Дети из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Содержание работы

I Введение
II Виды неблагополучных семей
1). Алкогольная семья
2). Криминально - аморальная семья
3). Аморально - асоциативная семья
4). Конфликтная семья
5). Педагогически несостоятельная семья
III Ошибки воспитания детей
IV Психологическая помощь детям из неблагополучных семей
Биография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

         Отстраненно-равнодушный  стиль возникает в семьях, где  родители, в

частности мать, поглощена устройством  своей личной жизни. Выйдя вторично

замуж, мать не находит времени, ни душевных сил для своих детей  от первого

брака, равнодушна как к самим  детям так и к их поступкам. Дети

предоставлены самим себе, чувствуют  себя лишними, стремятся меньше бывать

дома, с болью воспринимают равнодуш-но-отстраненное отношение матери. Такие

дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное

отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю,

относят-ся к ним с большой  теплотой, доверием, что помогает в

воспитательной работе.

         Помощь  потерянному ребенку:

1). Необходимо  дать  ему  почувствовать,  что  он принадлежит к классу,

группе, что он не отвергнут и  занимает очень важное место в  коллективе и

соответ-ствует этому месту.

2). Если ребенок вошел в какую-то  группу, подчеркните, что это хорошо. Но

не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните,

что каждый ребенок нуждается в  том,  чтобы побыть наедине с  самим с собой.

3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное

времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими.

Это для такого ребенка лучше  чем занятия в одиночку.

4). Выставляйте его рессунки, сочинения  и другие вещи, которые могут

интересовать окружающих. Это будет  повышать уверенность ребенка в  себе,

чувство самооценки.

5). Очень полезно хвалить ребенка,  когда он высказыва-ет какие-либо

конструктивные мысли.

6). Выберите такой предмет, к  которому ребенок проявляет наибольший

интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он

продеман-стрирует перед классом, что может внести в данную область нечто

ценное.

7). Помогите  ребенку  осознать  и  выразить  свои чувства,  использовав для

этого надежные, безопасные каналы, такие  как рисование, работа по дереву,

созда-ние кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.

8). Попросите помощи у ребенка  в поисках решения какой-либо  проблемы.

Многие робкие дети прячут все, включая  свои исключительные интеллектуальные

способности, а учителя могут  иногда не узнать о потенциале ребенка.

9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел

работать в группе и кто в  классе оказывает наибольшее влияние  на него.

Подберите ребенку напарника и  наметьте с ним план действий, в  котором они

могут хорошо сотрудничать.

10). Записывайте каждый день, сколько раз вы обраща- лись к потерянному

ребенку и сколько раз вы произно-сили разные реплики, комментарии в его

адрес. Проверьте список в конце  дня; это будет напоминанием о  том, как вы

работаете, а также о том, какие  успехи делает ребенок. «Москаленко»

         Воспитание по типу «кумир семьи» часто возни-кает  по  отношению к

 «поздним детям»,  когда   долгожданный  ребенок  наконец-то  рождается  у

немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка  готовы

молиться. Все его просьбы и  прихоти выполняются, формируется крайний

эгоцент-ризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же

родители.

         Помощь  «кумиру семьи»:

1). Уделите ему как можно больше  внимания, постарай-тесь лучше узнать  его,

общаясь один на один.

2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок

сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.

3). Помогите ребенку понять, что  не надо скрывать их, что испытывать  такие

чувства - нормально. Сочините рассказ  о ком-либо, кто всегда смеется  сквозь

невиди-мые миру слезы. Это может  быть и своего рода посла-ние к  ребенку.

4). Возьмите куклу-клоуна; объясните,  что может чувствовать клоун,  что у

него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла

сыграет ту же роль уже в руках  самого ребенка.

5). Хорошо, если ребенок сможет  проявить себя в любой творческой

деятельности - в рисовании, в музыке.

6). Не упускайте случая подчеркнуть,  какие чувства уместно выражать  в том

или ином случае. Мы смеемся над  смешными вещами, но становимся грустными,

когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам

плохо. Если ребенок смеется когда  кому-то плохо, побудите его задуматься

над этой ситуацией и обычным  голосом - ни в коем случае не раздражаясь! -

произнесите: «Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было

очень больно».

7). Старшим детям предложите  вести дневник с записями - ежедневными  и

еженедельными. Заверьте, что его  никто не прочтет. Скажите ребенку, что он

может говорить с вами обо всем на что его волнует, в любое время - или с

глазу на глаз, или через этот дневник. «Москаленко»

         Непоследовательный  стиль - когда у родителей, особенно  у матери, не

хватает выдержки, самооблада-ния  для осуществления последовательной воспита-

тельной  тактики  в  семье.  Возникают  резкие эмоциональные перепады в

отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-

ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния  на

детей. Подросток становится неуправляе-мым, непредсказуемым, пренебрегающим

мнением старших, родителей. Нужна  терпеливая, твердая, последовательная

линия поведения воспитателя, психолога. «Беличева»

         Перечисленными  примерами далеко не исчер-

пываются типичные  шибки семейного  воспитания. Для внимательного взгляда

педагога, психолога эти ошибки не  представляют  трудности  в  различении.

Однако исправить  их  гораздо  труднее,  чем  обнаружить, поскольку

педагогические просчеты семейного  воспита-ния чаще всего имеют  затяжной

хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим послед-

ствиям холодные, отчужденные, а  порою и враждебные отношения  родителей и

детей, утратившие свою теплоту и  взаимоотношение.

           К  человеческим отношениям, в том  числе и к семейным, так же, как

и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый «труд

ду-ши» для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся

неприязнь, враждебность, конфликтность  разъединят теплоту родственных

отношений, становится необратимыми и создают в доме невыносимую  для ребенка

атмосферу.

         Как известно, эмоциональным центром семьи,  задающим тон в семейных

отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и

ребенка с первых дней и месяцев  его жизни существен-ным образом  определяет

характер и судьбу уже взрос-лых детей.

         Особенно  опасны авторитарность, жесткость,  чрезмерное доминирование

матери, которое в настоя-щее  время  нередко  проявляется  у  многих

женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение деприви-рует психическое

развитие детей и чревато разными неприятностями. В том случае, если у

ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим

заболеваниям. В случае же, когда  у ребенка сильный тип нервной  системы,

доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам

эмоциональной сферы, к эмоциональной  невосприимчивости детей, отсутствию

эмпатии, агрессивности, что может  привести к жестоким тяж-ким

преступлениям.

         Вообще  педагогическая несостоятельность  семьи должна

предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов

профилактики. В этом отношении  своевременным профилактическим средством

можно считать тот психолого-педагогичес- кий ликбез, который проводится для

родителей.

         Психические  службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут

разрешить хроническую конфликтную  ситуацию, помогут родителям понять

индивидуальные половозрастные психологические  особенности своих детей и

скорректировать свою пози-цию, провести социально-психологические тренинги,

формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей,

взрослеющих детей. Эти же службы могли  бы осуществлять психологичес-кую

коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов,  сотрудников

инспекций  по  делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая

деятельность непосредственно  связана с детьми, подростками  и

неблагополучными семьями. «Беличева»

         Однако  вряд ли советы психологов  способны оказать заметную помощь  в

работе с криминально-аморальными  семьями, где степень моральной деградации

родителей такова, что увещания и  меры психологического воздействия

оказываются безуспеш-ными в плане  избавления людей от их пороков: пьянства,

развратного образа жизни, жестокости и прочего. В данном случае требуется

решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домаш-ней

обстановки и оказанию социально-правовой помощи.

 

 

 

                                 Биография:

 

 

 

1).   Буянов М.И.      «Ребенок из неблагополучной  семьи:

                           записки детского психолога».

 

2).   Беличева С.А.  «Основы  превентивной психологии».

 

3).   «Природа ребенка в  зеркале автобиографии»

                                 под ред. Бим-Бада.

 

4).   Воспитание школьника  1999г.  №1.  Москаленко В.

                                        «Ребенок из семьи алкоголика».

 

5).   Вопросы психологии  1991г.  №4.

 

6).   Дошкольное  воспитание  1998г.   №12.

 

7).   Семья  1998г.   №47.

 

8).   Семья  и школа  1992г.   №2,  №7,  №8,  №9.

 

9).   Семья  и школа  1994г.   №3.

 

10).  Семья  и школа  1995г.   №1,  №3.

 

11).   Семья  и школа  1996г.   №7.

 

12).   Семья и школа  1998г.   №2.


Информация о работе Дети из неблагополучных семей