Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Данные о психологических особенностях испытуемых были зафиксированы в отдельной таблице № 8

                                                                    

 Таблица № 8

    

Показатели

Уровень

высокий

средний

низкий

1.

Физическая агрессия

60%

40%

-

2.

Косвенная агрессия

10%

80%

10%

3.

Раздражение

20%

80%

-

4.

Негативизм

10%

30%

60%

5.

Обида

-

70%

30%

6.

Подозрительность

30%

60%

10%

7.

Вербальная агрессия

50%

50%

-

8.

Чувство вины

40%

60%

-


 

 

      Проводя  анализ на констатирующем и  контрольном этапах по тесту  Басса – Дарки мы получили следующие результаты по состоянию агрессивности у подростков:

Физическая агрессия – высокий уровень проявления снизился на 40%, средний уровень вырос на 40%.

Косвенная агрессия – высокий уровень проявления снизился на 30%, средний уровень повысился на 30%.

Склонность к раздражению – высокий уровень снизился на 20%, средний вырос на 20%.

Негативизм – высокий уровень появления снизился на 40%, средний уровень вырос на 10%, низкий уровень вырос на 30%.

Обида – средний уровень увеличился на 20%, низкий уровень вырос на 30%. Подозрительность – высокий уровень увеличился на 25%, средний вырос на 35%, низкий уровень увеличился на 10%.

 Вербальная агрессия – высокий уровень проявления снизился на 50%, средний уровень вырос на 50%.

Чувство вины – высокий уровень проявления снизился на 30%, средний уровень увеличился на 30%.

     Вывод: сравнивая результаты группы подростков на констатирующем и

контрольном этапах, мы наблюдаем небольшое снижение уровня состояния агрессии у подростков.

После проведения коррекционной программы по снижению состояния уровня агрессивности и коррекции, выделенных нами личностных показателей, у подростков получились следующие результаты.

Вика А.

Выделенные показатели для коррекции: раздражительность, обидчивость,

недостаточная саморегуляция, спонтанная агрессивность.

Раздражительность осталась на высоком уровне,  показатель снизился на 2 балла и составляет 7 баллов. Средний  уровень по шкале  недостаточная саморегуляция. Средний показатель по шкале спонтанная агрессивность – 5

баллов, показатель снизился на 3 балла. Раздражительность снизилась на 2

балла – 7 баллов (высокий уровень, ближе к среднему),  средний уровень по

шкале эмоциональная лабильность – показатель снизился на 1  балл – 6 баллов.

Обидчивость – шкала чувство вины снизился на 1 балл  - 7 баллов. Высокий

уровень индекса враждебности (ИВ), хотя  показатель снизился на 3 балла и

составляет 12 баллов (обида – 6, подозрительность – 6 снизился на 2 балла).

Состояние агрессивности – спонтанная агрессивность средний уровень – 5 баллов снизился на 3 балла, реактивная агрессивность  высокий уровень снизился на 2 балла составляет 7 баллов.  Высокий индекс агрессивности (ИА)  снизился на3 балла и составляет 26 баллов. Физическая агрессия – 9 снизилась на 1 балл, раздражительность – 6, вербальная агрессия – 11 снизилась на 2 балла.

Небольшие изменения (снижение) личностных показателей повлияло на снижение состояния агрессивности.

  1. Надя Е.

Выделенные показатели для коррекции: раздражительность, обидчивость,

недостаточная саморегуляция, спонтанная агрессивность.

Раздражительность  снизилась на 1 балл и составляет 6 баллов (средний

уровень).  Высокий показатель (ближе к среднему) по шкале спонтанная

агрессивность  –  7 баллов снизилась на 1 балл, средний уровень по шкале

раздражительность  –  6 баллов снизился на 1 балл, средний уровень

эмоциональной лабильности – 6 баллов, показатель снизился на 2  балла.

Обидчивость – шкала чувство вины  -5 баллов (средний),  средний индекс

враждебности (ИВ) – 9 баллов, снизился на 2 балла (обида –3, подозрительность –7,  снизился на 2 балла). Состояние агрессивности –  высокий уровень (ближе к среднему)  по шкалам спонтанная агрессивность 7, баллов снизился на 1, реактивная агрессивность  – 7 баллов.  Средний индекс агрессивности (ИА) – 24, снизился на 2 балла (физическая агрессия – 8 снизился на 1 балл, раздражительность – 6, вербальная агрессия – 10 снизился на 1 балл).

Небольшие изменения (снижение) личностных показателей повлияло на снижение состояния агрессивности.

  1. Лена С.

Выделенные показатели для коррекции: раздражительность, депрессивность,

спонтанная агрессивность.

Высокий показатель раздражительности снизился на 1 балл и составляет 8

баллов.  Высокий уровень по шкале депрессивность – 7 баллов остался без

изменений.   Состояние агрессивности  средний показатель по шкале спонтанная агрессивность – 5 баллов, изменился на 2 балла,  высокий (ближе к среднему)

уровень реактивной агрессивности  – 7 баллов понизился на 2.  высокий уровень индекса агрессивности (ИА) – 27, снизился на 4 балла (физическая агрессия – 8 снизилась на 1 балл, раздражительность – 7 снизился на 2 балла, вербальная агрессия – 12  снизилась на 1 балл). Индекс враждебности (ИВ) стал 10 баллов -  в пределах нормы (обида – 3, подозрительность – 7 снизился на 1 балл).

Небольшие изменения (снижение) личностных показателей повлияло на снижение состояния агрессивности.

  1. Влад О.

Выделенные показатели для коррекции: раздражительность, депрессивность,

тревожность недостаточная саморегуляция, спонтанная агрессивность.

Высокий (ближе к среднему) показатель по шкале  раздражительность – 7 баллов, снизился на 1 балл.  Депрессивность (высокий показатель) –  8 баллов осталась без изменений. Средний уровень тревожности -  6 баллов. Показатель по общительности повысился на 2 балла  - 7. Высокий (ближе к среднему) показатель спонтанной  агрессивности  – 7,снизился на 1 балл, высокий (ближе к среднему) показатель раздражительности  – 7 баллов, снизился на 1 балл, средний уровень эмоциональной лабильности – 6 баллов, показатель снизился на 2  балла. Низкий индекс враждебности (ИВ) составляет 6 баллов, снизился на 1 балл (Обида – 3, подозрительность – 3). Состояние агрессивности - высокий уровень спонтанной агрессивности 7 баллов, средний показатель реактивной агрессивности  – 6 баллов. Высокий индекс агрессивности (ИА) – 26 баллов, показатель снизился на 3 балла (физическая агрессия – 8, снизилась на 1 балл, раздражительность – 8, снизилась на 2 балла, вербальная агрессия – 10 без изменений).

Небольшие изменения (снижение) личностных показателей повлияло на снижение состояния агрессивности.

  1. Сергей Р.

Выделенные показатели для коррекции: раздражительность, депрессивность,

тревожность, спонтанная агрессивность.

Высокий (ближе к среднему) уровень раздражительности  7 баллов, снизился на 1 балл.  Средний уровень  депрессивности 6 баллов, снизился на 1 балл.

Тревожность -  осталось без изменений 7 баллов (высокий уровень).

Общительность повысилась на 1 балл  - 7 (высокий уровень). Высокий  индекс враждебности (ИВ) – 12, снизился на 2 балла (обида – 5, подозрительность –7). Состояние агрессивности –  средний уровень спонтанной агрессивности  – 5 баллов, высокий (ближе к среднему) показатель реактивной агрессивности  – 7 баллов.  Средний индекс агрессивности (ИА) – 24, показатель  снизился на 2 балла  (физическая агрессия – 8 снизилась на 2 балла, раздражительность – 6 без изменений, вербальная агрессия – 10 без изменений).

Небольшие изменения (снижение) личностных показателей повлияло на снижение состояния агрессивности.

Расчет критерия Т Вилкоксона при составлении замеров  индивидуальных замеров «до»  и  «после».

Код имени испытуем

Измерение

уровня агрессивности до коррекционн

Измерение уровня агрессивн. после корр.

работы

Разность

Абсолютное значение разности

Ранговый номер разности

1/ Л

31

28

- 3

3

3

2/ В

29

31

+2

2

2

3/ Н

26

22

- 4

4

4

4/ С

26

21

-5

5

5

5/Вл О

29

30

+1

1

1

6/ А

24

17

-7

7

7

7/Э

25

19

-6

6

6

8/ Ник

25

17

-8

8

8

Сумма

       

36


 

 

Гипотеза:  если Т эмп меньше или равен Т кр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

∑Ri=Nх(N+1)   = 8х(8+1)  = 36

              2                     2

Теперь отметим те сдвиги, которые являются отрицательными.  В данном случае сдвиг в сторону уменьшения значений показывает уровень снижения агрессивности, что является результатом проведения коррекционной работы.

Т=∑Rr, где ранговые значения сдвигов в сторону увеличения значений.

Итак, в данном случае,

Тэмп=1+2=3

По таблице определяем критические значения для n=8

 

 

Ткр=   5(р≤0,05


            1(р≤0,01

 

Построим «ось значимости»

                          Т 0,01                                          Т 0,05


____________1_____ ______3______ ______5_________________

Зона незначимости                                       Зона значимости

Зона значимости простирается вправо, следовательно, наблюдается сдвиг в сторону улучшения после проведения коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выводы

 

 Таким образом,  на основе всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:

      Агрессия – это комплексное образование, агрессивная направленность личности, которая  обусловливается совокупностью определенных психологических особенностей.

     Агрессивное поведение подростка обусловлено определенным набором

психологических особенностей личности, уровнями их проявления у человека.

     Разработанная  психокоррекционная программа позволяет в условиях школы психологом целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных детей и проводить  эффективную коррекцию.

     Апробирование психокоррекционной программы прошло успешно, благодаря ее применению были снижены показатели: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость; повешены следующие показатели: общительность, недостаточная саморегуляция. Уровень агрессии учащихся снизился до адекватного.

     Таким образом, можно сказать, что выделенные в теоретическом анализе психические особенности агрессивных подростков и разработанная  психокоррекционная программа способствуют оптимизации уровня этих особенностей и снижения уровня агрессивного поведения.

Эти факты подтверждают предложенную нами гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Психологическая  коррекция агрессивного поведения  детей должна носить комплексный, системный  характер и учитывать  основные характерологические особенности  агрессивных детей, и в первую  очередь, такие, как: отсутствие контроля  над своими эмоциями; ограниченный  набор поведенческих реакций  в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным подростком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:

Информация о работе Детская агрессивность и её причины