Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:56, реферат

Описание работы

Формирование личности человека во всём многообразии её социальных связей и ролей - процесс сложный и противоречивый,l так как противоречива сама социальная среда,l в которой личность живёт и действует. Эта противоречивость определяет отношение человека к социальной среде и к социальным нормам. Если это отношение явилось результатом специально значимого осознания себя в этом мире и мира в себе,l то мы имеем дело с целенаправленной,l творческой работой человека над собой,l со стойким соц. иммунитетом к негативным соц. отклонениям. Если же человек не осознаёт важность и ценность своего социального бытия - это приводит к социальной аномии,l проявляющейся в различных видах и формах девиантного (отклоняющегося) поведения.

Содержание работы

Введение…………………………….…………….……………………….…......3
Глава 1. Причины и виды девиантного поведения в пубертатном периоде………………………………………….………………………………….…..5
Глава 2. Особенности личности подростка с девиантным поведением.…..12
Заключение…..………………………………..…..…………...………..………17
Список литературы……………………………………………...………..……19

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение подростков с приложением.docx

— 70.31 Кб (Скачать файл)

В настоящее время агрессивное  поведение подростков является проблемой,l которая волнует и родителей и учителей.

 

 

 

Заключение

 

Понятие девиантного поведения неоднозначно. В научном мире нет согласия по вопросу о том,l что считать девиантным поведением. Одни полагают,l что это нарушение социальных норм,l признанных в обществе. Другие считают таковым только нарушение правовых норм,l отождествляя при этом девиантное и делинквентное поведение. Третьи понимают под девиантным поведением различные виды социальной патологии. В своей работе мы попытались осветить различные точки зрения на этот вопрос,l начиная от классиков и до наших современников.

В тесной взаимосвязи с  девиантным поведением находится агрессивность. В основе агрессивности,l по мнению признанных исследователей психоаналитической ориентации - З.Фрейда,l А.Адлера,l Э.Фромма,l К.Хорни - лежат нереализованные врожденные неосознаваемые влечения.

В целом,l каковы бы ни были причины,l большинство ученых сходится во мнении о том,l что девиантное поведение - это отклонение от социальных норм. Социальные нормы,l в вою очередь,l определяются как совокупность правил и требований,l вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов общества,l характера их взаимоотношений,l взаимодействия и общения. Причины поведения,l нарушающего эти нормы,l лежат не только в агрессивности индивида,l в данном случае подростка,l но также и в возрастных особенностях его эмоциональной сферы и акцентуации характера и темперамента.

В подростковом возрасте в  эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги,l которые определяются стремлением детей выглядеть взрослыми,l занять определенное место в жизни,l желанием самоутвердиться в глазах окружающих. Мелкую опеку,l излишний контроль,l назойливую заботливость и стремление взрослых оказывать влияние подростки отвергают и сопротивляются им. Большинство конфликтов возникает именно на этой почве.

Высокие показатели физической и вербальной агрессии,l характеризующие подростков с девиантным поведением говорят о том,l что они не умеют сдерживать свои негативные эмоции. Социальные нормы поведения в обществе ими не усвоены,l нет контроля над своими реакциями.

Высокий уровень ситуативной  и личностной тревожности у подростков определяется отсутствием позитивного  интереса со стороны родителей и  учителей. Подростки находятся в  тревожном ожидании низкой оценки себе и своей деятельности,l эмоционального отвержения со стороны взрослых. Недостаток психологической поддержки значимыми взрослыми является стрессогенным фактором,l повышающим уровень тревожности. На решение этих и близких им проблем направлены представленные нами в главе 3 принципы работы с подростками с девиантным поведением.

 

Список литературы

 

  1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. /Развитие,l выявление,l помощь. -СПб,l 2005.
  2. Бэрон Роберт,l Ричардсон Дебора,l Агрессия. Мастера психологии. СПб.,2007.
  3. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти т. М.,l 2003,l т. 4.
  4. Драгунова Т.В. Подростковый возраст. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. -М.,l 2004.
  5. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период. -М.,l 2003.
  6. Клейберг Ю.А. Социология личности и отклонения. М.,l 2004.
  7. Колесов Д.В.,l Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.,l 2001.
  8. Кон И.С. Социология личности. М.,l 2005.
  9. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,l 2006.
  10. Мертон Р.К. Социологическая культура и аномалия. СоцИС,l 2002,l №№3,4.
  11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория,l факты,l проблемы. М.,l 2004.
  12. Фельдштейн Д.И. Психололгические особенности развития личности в подростковом возрасте. /Вопросы психологии. -2002. -№ 3.
  13. Фурманов И.А. Детская агрессивность,l психодиагностика и коррекция. Минск,l 2006
  14. Хьелл Л.,l Зиглер Л. Теории личности. С.-Пт.,l 2007.
  15. Щекочихин Ю. Трудный подросток. -М.,l 2006.

 

Приложение

Опросник Басса-Дарки

 

1.Временами я не могу справиться  с желанием причинять вред  другим.                      

2.Иногда  я сплетничаю о людях,  которых не люблю.

3.Я легко раздражаюсь, но быстро  успокаиваюсь.

4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5.Я не всегда получаю то, что  мне положено.           

6.Я знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной.

7.Если я не одобряю поведение  друзей, я даю им это почувствовать. 

8.Когда мне случалось обманывать  кого-нибудь, я испытывал угрызения  совести. 

9.Мне кажется, я не способен  ударить человека.

10.Я никогда не раздражаюсь  настолько, чтобы кидаться предметами. 

11.Я всегда снисходителен к  чужим недостаткам. 

12.Если мне не нравится установленное  правило, мне хочется нарушить  его.                                          

13.Другие умеют почти всегда  пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14.Я держусь настороженно с  людьми, которые относятся ко  мне несколько более дружественно, чем я ожидал.        

15.Я иногда бываю несогласен с людьми.

16. Иногда мне приходят на  ум мысли, которых я стыжусь. 

17.Если кто-нибудь первым ударит  меня, я не отвечу ему. 

18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю  дверьми. 

19.Я гораздо более раздражителен,  чем кажется.

20.Если кто-то воображает из  себя начальника, то я всегда  поступаю ему наперекор.                               

21.Меня немного огорчает моя  судьба.                  

22.Я думаю, что многие не  любят меня.

23.Я не могу удержаться от  спора, если люди не согласны  со мной.

24.Люди, увиливающие от работы, должны  испытывать чувство вины.

25.Тот, кто оскорбляет меня  и мою семью, напрашивается  на драку. 

26.Я не способен на грубые  шутки.

27.Меня охватывает ярость, когда  надо мной насмехаются. 

28.Когда люди строят из себя  начальников, я делаю все, чтобы  они не зазнавались. 

29.Почти каждую неделю я вижу  кого-нибудь, кто мне не нравится.

30.Довольно многие люди завидуют  мне.

31.Я требую, чтобы люди уважали  меня.              

32.Меня угнетает  то, что я мало делаю для  своих родителей.  33.Люди, которые  постоянно изводят вас, стоят  того, чтобы их 

"щелкнули по носу".   

34.Я никогда не бываю мрачен от злости.               

35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не  расстраиваюсь. 

36.Если кто-то выводит меня  из себя, я не обращаю внимания. 

37.Хотя я не показываю этого,  меня иногда гложет зависть.  

38.Иногда мне кажется, что  надо мной смеются.         

39.Даже если  я злюсь, я не прибегаю к  "сильным" выражениям.  40.Мне  хочется, чтобы мои грехи были  прощены.          

41.Я редко даю сдачи, даже  если кто-то ударит меня.    

42.Когда получается не по-моему, иногда я обижаюсь. 

43.Иногда люди раздражают меня  своим присутствием.

44.Нет людей, которых я бы  по-настоящему ненавидел. 

45.Мой принцип: "Никогда не  доверять чужакам".

46.Если кто-то раздражает меня, я готов сказать о нем все,  что думаю. 

47.Я делаю много такого, о чем  впоследствии сожалею. 

48.Если я разозлюсь, я могу  ударить кого-нибудь.    

49.С детства я никогда не  проявлял вспышек гнева. 

50.Я часто чувствую себя как  пороховая бочка, готовая взорваться.

51.Если бы все знали, что  я чувствую, меня бы считали  человеком, с которым нелегко  работать.

52.Я всегда думаю о том,  какие тайные причины заставляют  людей делать что-нибудь приятное  для меня.

53.Когда на меня кричат, я начинаю  кричать в ответ. 

54.Неудачи огорчают меня.

55.Я дерусь не реже и не  чаще, чем другие.

56.Я могу вспомнить случаи, когда  я был настолько зол, что  хватал первую попавшуюся вещь  и ломал ее.

57.Иногда я чувствую, что готов  первым начать драку. 

58.Иногда я чувствую, что жизнь  поступает со мной несправедливо.

59.Раньше я думал, что большинство  людей говорит правду, но теперь  я в это не верю.

60.Я ругаюсь только со злости.                       

61.Когда я поступаю неправильно,  меня мучает совесть. 

62.Если для защиты своих прав  мне нужно применить физическую  силу, я применяю ее.

63.Иногда я выражаю свой гнев  тем, что стучу кулаком по  столу.

64.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65.У меня нет врагов, которые  хотели бы мне навредить. 

66.Я не умею поставить человека  на место, даже если он того  заслуживает. 

67.Я часто думаю, что жил  неправильно.              

68.Я знаю людей, которые способны  довести меня до драки. 

69.Я не огорчаюсь из-за мелочей. 

70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить  или оскорбить меня.

71.Я часто только угрожаю людям/хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.                                   

72.В последнее время я стал  занудой.              

73.В споре я часто повышаю  голос.  

74.Я стараюсь обычно скрывать  свое плохое отношение к людям. 

75.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. 

 

Ответы  оцениваются по 8 шкалам следующим  образом:

1. Физическая агрессия:

«да»=1:  1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и

«нет»=1:  9, 7 утверждения.

2. Косвенная:

“да”=1:  2,10, 18, 34, 42, 56, 63 и

“нет”=1:  26, 49.

3. Раздражение:

“да”=1: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и

“нет”=1: 11, 35, 69.

4. Негативное:

“да”=1: 4, 12, 20, 29 и

“нет”=1: 36.

5. Обида:

“да”=1: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность:

“да”=1: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и

“нет2=1: 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия:

“да”=1: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и

“нет”=1: 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: “да”=1: 8, 16, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

 

 

 

 

Шкала ситуативной тревожности (ST)

Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из утверждений; в зависимости от самочувствия в данный момент выберите из четырех возможных вариантов один и обведите цифру, соответствующую этому ответу".

 

Утверждения:

 

1. Я спокоен     1 2 3 4

2. Мне ничто  не угрожает   1 2 3 4

3. Я нахожусь  в напряжении   1 2 3 4

4. Я испытываю  сожаление   1 2 3 4

5. Я чувствую  себя свободным  1 2 3 4

6. Я расстроен     1 2 3 4

7. Меня волнуют  возможные неудачи 1 2 3 4

8. Я чувствую  себя отдохнувшим  1 2 3 4

9. Я встревожен     1 2 3 4

10. Я испытываю  чувство внутреннего

       удовлетворения    1 2 3 4

11. Я уверен  в себе    1 2 3 4

12. Я нервничаю     1 2 3 4

13. Я не  нахожу себе места   1 2 3 4

14. Я взвинчен     1 2 3 4

15. Я чувствую  скованность, 

      напряженность    1 2 3 4

16. Я доволен     1 2 3 4

17. Я озабочен     1 2 3 4

18. Я слишком  возбужден, и мне 

      не по себе     1 2  3 4

19. Мне радостно     1 2 3 4

20. Мне приятно     1 2 3 4

 

 

Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера.

 

Тревожность - склонность индивида к переживанию  тревог, характеризующаяся низким порогом  возникновения реакции тревоги. Тревожность обычно повышена при  нервно-психических и тяжелых  соматических заболеваниях, а также  у здоровых людей, переживающих последствия  психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Измерение тревожности как свойства личности подростка в последнее время  особенно актуально, поскольку согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к  возрастанию количества тревожных  людей. Меняется "качество" тревожности: она принимает форму глубинной  тревоги [24]. Тревожный ребенок в  меньшей степени может быть успешным в школе, ему трудно адаптироваться в обществе, развить в себе дух  здорового конформизма и чувство  свободы-ответственности, которые необходимы для адаптации в любой социальной нише.

Изучение  тревожности в подростковом возрасте особенно важно, поскольку этот период отмечен определенными кризисными явлениями психологического и социального  характера.

 Определенный  уровень тревожности - естественная  и обязательная особенность активного  деятельного подростка. У каждого  человека существует свой оптимальный  уровень тревожности. Оценка подростком  своего состояния в этом отношении  является существенным компонентом  самоконтроля и самовоспитания.

Информация о работе Девиантное поведение подростков