Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:56, реферат

Описание работы

Формирование личности человека во всём многообразии её социальных связей и ролей - процесс сложный и противоречивый,l так как противоречива сама социальная среда,l в которой личность живёт и действует. Эта противоречивость определяет отношение человека к социальной среде и к социальным нормам. Если это отношение явилось результатом специально значимого осознания себя в этом мире и мира в себе,l то мы имеем дело с целенаправленной,l творческой работой человека над собой,l со стойким соц. иммунитетом к негативным соц. отклонениям. Если же человек не осознаёт важность и ценность своего социального бытия - это приводит к социальной аномии,l проявляющейся в различных видах и формах девиантного (отклоняющегося) поведения.

Содержание работы

Введение…………………………….…………….……………………….…......3
Глава 1. Причины и виды девиантного поведения в пубертатном периоде………………………………………….………………………………….…..5
Глава 2. Особенности личности подростка с девиантным поведением.…..12
Заключение…..………………………………..…..…………...………..………17
Список литературы……………………………………………...………..……19

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение подростков с приложением.docx

— 70.31 Кб (Скачать файл)

Большинство современных исследований тревожности  направлены на выявление личностной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, которая может быть потенциально тревожной для подростка. Так, например, используемая в отечественной психологии "Шкала тревожности", разработанная по принципу "Шкалы социально-ситуативной тревоги" Кондаша (1973), выявляет в первую очередь подростков, которые считаю необходимым сообщить о своей тревожности взрослым. Данная методика позволяет выявить и изучить виды ситуаций, являющихся потенциальными источниками тревожности у подростка.

Авторы  методики выявляют 3 вида таких ситуаций:

1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2. ситуации, анализирующие представление о себе;

3. ситуации общения.

То есть это школьная, самооценочная и личностная тревожность.

В нашей  работе мы использовали методику  
Ч. Спилбергера, так как она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние. Эта методика, адаптированная Ю.Л. Ханиным компактна и проста. Текст методики включает в себя 40 вопросов-суждений: 20 для оценки ситуативной тревожности (СТ), 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

  • Личностная тревожность - устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность к тревоге. Эта предрасположенность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых как опасные.
  • Ситуативная тревожность - характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями в данный  момент: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает у подростка как эмоциональная реакция на стресс и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Высокотревожные подростки склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на это постоянно или в течение длительного периода времени.

Полученные  по каждой шкале баллы суммируются, результаты оцениваются как:

низкий  уровень тревожности  - до 30 баллов,

средний уровень тревожности - от 30 до 45 баллов,

высоки  уровень тревожности   - от 46 баллов.

Данные, полученные с помощью этой методики, помогают: определить уровень тревожности  подростков, сформулировать предположение  о наиболее вероятных путях дезадаптации и выработать конкретные программы профилактики.

 

ОПРОСНИК  ШМИШЕКА

 

  1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботым?
  2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  3. Случалось ли вам иногода быстро заплакать?
  4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  9. Серьезный ли вы человек?
  10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
  13. Мягкосердечный ли вы человек?
  14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и  переживаний?
  19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  22. Склонны ли вы к состояням сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  24. Боритесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  25. Смогли бы вы убить человека?
  26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  33. Приходите ли вы для проведения увеселтельных мероприятий?
  34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  35. Влияет ли на вас вид крови?
  36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
  40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
  42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
  45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  46. Сделаете ли вы первым шаг к примерению, если вас кто-то оскорбит?
  47. Любите ли вы животных?
  48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
  49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
  52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  53. Много ли вы общаетесь?
  54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
  55. Нравится ли вам рабта организаторского характера?
  56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  65. Часто ли вы смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливы с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  71. Пугливы ли вы?
  72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  78. Переносите ли вы злость длительное время?
  79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, или приближающийся поезд?
  84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
  87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

 

Ключи  к опроснику  Шмишека.

  1. Демонстративность/демонстративный тип:

+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 73, 85, 88.

–: 51.

Сумму ответов  умножить на 2.

  1. Застревание/застревающий тип:

+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68,. 78, 81.

–: 12, 46, 59.

Сумму ответов  умножить на 2.

  1. Педантичность/педантичный тип:

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

–: 36.

Сумму ответов  умножить на 2.

  1. Возбудимость/возбудимый тип:

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов  умножить на 3.

  1. Гипертимность/гипертимный тип:

+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов  умножить на 3.

  1. Дистимность/дистимический тип:

+: 9, 21, 43, 75, 87.

Сумму ответов  умножить на 3.

  1. Тревожность/тревожно-боязливый тип:

+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 8.

–: 5.

Сумму ответов  умножить на 3.

8. Экзальтированность/аффективно-экзальтированный  тип: 

+: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов  умножить на 6.

9.Эмотивность/эмотивный  тип:

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

–: 25.

Сумму ответов  умножить на 3.

    1. Циклотимность/циклотимный тип:

+: 6, 18,. 28, 40, 50, 62, 72, 84.

                 Сумму ответов умножить на 3.

Шкала личностной тревожности (LT)

 

Инструкция: "Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте кружком подходящую для Вас цифру в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно".

 

Утверждения:

 

1. Я испытываю  удовольствие  1 2 3 4

2. Я очень  быстро устаю   1 2 3 4

3. Я легко  могу заплакать   1 2 3 4

4. Я хотел  бы быть таким же счастливым,

 как  и другие     1 2 3 4

5. Я проигрываю, потому что медленно

 принимаю  решения    1 2 3 4

6. Обычно  я чувствую себя бодрым  1 2 3 4

7. Я спокоен,  хладнокровен и собран 1 2 3 4

8.  Ожидаемые  трудности обычно 

 тревожат  меня     1 2 3 4

9. Я слишком  переживаю из-за

    пустяков      1 2 3 4

10. Я вполне  счастлив    1 2 3 4

11. Я принимаю  все слишком близко

  к  сердцу      1 2 3 4

12. Мне не  хватает уверенности в себе 1 2 3 4

13. Обычно  я себя чувствую 

   в безопасности    1 2 3 4

14. Я стараюсь  избегать критических

       ситуаций и трудностей   1 2 3 4

15. У меня  бывает хандра   1 2 3 4

16. Я доволен     1 2 3 4

17. Всякие  пустяки отвлекают и 

      волнуют меня     1 2 3 4

18. Я так  сильно переживаю 

      разочарования, что потом долго

      не могу забыть    1 2 3 4

19. Я уравновешенный  человек  1 2 3 4

20. Меня охватывает  беспокойство,

      когда я думаю о своих делах  и 

      заботах      1  2 3  4

 


Информация о работе Девиантное поведение подростков