Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:56, реферат

Описание работы

Формирование личности человека во всём многообразии её социальных связей и ролей - процесс сложный и противоречивый,l так как противоречива сама социальная среда,l в которой личность живёт и действует. Эта противоречивость определяет отношение человека к социальной среде и к социальным нормам. Если это отношение явилось результатом специально значимого осознания себя в этом мире и мира в себе,l то мы имеем дело с целенаправленной,l творческой работой человека над собой,l со стойким соц. иммунитетом к негативным соц. отклонениям. Если же человек не осознаёт важность и ценность своего социального бытия - это приводит к социальной аномии,l проявляющейся в различных видах и формах девиантного (отклоняющегося) поведения.

Содержание работы

Введение…………………………….…………….……………………….…......3
Глава 1. Причины и виды девиантного поведения в пубертатном периоде………………………………………….………………………………….…..5
Глава 2. Особенности личности подростка с девиантным поведением.…..12
Заключение…..………………………………..…..…………...………..………17
Список литературы……………………………………………...………..……19

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение подростков с приложением.docx

— 70.31 Кб (Скачать файл)

4. Желание возмездия. Реакция на неприемлемое поведение окружающих.

Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности  и пониженного самоуважения в  результате пережитых жизненных  неудач и несправедливости (бросил отец,l плохие отношения в школе,l отчислили из секции и т.д.).

Изощренную жестокость могут  проявлять также жертвы гиперопеки,l не имевшие в детстве самостоятельности,l возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них - своеобразный сплав мести,l самоутверждения,l самопроверки,l средство демонстрации превосходства и физической силы. Агрессивное поведение - это форма социальной дезадаптации.

При решении проблем агрессивности  необходимо учитывать,l что агрессия,l как явление,l носит инстинктивный характер,l а ее проявление в поведении - социально-когнитивный.

В числе разнообразных,l взаимосвязанных факторов,l обусловливающих генезис асоциального,l девиантного поведения можно выделить:

1) индивидуальный фактор,l действующий на уровне психо-биологических предпосылок асоциального поведения,l которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

2) психологический фактор,l раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье,l на улице,l в школьном коллективе;

3) личностный фактор,l который проявляется прежде всего в социально- активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения,l к нормам и ценностям своего социального окружения,l к педагогическим возможностям семьи,l школы,l общественности и т.п.,l а также личных ценностных ориентаций и личной способности и готовности к самоурегулированию своего поведения;

4) социальный фактор,l определяющийся социально - культурными и социально экономическими условиями существования общества;

5) социально-педагогический фактор,l проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

Таким образом,l в мировой научной литературе существует несколько подходов к определению,l характеристике феномена "девиантное поведение". Одни ученые склонны считать,l что девиация - это отклонение,l которое влечет за собой изоляцию,l лечение,l тюремное заключение; другие видят причину девиации в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей (Р. Мертон); третьи подчеркивают,l что девиация возникает в результате конфликтов между культурными нормами.

В отечественных исследованиях  для объяснения сущности и причин девиантного поведения,l также привлекались биологические и психофизиологические факторы. В конце 60-х,l начале 70-х гг. были опубликованы работы И. Ноя,l Н. Стручкова,l Б. Ухтевского,l В. Эфроимсона,l объясняющие существование преступности не только социальными  факторами,l сколько биологическими,l генетическими и пр. Однако сами исследователи сделали вывод об отсутствии прямой зависимости между этими аномалиями и преступным поведением [15]

С позиции психологического подхода в отечественной научной  литературе под девиантным поведением понимается поведение индивида,l в результате которого его действия,l решния и поступки не совпадают с системой норм и ценностей общества.

Отклоняющееся поведение - это  тот рубеж,l за которым начинается социологическая деформация личности. Тогда задача воспитания решается не на уровне коррекции поведения,l а на уровне реформации личности.

Я.И. Гилинский [7]   под девиацией понимает:

1. поступки,l действия человека,l не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам;

2. социальное явление,l выражающееся в относительно распространенных,l массовых формах человеческой деятельности,l не соответствующих официально установленным нормам.

В других научных публикациях: "отклоняющееся поведение - действия и поступки людей,l социальных групп,l противоречащие социальным нормам либо признанным шаблонам и стандартам  поведения [7].

Отклоняющееся поведение - система  поступков или отдельные поступки,l противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам [8].

Но все ученые склонны  считать,l что девиантное поведение характеризуют поступки и социальные действия индивида,l вступающего в конфликт с социальными нормами общества.

Таким образом,l девиантное поведение - это специфический способ отношения личности к обществу; способ,l в арсенале которого специфические приемы самовыражения: сленг,l стиль,l символика,l мода,l манера,l поступок и т.д. Средой  проявления девиантного поведения является все,l что угодно: улица,l семья,l трудовой (школьный) коллектив,l соседсткие отношения и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия,l семейно-бытовые отношения,l потребности,l социально-культурное окружение,l межличностные отношения и общение людей друг с другом.

 

 

Глава 2. Особенности личности подростка

с девиантным поведением

 

Подростковый возраст - остро  протекающий переход от детства  к взрослости. Обычно этот период характеризуется  как переломный,l переходный,l критический,l но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал 3 точки созревания: органического,l полового и социального. У современного ребенка наблюдается сначала половое созревание,l затем органическое и спустя некоторое время  социальное.

В физиологическом плане  границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением  детей в 5-10 классах и охватывают возраст от 11-12 лет до 14-17 лет. В  настоящее время в развитых странах  мира этот период жизни увеличивается  и охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Л.С. Выготский подходил к подростковому периоду как  к историческому образованию. Он считал,l что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста зависят от уровня развития общества. По его мнению,l структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Влияние среды на развитие мышления приобретает большое значение именно в переходном возрасте [4].

Особое положение подросткового  периода в цикле развития отражено в других названиях: "переходный",l "трудный",l "критический". В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития,l связанных с переходом от одной жизни к другой.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие от всех сторон развития в  этот период физического,l умственного,l нравственного и социального. Важность подросткового возраста определяется и тем,l что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Особенностью подростка  является постепенный отход от копирования  оценок взрослых к самооценке,l все большая опора на внутренние критерии. Подросток сравнивает себя с другими людьми: взрослыми,l сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой,l а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками.

Психологические особенности  подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности,l способностей,l умений сочетаться с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Внимательность и сентиментальность уживаются порой с поразительной черствостью; болезненная застенчивость - с развязанностью; желание быть признанным и оцененным другими с показной независимостью; борьба с авторитетами,l общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров [6].

В трудах психологов мы находим  описания изменений,l происходящих в характере ребенка в эти годы. Подростки могут с энтузиазмом включиться в жизнь общества и быть через какое-то время охваченными страстью к одиночеству,l они могут быть аскетичными и внезапно погружаться в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно,l хотя при этом сами они неимоверно ранимы. Настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом [6].

Этот возраст характеризуется  эмоциональной неустойчивостью  и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффектные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Одной из основных причин таких психологических трудностей этого возраста является половое созревание,l которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям.

Под влиянием ощущения собственной  уникальности подростку кажется,l что все,l что когда - либо случалось с другими людьми,l к нему не имеет никакого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия.

Типичными чертами подростков являются также раздражительность  и возбудимость. Физиологи объясняют  это бурным половым созреванием,l наступающим в этот период жизни. Отличительной особенностью физиологических проявлений подростков является то,l что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. Наконец,l может быть такое состояние нервной системы,l когда раздражительность вообще вызывает неадекватную реакцию.

Ведущий деятельностью в  этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы,l к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе,l те качества,l которые он приобретает в коллективе,l существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

В школьном коллективе пользуются специфические межличностные отношения. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления  и аффиляции,l то есть потребности принадлежности,l включенности в какую-то группу или общность. Любой школьный класс дифферинцируется на группы и подгруппы,l причем по разным,l не совпадающим друг с другом признакам. У подростков сильная тяга к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками; появляются разного рода уличные компании,l неформальные группы. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер могут приобретать такие моменты в поведении подростков,l как агрессивность,l жестокость,l замкнутость и др.

Изолированность же подростка  от группы может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

Одно из существенных мест во внутренней позиции подростка  занимает чувство взрослости. Подросток  уже не хочет,l чтоб его считали ребенком,l он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности подросток,l как правило не может. Отсюда стремление к "внешней взрослости". Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой: [7].

1. подражание внешним признакам взрослости - курение,l игра в карты,l употребление вина,l особый лексикон,l стремление к взрослой моде в одежде и прическе,l косметике,l украшениям,l приемы кокетства,l развлечения,l ухаживания;

2. равнение мальчиков на качества  "настоящего" мужчины - это сила,l смелость,l мужество,l выносливость,l воля и т.п. Средством воспитания часто становятся занятия спортом;

3. социальная зрелость - возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности,l где подросток занимает место помощника;

4. интеллектуальная взрослость - стремление что-то знать и уметь по-настоящему.

Все подростки этого возраста еще школьники (учащиеся),l находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальная структура подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив,l для него характерны диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний,l предвосхищающий положение,l которое подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно,l чтоб его взрослость была замечена окружающими,l чтоб форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью,l а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых. Отсюда типичные возрастные конфликты.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства мужской  и женской взрослости. Интенсивно развивается восприятие себя как  человека определенного пола,l включающее специфические потребности,l мотивы,l ценностные ориентации и соответствующие формы поведения.

Подростковый возраст  это время поиска себя,l постоянной "пробы голоса". Возраст подражания,l желания выбора и крушения кумиров,l возраст,l когда изменяется тело,l от этого приходят новые и очень непростые ощущения. В этом возрасте нарастает нравственный максимализм,l моральная требовательность к окружающим; подросток мучается от того,l что окружающие не соответствуют его представлениям [7].

Информация о работе Девиантное поведение подростков