Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить, как гендерные особенности влияют на стратегию поведения в конфликте, и влияют ли вообще.
Задачи исследования:
Исследовать, какие стратегии поведения в конфликтах бывают.
Исследовать особенности юношеского возраста.
Исследовать, гендерность и ее особенности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВЛИЯНИЯ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ……………………………...5
Возрастные особенности юношеского возраста………………………………..5
Понятие Гендерности и ее особенности………………………………………...7
Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации…………………….11
Глава II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ………….16
Программа исследования………………………………………………………...16
Обоснование выбора методик исследования…………………………………...18
Анализ и интерпретация результатов…………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Moya_kursovaya.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

АЛМАТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 


 

 

Кафедра

ООД

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ДИСЦИПЛИНА Социальная психология

 

 

ТЕМА Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

 

 

___________________________________________________________________________

 

 

Выполнил студент:

202-ПВ группы 2 курса

Ф.И.О

Мутасов Алексей Романович

_________________________

                                                                                   (подпись)

 

Научный руководитель:

ученая степень, звание

_________________________

_________________________

Ф.И.О

_________________________

_________________________

                                                                                   (подпись)

 

 

Алматы 2014

 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВЛИЯНИЯ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ……………………………...5
    1. Возрастные особенности юношеского возраста………………………………..5
    2. Понятие Гендерности и ее особенности………………………………………...7
    3. Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации…………………….11
  2. Глава II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ТЕМЫ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ  ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ………….16
    1. Программа исследования………………………………………………………...16
    2. Обоснование выбора методик исследования…………………………………...18
    3. Анализ и интерпретация результатов…………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………..27

Список используемой литературы

 
ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования – Трудно представить себе жизнь человека без конфликтов, переживаний, постоянных стрессов. Этим наполнена вся наша жизнь от начала и до конца, но есть люди которые могут с легкостью выходить из таких неприятных ситуаций, а есть те для кого каждая такая ситуация это огромный стресс. Изучение стратегий поведения в таких ситуациях очень важно, т.к. суицид, преступления и другие ужасные вещи, конечно, не в 100% случаев, но с большой вероятностью совершаются впоследствии конфликтных ситуаций. И речь идет не только о конфликтах с внешними раздражителями, также есть и внутренние раздражители, с которыми тоже нужно уметь справляться. Еще Зигмунд Фрейд утверждал, что конфликт это постоянный элемент душевной жизни человека. Как таковая тема особенностей поведения в конфликте, конечно, изучается с давних времен, но именно в Казахстане данная тема во взаимосвязи с особенностями гендерности, почти не изучена. Это еще один фактор актуальности данной темы.

Цель исследования – выяснить, как гендерные особенности влияют на стратегию поведения в конфликте, и влияют ли вообще.

Задачи исследования:

  1. Исследовать, какие стратегии поведения в конфликтах бывают.
  2. Исследовать особенности юношеского возраста.
  3. Исследовать, гендерность и ее особенности.
  4. Исследовать, гендерность каждого из испытуемых.
  5. Исследовать, какие стратегии поведения в конфликте выражены больше, а какие меньше.
  6. Проанализировать, как гендерность влияет на поведение в конфликте.

Гипотеза исследования – люди с маскулинным гендером чаще всего пользуются компромиссной стратегией поведения в конфликтной ситуации.

Объект исследования – личностные особенности в юношеском возрасте.

Предмет исследования – особенности поведения в конфликтных ситуациях.

Степень научной разработанности проблемы – тема гендерных особенностей и стратегий поведения в конфликтах изучена на данный момент не слишком хорошо. Есть несколько зарубежных и отечественных авторов, которые изучали эти темы в отдельности. Так, книга Меган Берн затрагивает весьма актуальные вопросы, касающиеся гендерной социализации [1]. Книга «Стратегия конфликта» - посвящена исследованию общей логики поведения участников конфликтных ситуаций — теории игр. Впервые вышедшая в 1960 г., она стала фундаментальным вкладом в эту науку, заложив основы теории стратегического поведения. Работа имеет большое значение для изучения некоторых важных классов игр — игр с неполной информацией, неантагонистических игр и др.[5].

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами при определении стратегий поведения при конфликте в юношеском возрасте.

Научная новизна курсовой работы заключается в проведении исследований на лицах юношеского возраста. Исследования уже проводились на группах лиц подросткового возраста и возрастом ниже, но именно на группах лиц юношеского возраста, а именно у юношей от 17-21 года, у девушек от 16 до 20 лет, исследования не проводились. Также научная новизна заключается в месте проведения исследований, а именно в Казахстане. До этого исследования в данной стране не проводились.

Методы исследования – опрос, тест.

Методиками исследования являются: Тест Сандры Бэм «определение маскулинности – феминности» и Тест Томаса «типы поведения в конфликте».

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВЛИЯНИЯ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1.1 Возрастные особенности юношеского возраста

Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).[7]

В последние годы много говорят об акселерации. Что это такое? Акселерация — это ускорение биологического созревания. Оно выражается в том, что средний вес детей в первый год их жизни теперь больше, чем в предшествующие десятилетия. Удвоение веса ребенка теперь наблюдается не в 6, а в 4 месяца, зубы у ребенка прорезываются раньше, половое созревание заканчивается не в 16–17 лет, а зачастую в 11–12. Стабилизация роста наступает у юношей не в 25–26, а в 18–19 лет, а у девушек в 16–17. Рост 13-15-летних мальчиков теперь превышает средний рост их сверстников двадцатилетней давности на 12–14 см, а вес — на 10–12 кг. Сегодняшние 16-17-летние по половому поведению соответствуют 19-20-летним шестидесятых годов. Сталкиваясь с акселератом, который на голову выше родителей и косая сажень в плечах, взрослые порой не представляют себе, что перед ними по существу еще ребенок и что к нему следует предъявлять соответствующие требования. С такими инфантильными акселератами приходится сталкиваться и педагогам, и врачам, и милиции. У них нередко обнаруживаются черты незрелой личности: они плохо понимают, что можно, а чего нельзя делать, не осознают социальных ограничений и последствий своих поступков.[6]

В то же время современная молодежь значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинает самостоятельную трудовую жизнь. Так, из людей, родившихся в России в 1906 г., третья часть уже работала к 16 годам, а к 20 годам почти все юноши начинали трудовую жизнь. Сегодня в связи с переходом к всеобщему среднему образованию значительная часть молодежи 16-летнего возраста еще учится. Что касается студенческой молодежи, то она заканчивает свое образование только в 22–25 лет. Как отмечал Б. Г. Ананьев [8], наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени.[6]

Мы кратко обозначили некоторые особенности психологии юношеского возраста на современном этапе, но есть и старые проблемы. В этом возрасте отношения молодого человека с окружающими обостряются и в силу биологических причин. Изменение гормонального обмена вызывает у подростков и юношей повышенную возбудимость и раздражительность. Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается им как особенно напряженный и конфликтный. Половое созревание пробуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, внезапно обостряя проблему малого или слишком большого роста, комплекции, прически, одежды. Поэтому внешний мир представляется для юноши более конфликтным, чем для зрелого человека, а трепетное отношение юноши к одежде и внешности, способность вознести их значимость на необыкновенную высоту уже забыты взрослыми и потому раздражают их.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу. Такой максимализм — следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они. Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен. Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном. В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов — Симонида или Эсхила — сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность.

    1. Понятие Гендерности и ее особенности

 

Гендер (Gender). В психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются нате гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые»[1].

Социальная психология гендера — это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия (social perception) и самовосприятия (self-perception), самоуважения, возникновения социальных ролей и норм[1].

Что мы можем сказать о данной теме? Каждый день мы слышим, что женщины и мужчины совершенно разные существа. Что мы с разных планет, что наше сознание устроено совершенно по-разному, даже что анатомически мы устроены по-разному. Но можно заметить, что это никак не влияет на наше существование рядом, бок обок друг с другом. Мы платим одинаковые деньги, когда покупаем какие-либо товары в магазине, мы работаем на одних и тех же рабочих местах, и критерии при повышении заработной платы, при продвижении по службе для нас одинаковые.

Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это закономерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин (Hyde, 1991).

Лотт отметил, что социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку «изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер» (Lott, 1991, р. 506).

Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60—70-х годов практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу.

Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь, когда в науку пришло новое поколение — целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда — ведь они не были мужчинами.

Уже с момента своего рождения человек становится объектом системы: в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средств массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов. Суть гендера состоит в том, что помимо биологических отличий между людьми существуют расслоение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. [11]

Информация о работе Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах