Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

 

       

       Анализ таблицы и выделение психологических особенностей агрессивных подростков, осуществлялся по критерию «высокий индекс агрессивности». Для получения общей информации об уровнях развития психологических особенностях подростков школы, сначала анализировались данные по всей выборки испытуемых.

В результате можно отметить следующее:

 

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Невротичность

50 % -

(18 человек)

50% -

(18 человек)

13,9% -

(5 человек)

Спонтанная агрессивность

50 % -

(18 человек)

36,1% -

(13 человек)

5,6% -

(2 человека)

Депрессивность

47,2 % –

(17 человек)

47,2% -

(17 человек)

5,6 % -

(2 человека)

Раздражительность

66,7%  –

(24 человека)

27,8% -

(10 человек)

5,6% -

(2 человека)

Общительность

27,8%  –

(10 человек)

69,4% -

(10 человек)

2,8% -

(1 человек)

Уравновешенность

38,9%  –

(14 человек)

52,8% -

(19 человек)

8,3% -

(3 человек)

Реактивная агрессивность

72,2%  –

(26 человек)

27,8% -

(10 человек)

-

Застенчивость

38,9%  –

(14 человек)

50% -

(18 человек)

11,1% -

(4 человека)

Открытость

22,2%  -

(8 человек)

75% –

(27 человек)

2,8% -

(1 человек)

Экстраверсия - Интроверсия

68,9% -

(23 человек)

33,3% -

(12 человек)

2,8% -

(1 человек)

Эмоциональная лабильность

50% -

(18 человек)

41,7% -

(15 человек)

8,3% -

(3 человек)

Маскулинизм - Феминизм

41,7% -

(15 человек)

38,9% -

(14 человек)

11,1% -

(4 человека)


 

 

     Данные о  психологических особенностях испытуемых, имеющих высокий индекс агрессивности, были зафиксированы в отдельной  таблице № 4.

                                                                                                                                     Таблица № 4

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

Невротичность

80%

20%

-

Спонтанная агрессивность

65%

35%

-

Депрессивность

80%

20%

-

Раздражительность

100%

-

-

Общительность

20%

80%

-

Уравновешенность

20%

80%

-

Реактивная агрессивность

90%

10%

-

Застенчивость

50%

50%

-

Открытость

10%

80%

10%

Экстраверсия-Интроверсия

70%

30%

-

Эмоциональная лабильность

60%

40%

-

Маскулинизм-Феминизм

70%

30%

-


 

 

      По результатам  анализа диагностического исследования  были выделены психологические  особенности: депрессивность, раздражительность, тревожность, спонтанная агрессивность, обидчивость, общительность, недостаточная  саморегуляция у агрессивных подростков, сформирована группа учащихся в количестве 8 человек: Лена С., Вика А., Надя Е., Сергей Р., Влад О.,

Артем П., Эльвира Б., Никита А.

Показатели, которые подлежат коррекции:

 

п/п

Ф.И.

ИА

ИВ

Раздр.

Обидч.

Недост.

саморег.

Спонт.

агр.

Депр.

Тревож.

1.

Лена С.

31

12

+

+

+

 

+

 

2.

Вика А.

29

15

+

+

+

+

   

3.

Надя Е.

26

11

+

+

+

+

   

4.

Сергей Р.

26

12

+

     

+

+

5.

Влад О.

29

6

+

   

+

 

+

6.

Артем П.

24

12

+

     

+

+

7.

Эльвира

25

13

+

   

+

 

+

8.

Никита

25

12

 

+

+

   

+


 

   

 

 Выделенные показатели  у подростков будут подлежать  коррекции. Их изменение в положительную  сторону повлияют на снижение  агрессии. Личностные особенности, которые требуют снижения показателей: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость; личностные особенности, которые необходимо повысить: общительность, недостаточная  саморегуляция.

3. Рисуночный тест  «Крокодил» (А.Моносова)

Испытуемым предлагается нарисовать крокодила. И давайте  посмотрим, что ваш  рисунок скажет о вас.

По рисункам определяется склонность к проявлению агрессивного поведения.

1тип: дети этого типа склонны к агрессии,  легко впадают в ярость, им свойственно обижаться и бурно переживать обиду, обвинять в неудачах окружающих.

2 тип: у детей этого типа агрессия направлена на себя, в конфликтах  ищут прежде всего собственные ошибки.

3 тип: дети этого типа склонны к «вербальной агрессии» - к словесным оскорблениям, могут испытывать тревогу при общении с людьми.

4 тип: дети этого типа – «мягкие» люди, совсем неагрессивны. Может быть, потому, что слишком сильны и благополучны, чтобы проявлять агрессию к окружающим.

 

 

Выводы: анализируя результаты, можно отметить, что больше всего детей – 20 человек (55,5 %) относится к 1 типу (дети склонны к агрессии):   ко 2 типу (агрессия направлена на себя) – 5 человек (13,8 %), к 3 типу относится (вербальная агрессия) – 8 человек (22,2 %), к 4 типу (неагрессивные дети) – 3 человека (0,8 %).  При проведении коррекционной работы необходимо учесть  результаты всех  выше описанных диагностик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции особенности личности агрессивных подростков

 

     Для коррекции  психологических особенностей личности  агрессивных подростков нами  была разработана психокоррекционная программа.

     Основной целью программы является коррекция психологических особенностей личности подростков.

     Задачи психокоррекционной работы с агрессивными подростками:

1) знакомство подростков  с особенностями формирования  типов человеческой личности;

2) знакомство подростков  с особенностями агрессивного  поведения,

факторами, влияющими на формирование агрессивного   поведения, способами «борьбы» с агрессией;

3) снижение уровня агрессивности;

4) снижение эмоционального  напряжения, тревожности; 5) развитие  способности понимать эмоциональное  состояние другого человека и  умение адекватно выразить свое;

6)обучение эффективным  способам общения;

7) коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка;

8) коррекция поведения  с помощью ролевых игр;

9) формирование у подростков  моральных представлений;

10) обучение ауторелаксации.

Психокоррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, В.В. Петрусинского, К.Рудестама, Л.М.Семенюка.

Разработка программы коррекции проводилась в несколько этапов:

     Просветительский этап – проведение бесед с подростками, чтение лекций.

Этот этап  включает три занятия; цель: дать представление учащимся об

агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах

«борьбы» с агрессивными проявлениями в поведении.

Задачи:

1) знакомство подростков  с особенностями формирования  типов человеческой личности;

2) знакомство подростков  с особенностями агрессивного  поведения, факторами, влияющими на  формирование агрессивного   поведения, способами «борьбы» с агрессией.

Следующий этап -  подбор игр, упражнений на снижение уровня

агрессивности, коррекции выделенных показателей. 

Цель этого этапа –  коррекция психологических особенностей личности подростков.

Задачи:

1)снижение уровня агрессивности;

2) снижение эмоционального  напряжения, тревожности;

3) развитие способности  понимать эмоциональное состояние  другого человека и умение  адекватно выразить свое;

4) обучение эффективным  способам общения;

5) коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка;

6) коррекция поведения  с помощью ролевых игр;

7) формирование у подростков  моральных представлений;

8) обучение ауторелаксации.

Программа была опробирована в 2009 -2010 учебном году

   

 Методические основания психокоррекционной программы:

Обсуждение с администрацией, учителями, родителями показало, что агрессивное поведение подростков очень актуальная тема в наше время. Подростки конфликтны, наблюдается недостаточная саморегуляция, неумение приемлемым способом для общества выражать свои чувства, недостаточная сформированность ценностей, моральных представлений. Развитие ребенка определяет его самостоятельное соприкосновение с социально-культурной средой: как ребенок проходит процесс социализации и адаптации.

    Было получено  разрешение на проведение коррекционной  работы от

администрации школы, родителей учащихся и согласие самих подростков.

     В малой  группе проявляются специфические  механизмы естественного

взаимодействия между подростками; в процессе такого взаимодействия подростки успешно «учат» друг друга. Учатся понимать себя, других, реализовывать себя, свои способности, узнают, как, каким образом реагировать в тех или иных ситуациях. Задача ведущего тренинга  - сопровождение, «умение на равных» войти в деятельность детей.

     Программа  составлена таким образом, чтобы  при сохранении цели того или  иного занятия, можно было бы  варьировать всем остальным: заданиями, упражнениями; материалом, продолжительностью  проведения занятия.     Занятия  проводились во внеурочное время. Выбирался день, когда у

Информация о работе Детская агрессивность и её причины