Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. Обусловлено это рядом причин, а именно: разнообразие образовательных программ в дошкольных учреждениях, их направленность на развитие отдельных способностей не обеспечивает всестороннее формирование тех навыков, которые необходимы для успешного овладения ребёнком школьной программы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях
1.1. Научно - теоретические основы изучения понятия психологической готовности к школьному обучению
1.2. Понятие готовности детей к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
1.4. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе I
Глава II. Организация и методы исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Цели, задачи, предмет и объект исследования
Методы и методики, использованные в исследовании психологической готовности дошкольников к школьному обучению
Результаты исследования
Выводы, рекомендации
Выводы по главе II
Заключение ……………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 113.29 Кб (Скачать файл)

Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях

1.1. Научно - теоретические  основы изучения понятия психологической  готовности к школьному обучению

1.2. Понятие готовности  детей к школьному обучению. Основные  аспекты школьной зрелости

1.3. Основные причины неподготовленности  детей к школьному обучению

1.4. Особенности развития  личности детей старшего дошкольного  возраста

Выводы к главе I

Глава II. Организация и  методы исследования психологической  готовности детей старшего дошкольного  возраста к обучению в школе

    1. Цели, задачи, предмет и объект исследования
    2. Методы и методики, использованные в исследовании психологической готовности дошкольников к школьному обучению
    3. Результаты исследования
    4. Выводы, рекомендации

Выводы по главе II

Заключение ……………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………

Приложения

Введение

Мы живем в XXI веке и  сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов  обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе  приобретает особое значение. Обусловлено  это рядом причин, а именно: разнообразие образовательных программ в дошкольных учреждениях, их направленность на развитие отдельных способностей не обеспечивает всестороннее формирование тех навыков, которые необходимы для успешного  овладения ребёнком школьной программы.

Проблема психологической  готовности детей к обучению в  школе является актуальной как в  отечественной, так и в зарубежной психологии образования. Проблема психологической  готовности – одна из стержневых в  возрастной психологии. Разработка вопроса  психологической готовности дошкольников к школьному обучению относится  к числу самых острых как в  методологическом, так и в теоретическом  отношении. Данному вопросу посвящено  большое количество монографий как  отечественных (Диков М.И., Кравцов  Г.Г., Кравцова Е.Е. и др.), так и  зарубежных авторов (Г.Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасел, 1970, и др.).

Обилие литературы по проблеме психологической подготовке детей  к школе сопровождается и многообразием  точек зрения на их природу.

Существуют различные  подходы в понимании содержания термина психологической готовностью  к школьному обучению, раскрывающие различные трактовки, связанные  с разработками основанные на различных  теоретических и методологических подходах современной психологии.

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для усвоения школьной программы  при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка  к школьному обучению – это  один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

С решением этой проблемы связано  определение целей и принципов  организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Объект исследования эмоционально – волевая готовность к школе  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования особенности  эмоционально-волевой готовности у  детей шести- и семилетнего возраста.

Основной целью определения  уровня эмоционально – волевой готовности детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами исследования становились:

  • исследование проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
  • на основании существующих исследований по проблеме подобрать набор методик для определения компонентов и уровня школьной готовности практическое исследование психологической готовности дошкольников к школьному обучению;
  • анализ и обработка полученных результатов.
  • разработать рекомендации для проведения работы по определению уровня готовности детей

Исходная гипотеза работы заключалась в том, что существует выраженное отличие в эмоционально – волевой готовности к школе  у детей шестилетнего возраста в  сравнении с таковой у детей  семилетнего возраста.

Актуальность работы диктуется  необходимостью решения проблемы ___-----------------------------, так как в результате ------------------------------------.

Новизна работы будет определяться

В работе доказывается

Практическая значимость работы будет определяться реальностью  результатов, полученных в результате применения предложенных рекомендаций

В практической работе используются методы математической статистики, доказывающие статистическую достоверность и  значимость изменений в

,.

Глава I. Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях

1.1. Научно - теоретические  основы изучения понятия психологической готовности к школьному обучению

Тема готовности ребенка  к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда  было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес  к определению готовности ребенка  к регулярному обучению.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году - после знаменитого  решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал  вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Сегодня обучение проникает  уже в дошкольные учреждения в  виде формирования навыков чтения, письма, устного (и не только устного) счета. Педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный  с «готовностью», вопрос о преемственности  дошкольного и начального школьного  образования. Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом фактической инфантилизации детской  популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого феномена).

Проблема готовности ребенка  и детской популяции в целом  к началу школьного обучения рассматривалась  в течение последнего десятилетия  практически всеми авторами, работающими  в «детстве».

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается  на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками  для нормального включения в  новую социальную среду и для  формирования учебной деятельности. (32 мухина)

В психологическом словаре  понятие «готовность к школьному  обучению» рассматривается как  совокупность морфо – физиологических  особенностей ребенка старшего дошкольного  возраста, обеспечивающая успешный переход  к систематическому, организованному  школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что  готовность к школьному обучению – это желание и осознание  необходимости учиться, возникающее  в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к  учебной деятельности.(32 мухина)

Д.Б.Эльконин считает, что  готовность ребенка к школьному  обучению предполагает «вращивание» социального  правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. (17 Гессен С.И. Основы педагогики. –  М.,1995.)

Наиболее полно понятие  «готовность к школе» дано в определении  Л.А.Венгера, под которой он понимал  определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень  их развития может быть разный. Составляющими  этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в  которую входят «внутренняя позиция  школьника», волевая и интеллектуальная готовность. (10 венгер)

Новое отношение ребенка  к окружающей среде, возникающее  при поступлении в школу, Л.И.Божович  назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием  готовности к обучению в школе.(8 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.)

В своих исследованиях  Т.А. Нежнова указывает, что новая  социальная позиция и соответствующая  ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его  собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней  позиции». (36 Нежнова Т.А. Динамика «внутренней  позиции» при переходе от дошкольного  к школьному возрасту. – М.,1988. )

А.Н.Леонтьев считает непосредственно  движущей силой развития ребенка  его реальную деятельность с изменениями  во «внутренней позиции».(28 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302 )

В последние годы все большее  внимание проблеме готовности к школьному  обучению уделяется за рубежом. При  решении этого вопроса, как отмечает Я.Йирасек, сочетаются теоретические  построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит  отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических  процессах. (35 Немов Р.С. Психология. – М.,1994. )

По мнению С.Штребела, А.Керна, Я.Йирасека, поступающий в школу  ребенок должен обладать определенными  признаками школьника: быть зрелым в  умственном, эмоциональном и социальном отношениях. (28 Леонтьев А.Н. Избранные  психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302 )

К умственной области авторы относят способность ребенка  к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью  они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается  ими с потребностью ребенка в  общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а  так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в  общественной ситуации школьного обучения.

Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных  авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к  школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение  этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями  процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно  не зависящих от социальных условий  жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется  разработке тестов, служащих диагностике  уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер, Врунер – критикуют  положения концепции «школьной  зрелости» и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в  меньшей степени ориентировано  на теорию вопроса.

В работах отечественных  психологов содержится глубокое теоретическое  исследование проблемы готовности к  школе.

Важным аспектом в вопросе  изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической  готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д.Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д.Забрамная)

Составными компонентами психологической готовности ребенка  к школе являются:

  • мотивационная (личностная),
  • интеллектуальная,
  • эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность –  наличие у ребенка желания  учиться. В исследованиях А.К. Марковой , Т.А. Матис , А.Б. Орлова показано, что  возникновение осознанного отношения  ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно  чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный  опыт обеспечивается включением детей  в деятельность, активизирующую как  мышление, так и чувства.(31)

Личностная готовность к  школе выражается в отношении  ребенка к школе, учителям и учебной  деятельности , включает так же формирование у детей таких качеств, которые  помогли бы им общаться с учителями  и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным  и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Информация о работе Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе