Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. Обусловлено это рядом причин, а именно: разнообразие образовательных программ в дошкольных учреждениях, их направленность на развитие отдельных способностей не обеспечивает всестороннее формирование тех навыков, которые необходимы для успешного овладения ребёнком школьной программы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях
1.1. Научно - теоретические основы изучения понятия психологической готовности к школьному обучению
1.2. Понятие готовности детей к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости
1.3. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
1.4. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
Выводы к главе I
Глава II. Организация и методы исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Цели, задачи, предмет и объект исследования
Методы и методики, использованные в исследовании психологической готовности дошкольников к школьному обучению
Результаты исследования
Выводы, рекомендации
Выводы по главе II
Заключение ……………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 113.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к 6 – 7 годам  ребенок может подходить к  решению проблемной ситуации тремя  способами: используя наглядно –  действенное, наглядно- образное и логическое мышление.

С.Д. Рубинштейн, Н. Н. Поддъяков , Д.Б. Эльконин утверждают, что старший  дошкольный возраст следует рассматривать  только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя  тем самым ближайшую перспективу  умственного развития.(51)

В дошкольном детстве в  основном завершается процесс овладения  речью.

В исследованиях Н.Г. Салминой показано, что дети 6 – 7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущими  взрослому. У них появляются развернутые  сообщения – монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается  диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности.(53)

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям  обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот период. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно – познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок  учится задавать вопросы на отвлеченные  темы, попутно рассуждать, думая  вслух.(30)

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта  практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности  в своих силах. Выражается это  в постановке все более разнообразных  и сложных целей, достижению которых  способствует развитие волевой регуляции  поведения.

Как показывают исследования К.М. Гуревич, В.И.Селиванова, ребенок 6 – 7 лет может стремиться к далекой  цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение  довольно длительного времени.(15)

По мнению А.К.Марковой, А.Б. Орлова, Л.М. Фридман в этом возрасте происходят изменения в мотивационной  сфере ребенка: формируется система  соподчинительных мотивов, придающая  общую направленность поведению  ребенка. Принятие наиболее значимого  на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.(31)

Как отмечает Е.И. Рогов, к  старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность  ребенка снижается, в то же время  ребенок становится более активным в поиске новой информации.(56)

По мнению А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, важная роль принадлежит  ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых  поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения  к окружающим или в зависимости  от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок  считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать  и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.(24)

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботинский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение  этих правил ребенок начинает переживать, даже в отсутствии взрослого.(58)

Чаще всего эмоциональная  напряженность, по сведениям В.А. Аверина, сказывается:

  • на психомоторике ребенка (82 % детей подверженные этому воздействию),
  • на его волевых усилиях (80%),
  • на нарушениях речи (67%),
  • на снижение эффективности запоминания (37%).

Таким образом, эмоциональная  устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить, что  на этом возрастном этапе дети отличаются:

  • достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;
  • у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
  • его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;
  • особенности развития речи.

Выводы к главе I

Подводя итог, выше сказанному нужно отметить, что gодготовка детей  к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни  ребенка. На современном этапе развития психологии психологическая готовность к обучению в школе рассматривается  как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками  для нормального включения в  новую социальную среду и для  формирования учебной деятельности.

Составными компонентами психологической готовности ребенка  к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная, эмоционально – волевая.

Интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием  аналитических психологических  процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

Мотивационная составляющая, представляется новообразованием «внутренней  позиции школьника», возникающее  на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей –  познавательной и потребности в  общении со взрослыми на новом  уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими  словами, произвольном поведении ученика. Личностное позиционирование, характеризующее  личность ребенка в целом, предполагает продуктивную учебную деятельность с адекватным отношением ребенка  к своим способностям, результатам  работы, поведению, т.е. определенный уровень  развития самосознания.

Один из компонентов определяющий школьную готовность ребенка - уровень  ориентировки ребенка на сложную  систему требований, связанный с  развитием произвольности к целенаправленной деятельности.

Основными причинами неподготовленности детей к школьному обучению, является высокая тревожность и негативистическая  демонстративность.

Таким образом, психологическая  готовность к школе – целостное  образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение  в развитии других.

Высокие требования современной  жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого  – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в  соответствие с психологическими особенностями  ребенка, поэтому проблема психологической  готовности детей к обучению в  школе получает особое значение, так  как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Глава II. Организация и методы исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    1. Цели, задачи, предмет и объект исследования

Объект исследования эмоционально – волевая готовность к школе  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования особенности  эмоционально-волевой готовности у  детей шести- и семилетнего возраста.

Основной целью определения  уровня эмоционально – волевой готовности детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами исследования становились:

  • исследование проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
  • практическое исследование особенности эмоционально-волевой готовности у детей шести- и семилетнего возраста;
  • анализ и обработка полученных результатов;
  • разработать рекомендации для проведения работы по определению уровня готовности детей.

Исходная гипотеза работы заключалась в том, что существует выраженное отличие в эмоционально – волевой готовности к школе  у детей шестилетнего возраста в  сравнении с таковой у детей  семилетнего возраста.

Для проверки данной гипотезы было организовано пилотажное исследование, участниками которой выступили  дети старшего дошкольного возраста МДОУ № 219.

Группа испытуемых состояла из воспитанников старшей группы в количестве 19 человек: 7 детей шести  летнего возраста (3 мальчиков и 4 девочек) и 12 детей уже достигших  семилетнего возраста (7 мальчиков  и 5 девочек).

    1. Методы и методики, использованные в исследовании психологической готовности дошкольников к школьному обучению

Основными методами исследования были:

  1. Обзорно-аналитический: исследование литературы по проблеме;
  2. Диагностические методы:

А) эмпирический сбор данных о воспитанниках

Б)

  1. Методы статистической обработки:

А) Методы первичной математической обработки: определение средних  значений показателей в экспериментальной  группе до и после использования  развивающей программы;

Б) Методы вторичной математической статистики: параметрический метод  сравнения средних значений в  выборках;

Исследование проходило  в три этапа.

На первом этапе, в сентябре – ноябре 2003 г. анализировалась литература по выбранной проблеме, уточнялись рабочие понятия, выбиралась гипотеза для практического исследования, то есть проходила подготовка пробного исследования.

На втором этапе в декабре - январе 2003 -2004 гг проводилось уточнение  выборки испытуемых с помощью  методов беседы, наблюдения, тестирования и анкетирования, а также анализ полученных результатов с помощью  методов математической статистики.

На третьем этапе, в  феврале – апреле 2004 г., обозначались выводы и создавались рекомендации с учетом полученных данных.

В ходе проведения психологической  практики по исследованию исследования особенности эмоционально-волевой  готовности у детей шести- и семилетнего  возраста были использованы следующие методики:

В ходе выполнения практической работы использовались следующие методы статистикой обработки.

Первичная математическая обработка  – нахождение средних значений по формуле

Где х– значение признака каждого испытуемого,

n – количество испытуемых  в группе

Вторичные методы математической обработки – параметрический  метод нахождения t-критерий Стьюдента. Критерий определялся по формуле

Где ΔХ – разность между  средними значениями двух измерений

S12- среднее квадратичное отклонение первого измерения

S22- среднее квадратичное отклонение второго измерения

n– число испытуемых  в выборке

После нахождения критерия его  значение сравнивалось с критическим. Число степеней свободы соответствовало 28 (n1+n2-2). Превышение найденного значения над критическим означало, что  изменения, полученные в результате практической работы были статистически  значимы и достоверны.

    1. Результаты исследования

При выполнении ряда диагностических  работ для решения задач исследования были получены следующие результаты.

В ходе сбора данных об испытуемых (возраст воспитанников, срок посещения  детского садика), выявилась следующая  картина, которую можно представить  в виде таблицы:

Таблица 1

ФИО

Дата рождения

Возраст

Срок посещения детского садика

1

Антон Т.

     

2

Артем Ч.

     

3

Витя Х.

     

4

Даша Ф.

     

6

Катя С.

     

7

Лена К.

     

8

Вова А.

     

9

Глеб С.

     

10

Егор Е.

     

11

Люда С.

     

12

Маша Д.

     

13

Маша Т.

     

14

Миша П.

     

15

Нелля К.

     

16

Саша Л.

     

17

Сергей П.

     

18

Стас С.

     

19

Таня Р.

     

    1. Выводы, рекомендации

Выводы по главе II

Заключение

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики. – М.,1995
  3. Гуревич К.М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М., 1988 (Младший школьник: 24-31)
  4. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257) Гессен С.И. Основы педагогики. – М.,1995.
  5. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
  6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998.
  8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302 )
  9. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников: 5 – 43)
  10. Маркова А.К. Психология обучения подростка. – М., 1995 (Резервы познавательных возможностей в среднем школьном возрасте: 16 – 26)
  11. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986.
  12. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.
  13. Немов Р.С. Психология. – М.,1994. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка: 281 – 302)
  14. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981 (Основы теории Жана Пиаже: 9 – 25. Учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка: 34 – 42. От действия к мысли(в учениях Ж.Пиаже): 42 – 53. Факторы интеллектуального развития ребенка: 53 – 56. Стадии интеллектуального развития ребенка(по Ж. Пиаже): 56 – 64. Сенсомоторный период развития (по Ж. Пиаже): 64 – 76. Становление внутреннего плана интеллектуальной деятельности (по Ж. Пиаже): 76 – 85. Анализ концепции Ж.Пиаже: 134 – 190)
  15. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989 - Т.1 (Развитие мышления ребенка: 400 – 442. Развитие речи у детей: 460 – 482)
  16. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988 (Формирование знаково – символической деятельности: 211 – 257)
  17. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т.1 (Психология ребенка и подростка: 163 – 185)
  18. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). – М., 1978 (У истоков морали: 33 – 56)

Информация о работе Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе