Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить, как гендерные особенности влияют на стратегию поведения в конфликте, и влияют ли вообще.
Задачи исследования:
Исследовать, какие стратегии поведения в конфликтах бывают.
Исследовать особенности юношеского возраста.
Исследовать, гендерность и ее особенности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВЛИЯНИЯ НА СТРАТЕГИЮ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ……………………………...5
Возрастные особенности юношеского возраста………………………………..5
Понятие Гендерности и ее особенности………………………………………...7
Особенности выбора стратегии в конфликтной ситуации…………………….11
Глава II ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМЫ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ………….16
Программа исследования………………………………………………………...16
Обоснование выбора методик исследования…………………………………...18
Анализ и интерпретация результатов…………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Moya_kursovaya.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

2 этап - количественный и качественный  анализ полученных данных, который   включал в себя обработку данных с использованием методов математической статистики.

Объектом эмпирического исследования стали 30 человек – юношеского возраста. Тестирование проходило в музыкальном колледже им. Чайковского.

Методы исследования: тестирование, опрос.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны следующие методики:

  1. Опросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – феминности.
  2. Тест Томаса на выявление стратегий поведения в конфликтной ситуации.

 

 

 

    1. Обоснование выбора методик исследования

В данной работе мы использовали 2 методики: 
1.Опросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – феминности.

2.Тест Томаса на выявление  стратегий поведения в конфликтной ситуации.

1. Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Андрогинность на данный момент встречается очень часто.  
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Андрогин (греч. , «обоеполый») — мифическое существо, обладающее признаками обоих полов, реже — бесполое. Согласно мифологии, за то, что андрогины пытались напасть на богов (возгордились своей силой и красотой), боги разделили их надвое и рассеяли по Миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Отсюда родился термин – андрогин. Это человек, в равной степени сочетающий в себе признаки как женского, так и мужского. 
Маскулинность и фемининность: 
А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины. 
Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

На первый взгляд, кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими - "мужественность" и "женственность". Но русское слово "мужественность" обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. "Мужественная женщина" звучит хорошо, а "женственный мужчина" - очень плохо. "Маскулинность" - не столько мужественность, сколько "мужчинность", мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.

Данная методика была выбрана, в связи с тем, что она очень полно определяет гендерность индивида. Здесь мы можем определить гендер индивида не только как мужской и женский. В данной методике представлен андрогинный гендер, который представляет собой совокупность гендерных особенностей. Как ни странно данный гендер очень часто встречается в наше время.

2. Опросник Томаса не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и  объясняет, насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации.

При помощи специальной формулы мы можем просчитать исход конфликта.

Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса):

Инструкция:

В каждой паре нам следует выбрать то суждение, которое наиболее точно описывает наше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. 

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерную модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Пять способов урегулирования конфликтов.

Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделял следующие способы регулирования конфликтов:

Соперничество (конкуренция) или административный тип, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление (приспосабливание), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.

Компромисс или экономический тип.

Избегание или традиционный тип, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество или корпоративный тип, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Он полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. 

Другие специалисты убеждены, что оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.

 

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов

Анализ результатов исследования по тесту Сандры Бэм по изучению маскулинности и феминности.

Для выявления гендерности у испытуемых, мы использовали тест - опросник Сандры Бэм по изучению маскулинности и феминности. В таблице 1 указан основной индекс (IS) каждого испытуемого, показывающий его гендерность.

Таблица 1

Результаты выявления гендерности с указанием основного индекса (IS) у испытуемых.

Имя испытуемого

Испытуемый с

маскулинным гендер. (IS)

Испытуемый с

андрогинным гендер. (IS)

Испытуемый с

феминным гендер. (IS)

Магжан

 

-0,1161

 

Руслан

 

-0,4644

 

Мадина

 

0,1161

 

Рамазан

 

0,2322

 

Мурат

 

-0,5805

 

Жанна

 

-0,5805

 

Елена

   

1,28

Рита

 

0,3483

 

Аяулым

 

0,6966

 

Евгений

 

0,2322

 

Арлан

-1,3932

   

Кристина

 

0,5805

 

Алина

 

0

 

Зара

 

0,24

 

Марина

 

0,58

 

Дмитрий

 

-0,24

 

Сергей

 

-0,3483

 

Виктория

 

0,6966

 

Наталия

 

-0,1161

 

Александр

 

-0,5805

 

Эма

 

-0,2322

 

Архат

 

0,3483

 

Азиз

 

-0,2322

 

Анна

 

-0,3483

 

Рена

   

1,0449

Станислава

 

0,6966

 

Катенька

-1,161

   

Михаил

 

0,4644

 

Ольга

 

0,2322

 

Мадина

 

-0,2322

 

 

Данные исследования проводились на лицах от 16 до 21 года. Основной индекс гендерности был выявлен по формуле:

  1. После ответов, на все 60 значений, да и нет, были выявлены у каждого испытуемого общее количество ответов указывающих на маскулинность и общее количество ответов указывающее на феминность.
  2. Затем определяется показатель маскулинности и феминности по формуле – F=сумма балов по феминности/20

                  M=сумма балов по маскулинности/20

  1. Основной индекс IS определяется по формуле – IS=(F-M)*2.322

Интерпретация испытуемых:

После выявления Основного индекса (IS), испытуемого относят к одной из 5 групп:

    1. IS меньше -2,025 – ярко выраженная маскулинность.
    2. IS меньше -1 - маскулинность
    3. IS от -1 до +1 - андрогинность
    4. IS больше +1 - феминность
    5. IS Больше +2,025 – ярко выраженная феминность.

Проведя исследование по методике Сандры Бэм – «Изучение маскулинности и феминности» и проанализировав результаты можно сказать, с огромным удивлением, что андрогинный гендер на данный момент это преобладающий гендер. И если посмотреть на таблицу 1, то можно сказать что, людей с ярко выраженным гендером единицы.

Проводя исследования, многие испытуемые задавались вопросом, а совмещать в себе и мужскую и женскую гендерную роль это нормально? И мы постараемся в полной мере ответить на этот вопрос. Андрогинный гендер появился в связи с ярко выраженной способностью человека – адаптироваться. Отмечено, что люди, обладающие выраженной андрогинией в поведении, успешнее справляются с деятельностью требующей проявления как женских, так и мужских поведенческих характеристик. Такие люди легче понимают противоположный пол, быстрее и успешнее находят общий язык в общении с представителями обоих полов.

Анализ результатов исследования по тесту К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации.

На выявление стратегии поведения в конфликтной ситуации, у испытуемых, мы использовали тест Томаса на поведение в конфликтной ситуации. В таблице 2 представлены все 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации у каждого испытуемого.

Таблица 2

Результаты испытуемых по стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Имя испытуемого

Значение приспособления

Значение избегания

Значение компромисса

Значение сотрудничества

Значение соперничества

Магжан

7

4

6

6

7

Руслан

7

4

5

6

8

Мадина

3

8

4

5

10

Рамазан

6

6

3

6

9

Мурат

7

7

7

6

3

Жанна

6

6

6

6

6

Елена

5

7

12

5

1

Рита

10

4

7

9

0

Аяулым

8

4

7

3

8

Евгений

6

8

8

5

3

Арлан

8

6

6

4

6

Кристина

3

5

9

8

5

Алина

6

5

7

7

5

Зара

9

6

5

8

2

Марина

7

7

6

8

2

Дмитрий

7

3

8

6

6

Сергей

2

6

6

6

10

Виктория

0

5

9

8

8

Наталия

2

6

5

9

8

Александр

8

6

4

8

4

Эма

10

3

5

9

3

Архат

9

5

8

5

3

Азиз

8

6

8

2

6

Анна

6

4

7

6

7

Рена

5

10

7

7

1

Станислава

10

5

4

9

2

Катенька

6

4

5

6

9

Михаил

9

10

5

4

2

Ольга

4

6

8

3

9

Мадина

7

4

8

5

6


 

Данные значения были выведены в ходе теста Томаса, где каждый вопрос отвечал за 1 из 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации. Все данные значения кроме сотрудничества, по мнению самого Томаса, являлись неэффективными, так в случае с приспособлением 1 из участников приходится идти на уступки, и менять свое мнение ради своего оппонента или ради того чтобы в дальнейшем получить что то другое. В случае с соперничеством также 1 из спорящих выигрывает благодаря своей напористости, заставляя другого сдаться. В случае с компромиссом, по мнению Томаса оба участника спора идут на уступки и в итоге проигрывают оба. В случае с избеганием все понятно. И только в случае с сотрудничеством оба участника спора выигрывают, так достигают обоюдного решения.

Другие специалисты считают, что успешной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда в конфликте используются все 5 тактик поведения. Каждая из данных стратегий должна варьировать в интервале от 5 до 7 баллов. Если же результат отличен от данного, то одни тактики выражены меньше – меньше 5 баллов, а другие больше – больше 7 баллов.

Ну и теперь мы переходим непосредственно к гипотезе нашей курсовой работы. Для доказательства данной гипотезы, мы возьмем критерий Крускала – Уолиса или критерий Н.

В эксперименте по исследованию стратегий поведения в конфликте 30 испытуемым предъявлялись тесты на определение стратегий поведения в конфликтной ситуации. Эксперимент проводился в группе.

Можно ли утверждать, что испытуемые с маскулинным гендером чаще всего пользуются компромисной стратегией поведения в конфликте?

В таблице 3 мы подсчитаем ранговые суммы по испытуемым.

Таблица 3

Подсчет ранговых сумм по испытуемым.

Группа 1: Маскулинность n=2

Группа 2:

Андрогинность

n=4

Группа 3:

Феминность n=2

Баллы

Ранг

Баллы

Ранг

Баллы

Ранг

5

1.5

5

1.5

   
   

6

3

   

7

4.5

   

7

4.5

   

8

6

   
   

9

7

   
       

12

8

Общее

6

Общее

17.5

Общее

12.5

Информация о работе Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах