. Как правило, у нас прибегают  лишь к

крайней мере - лишению родительских прав, в то время как менее болезненные

для детей и более эффективны по влиянию на опустившихся родителей  были бы

меры временного изъятия детей  из аморальных семей с временной  передачей их

на воспитание в другие семьи, либо в детские дома. Иные превентивные меры

должны быть применены к семьям, в которых функциональная несостоятельность

имеет другие причины. Так, Напри-мер, асоциально-аморальные семьи, которые

хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее

в соответствии со своими специфическими социально-психологическими

характеристиками требует иного  подхода.

           На  практике асоциально-аморальным  семьям чаще всего относят

семьи с откровенными стяжатель-скими  ориентациями, живущими по принципу

«цель оправдывает средства», в  которых отсутствуют моральные нормы и

ограничения. Внешняя обстановка в  этих семьях может выглядеть вполне

благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценнос-ти

подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми

средствами их достижениями. Такие семьи несмотря на свою внешнюю

респектабельность, благодаря своим  исключительно моральным представлениям,

также оказывает на детей прямое десоциализирующее влияние, непосред-ственно

прививая им антиобщественные взгляды  и ценностные ориентации. «Беличева»

          В качестве  примера асоциально-аморальной семьи  может служить

семья Наташи К. (15 лет 8 класс). Наташа состоит на учете за развратное

аморальное поведение, неоднократно задерживалась дружинниками в пьяном виде

в компании таких же пьяных подростков.

Учится плохо, крайне груба в  отношении к учителю, одноклассникам, жестока,

высокомерна с подругами, избивает сверстниц. Живет с мамой, торговым работ-

ником. Мама относится к числу  людей, «умеющих жить», дома - полный

достаток, ковры, хрусталь, дорогие вещи. С отцом Наташина мама разошлась,

поскольку он не одобрял ее моральной  неразборчивости,

а она соответственно относила его  к числу неудач-ников, называла его

«рохлей» и.т.д.

           Для  мамы Наташи характерно циничное  отношение к духовным

ценностям, моральным качествам  людей. Все достоинства личности определяются

возможностями достать, иметь и  т.д.

          Дочь  в цинизме превзошла мать, не  имеет авторитетов, очень груба

с матерью, которая потеряла все  возможности воздействовать на поведение

дочери. Прибегает к крайним  мерам, избива-ет дочь, закрывает ее на ключ в

квартире.

           Вряд  ли  правомерна  точка  зрения  тех, кто считает необходимым

изымать детей из социально-аморальных семей. Несмотря на негативное

влияние, которое оказывается на детей такими родителями нет формального

повода для принятия решения  об изъятии ребенка из этих семей. По отношению

к таким родителям и детям  более всего применимы коррекционные  методы,

основанные на принципах «обратной  социализации», когда через взрослеющих

детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей,

происходит переосмысле-ние родителями своих собственных позиций.    Однако

существенным недостатком методов  обратной социализации является их

запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то

существенно изменить в личности подростка. Иного подхода требуют семьи  с

косвенным десоциализирую-щим влиянием - конфликтные и педагогические

несостоятельные. «Беличева»

           Конфликтная  семья, в которой по различным психологическим

причинам личные взаимоотношения  супругов строятся не по принципу

взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчужде-ния.

           Конфликтные  семьи могут быть как шумными,  скандальными, где

повышенные тона, раздражитель-ность становится нормой взаимоотношений

супругов,

так и «тихими», где отношения  супругов характеризу-ют полное отчуждение,

стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья

отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить

причиной различных асоциальных  проявлений. «Беличева»

           Вот,  например, семья Эдика Ф. 15 лет,  который третий год состоит

на учете в ИДН, плохо учится, дерзит учителям, дерется с малышами, забирает

у них деньги, рано приобщился к курению, выпивает, плохо поддается

перевоспитанию.  Внешне  его  семья выглядит вполне благополучной, хорошая

квартира, полный достаток, родители ведут трезвый образ жизни, хорошие

производственники, проявляют заботу о детях. Мать работает заведующей

отделом в промтоварном магазине, отец - мастер на заводе. Однако отношения

между родителями весьма отчужденные, по типу скрытого хронического

конфликта. Мать обвиняет отца в неумении жить, отец, в свою очередь,

подозревает жену в супружеской  неверности, Во всех перепалках предпочитает

отмалчиваться, допоздна задерживается  на работе и приходит домой только

ночевать. Практически не разговаривает  ни с детьми, ни с женой. В доме

тягостная, гнетущая атмосфера, которая  тяжело сказывается на детях, делает

их «колючими», невосприимчивыми к педагогическим воздействиям учителей,

общественных воспитателей, закрепленных в ИДН.

           Вот  другой пример - семья Димы Л. 11 лет, состоит на учете за

систематические пропуски, пренебрежение  к учебе, бродяжничество. Отец -

шофер, мать - домохозяйка. Семья живет в рабочем общежи-тии. Привычный

способ общения родителей - скандал. Инициатор скандалов - мать. Переходит

на крик по всякому поводу и без  повода, Своим соседям, не стесняясь,

рассказывает о всех повинностях  мужа, недовольна им. Дима буквально не

имеет дома спокойной минуты, чтобы  готовить уроки, отдыхать. Он

предпочитает проводить время  на улице, куда убегает, также и из школы в том

случае , когда не выучит уроков, что  естественно, случается с ним  весьма

часто.

          Как видим, в конфликтных семьях десоциализиру-ющее влияние

проявляется не прямо через образцы  аморального поведения или

антиобщественные отношения родителей  здесь имеет место косвенное

десоциализирующее влияние, оказываемое  за счет хронически осложненных,

нездоровых отношений родителей.

           В  работе с семьями, где отношения  супругов хронически осложнены

и находятся фактически на грани  распада, учитель, социальный работник,

практи-

ческий психолог, по сути дела, должны выполнять психо-

терапевтические функции. То есть в беседе с родите-лями  необходимо,

вмнимательно  выслушать  обе  стороны, попытаться по возможности, погасить

неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к

обострению отношений, консолидировать  взаимоотношения супругов прежде всего

на основе интересов ребенка.

           Среди  семей подростков, состоящих на  учете в ИДН, наиболее

распространенными являются педагогически  несостоятельные семьи, в которых

при относительно  благоприятных  условиях  (здоровая семейная атмосфера,

ведущие правильный образ жизни  и проявляющие заботу о детях  родители)

неправильно формулируются взаимоотношения  с детьми, совершаются серьезные

педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям  в

сознании и поведении детей. «Беличева»

           Педагогически  несостоятельная как и конфликт-ная  семья не

оказывает на детей прямо десоциализи-рующего  влияния.   Формирование

антиобщественных ориентаций у  детей в этих семьях происходит потому, что за

счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы

здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего

воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим

неблагоприятную роль.

           Педагогически  несостоятельная семья прежде  всего нуждается в

психолого-педагогической коррекции  стиля  семейного  воспитания  и

характера  взаимо-отношений  родителей  с детьми как основных факто-ров,

обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи прежде

всего нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализи-

ровать ситуацию, скорректировать  свой стиль и характер отношений  с

ребенком. «Беличева»

           На  практике педагогически несостоятельные семьи оказываются

наиболее труднодоступными для  выявления  причин  и  неблагоприятных

условий, оказывающих негативное воздействие  на детей. Чтобы выявить

неблагоприятные факторы семейного  воспитания в такой семье, необходимо, как

правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем

доверительных отношений и с  детьми, и с родителями. Обобщение  длительных

наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-

педагогической работы с такими семьями позволили выделить следующие

наиболее типичные, неправильно  сложившиеся педагогические стили  в

функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспита-нием

детей.

         Попустительско-снисходительный  стиль, когда

родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего

страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы сами

такие были». Педагогу , психологу  в подобных случаях бывает трудно изменить

благодушное самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их

всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

         Позиция  круговой обороны, которую также  может занимать определенная

часть родителей, строя свои отношения  с окружающими по принципу «наш ребе-

нок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем.  Кто

указывает на неправильное поведение  их детей. Даже совершение подростком

тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они

продолжают искать виновных на сторо-не. Дети из таких семей страдают

особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки,

весьма трудно поддаются перевоспитанию.

         Демонстративный  стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь,

всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о

его проступ-ках, явно преувеличивая  степень их опасности, вслух заявляет,

что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка

стыдливости, чувства раскаяния  за свои поступки, снимает внутренний

контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к

взрослым, родителям.

         Педагогическо-подозрительный  стиль, при кото-ром родители  не

доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю,

пытают-ся полностью изолировать  от сверстников, друзей, стремятся абсолютно

контролировать свободное время  ребенка, круг его интересов, занятий

общение. Так, в этом отношении показателен  пример поведения мамы Димы С.,

стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень

замкнут, неразговорчив. Мама  обеспокоена  фактом  постановки  на  учет,

стремится  ни  на  минуту  не  выпускать  его  из  виду. После учебы

мальчик должен идти к ней на работу, где под  ее  присмотром  готовит

уроки.  Затем  они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комна-те

даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствует при их

разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задает подрост-

ку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает  Диму на

улицу. Мальчик растет хмурым, смотрит  исподлобья, напоминает затравленного

зверь-ка, никого  не  любит, ни  к  кому  не  испытывает привязанности,

озлоблен.

         Жестко-авторитарный  стиль присущ родите-лям, злоупотребляющим

физическими наказаниями. К такому  стилю  отношений  больше  склонен  отец,

стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребен-ка считающий, что

существует лишь один эффектив- ный  воспитательный прием - физическая

расправа. Дети обычно в подобных случаях  растут агрессивными, жестокими,

стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов

профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя

при этом все доступные средства  воздействия  -  от  убеждения  до

административно-    -уголовного принуждения, защищенного ребенка  от

жестокости.

         Увещевательный  стиль. Родители проявляют по отношению к своим детям

полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать,

объяснять, не применять никаких  волевых воздействий и наказаний. Дети в

таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального педагога

в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении

несовершеннолетнего, так и его  родите-лей.

Информация о работе Дети из неблагополучных семей