Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

  Рис. 1

ВИДЫ АГРЕССИИ

 

Реактивная                Аутоагрессия              Физическая                Целевая



 

 

 

Прямая                                                                                                     Косвенная


 

 

 

 

Инструментальная           Вербальная             Гетероагрессия           Спонтанная

 

      Такая классификация  имеет практическую ценность, поскольку  человек обычно проявляет сразу  несколько видов агрессии, причём  они постоянно меняются, переходя  друг в друга.

      Анализ  видов агрессии удобно представить  на следующем примере.

     Подросток 13 лет  утром, после конфликта с отцом, приходит в школу в раздражённом  состоянии, крайне недовольный собой. Он кричит  на соседку по  парте за то, что та не даёт  ему списать домашнее задание  по математике, и угрожает ей  побоями. Во время урока, когда  учительница делает ему замечание, он огрызается, грубит, затем сев  на свое место, недовольно ворчит, с остервенением рвёт лист  бумаги, вырванный зачем-то из  тетради. На перемене он бегает, громко кричит, угрозами заставляет  товарища поделиться с ним  пирожком, замахивается на девочек, которые хихикают, глядя на его  «подвиги», нецензурно бранится. На  другой перемене ломает швабру, стоящую в углу возле шкафа, переворачивает урну с мусором, а после уроков, уже в вестибюле, догоняет соседку по парте  и дёргает её за косу –  за то, что не дала утром  списать.

      В приведённом  примере можно выделить следующие  виды агрессии, переходящие друг  в друга:

 

 

События

 

Виды агрессии

После конфликта с отцом приходит в школу в раздражённом состоянии, недовольный собой

Реактивная аутоагрессия

Кричит на соседку по парте за то, что та не даёт ему списать домашнее задание по математике и угрожает ей побоями

Прямая вербальная реактивная инструментальная гетероагрессия, а также это ещё и возможность разрядить предыдущую

Во время урока, в адрес учительницы: огрызается, грубит, затем, сев на место, громко ворчит, с остервенением рвёт лист бумаги

Прямая спонтанная вербальная гетероагрессия, затем косвенная физическая

На перемене он бегает, громко кричит, нецензурно бранится

Прямая спонтанная  вербальная  гетероагрессия

Угрозами заставляет  товарища поделиться с ним пирожком

Прямая  спонтанная инструментальная вербальная и экспрессивная гетероагрессия

Замахивается на девочек

Прямая реактивная экспрессивная целевая гетероагрессия

Ломает швабру, стоящую в углу возле шкафа, переворачивает урну с мусором

Косвенная спонтанная физическая гетероагрессия (опять возможен механизм разрядки эмоций)

После уроков, больно дёргает за косу соседку по парте

Прямая целевая реактивная физическая гетероагрессия


 

      Простой подсчёт показывает, что наш подросток проявляет преимущественно прямую реактивную вербальную и физическую гетероагрессию, то есть реагирует на окружающую обстановку преимущественно словами самым непосредственным образом.

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Диагностические  критерии агрессивности.

 

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста

 

  1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребёнка) теряет контроль над собой.
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  4. Часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках.
  5. Завистливы и мнительны.
  6. Часть сердятся и прибегают к дракам.

    О ребёнке, у  которого в течение 6-ти и более  месяцев одновременно устойчиво  проявлялись 4 критерия, можно говорить  как о ребёнке, обладающем агрессивностью  как качеством личности. И таких  детей можно называть агрессивными.

 

Диагностические критерии агрессивности для детей среднего

школьного возраста и подростков

 

  1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
  2. Инициируют физические драки.
  3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
  4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
  5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
  6. Намеренная порча имущества.
  7. Шантаж, вымогательство.
  8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
  9. Побег из дома.
  10. Не ходит в школу, либо выгнали из школы.

В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

Американский психолог М. Алворд (1998) выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы.

 

Характерологические особенности агрессивных детей

 

  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  5. Всегда винит окружающих в собственном деструктивном поведении.
  6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень  слабо.
  7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
  11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают собственной значимости и силы.

  Опыт работ с агрессивными  детьми в детских садах и  школах позволяет указать ещё  на три важнейшие характерологические  особенности подобных детей:

  1. имеют высокий уровень личностной тревожности;
  2. имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
  3. чувствуют себя отверженными.

      Приведённый  выше анализ характерологических  особенностей агрессивных  детей  позволяет выделить основные  направления коррекционной работы, а также придать ей целенаправленный  и целостный характер.

      В целях  повышения эффективности работы  с агрессивными детьми необходимо  также проанализировать роль  семьи в формировании агрессивного  поведения детей, а также особенности  самих семей агрессивных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Роль семьи  в формировании модели

 агрессивного поведения детей

 

1.6.1. Факторы, способствующие  становлению детской 

агрессивности в семье

 

     Поскольку  именно в семье ребёнок проходит  первичную социализацию, хотелось  бы более подробно остановиться  на факторах, формирующих модели  агрессивного поведения в семье.

     Огромное значение  в плане становления агрессивного  поведения ребёнка в семье  и вне её, а также характера  взаимоотношений с окружающими  в зрелые годы оказывают следующие  факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997):

  • реакция родителей на не устраивающее их поведение ребёнка;
  • характер отношений между родителями и детьми в целом;
  • уровень семейной гармонии или дисгармонии;
  • характер отношений  с родными братьями и сёстрами.

     Также важным  является фактор полной или  неполной семье. Например, американские  исследователи (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997) сообщают, что для людей, совершающих заказные политические убийства или покушения, характерно происхождение из распавшихся семей, где родители уделяли минимальное внимание ребёнку.

      Также установлено, что «если у детей (независимо  от того, к какой возрастной  группе они принадлежат):

  • плохие отношения с одним или обоими родителями;
  • или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
  • или они ощущают безразличие к своим чувствам;
  • а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью,

то они с большой долей вероятности:

  -   будут втянуты  в преступную деятельность;

-  будут ополчаться  на других детей;

- будут вести себя агрессивно  по отношению к своим родителям» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997).

       Убедительно  демонстрируют специфическую зависимость  между ответственностью родителей  и агрессивностью детей результаты  эксперимента Джонса (Jones, 1979). Исследователи наблюдали, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21, и 39 месяцев. Среди множества параметров измерялось время, через которое мать берёт ребёнка на руки после того, как он заплакал, или протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение детей, направленное на других детей (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.

      Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью  (Perry et al, 1990: Sroufe, 1993). «У надёжно привязанного ребёнка» в прошлом – надёжное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребёнок склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Для «ненадёжно привязанных детей» характерна несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная вспыльчивость и проявление физической агрессии, при этом не всегда данные проявления направлены на нападение как самоцель, а решают задачи обороны от мнимой или реальной угрозы.

      Интересен  факт становления агрессивного  поведения ребёнка в зависимости  от характера взаимоотношений  в семье между братьями и  сёстрами. Изучая последствия родительского  вмешательства в драки между  детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983) обнаружил, что против  всех остальных детей, с которыми они общаются. Как, оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье и усвоением силовых моделей поведения  и наказанием за драки со стороны родителей. Так, Фельсоном показано, что дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают в основном старших детей. По мнению автора исследования, без родительского вмешательства (наказания) агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте.

      Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники происходят из семей, где физическая жестокость идёт рука об руку с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997). Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция») встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй тип – по линии матери.

      Исследование  влияния воспитания и семейных  отношений на становление агрессивного  поведения детей показало, что  существует «прямая взаимосвязь  между наказаниями, выговорами, отсутствием  поощрений, с одной стороны, и  родительскими установками на  неприятие ребёнка в целом  – с другой» (А. Бандура, 1998).

Информация о работе Детская агрессивность и её причины