Гуманистические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Учителя школ, воспитатели детских домов и интернатов, школьные психологи, врачи, социальные педагоги - все практические педагогические работники ведут очень трудную ежедневную работу по воспитанию детей и подростков в различных образовательных учреждениях и нуждаются в помощи методической, моральной, социальной со стороны многих институтов. Школьная среда (как и все общество) характеризуется такими тревожными явлениями, как снижение моральных требований к человеку, моральный индифферентизм в вопросах отношений между людьми, духовная пустота, ориентация на материальное благополучие любой ценой и удовольствия, агрессия, жестокость, правонарушения, пессимизм, наркомания, алкоголизм. Это касается не только России, во всем мире остро стоят вопросы воспитания и социализации молодежи, в особенности в развитых странах.

Содержание работы

Введение
1. Сущность педагогики сотрудничества
2. Личность в концепции гуманистического воспитания
3. Методы гуманистической педагогики
4. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
5. Цель и задачи гуманистического воспитания
6. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
7.Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
8. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Гуманистические принципы воспитания.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Образование, построенное  на принципах гуманизма, помогает уберечь  человека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться  на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии.

Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическая педагогика пытается вернуть многими утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания - забытое  искусство жизни. Способность радоваться жизни является очень важным фактором совершенствования личности. Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно любить сильнее, чем ее смысл. Это - условие успеха в деле поиска и созидания смысла жизни. Вот почему гуманисты-психологи как знатоки парадоксов чувственной жизни человека часто подчеркивают, что чем напряженнее готовишься стать счастливым, тем меньше оставляешь себе шансов на счастье. Так, В. Франкл любил повторять, что успех и счастье должны придти к человеку сами, и чем меньше о них думать, тем вероятнее они придут. «Непосредственное» стремление к счастью или погоня за его «гарантиями» - деньгами, славой, властью - само по себе не может быть ни основным принципом, ни высшей целью человеческой жизни. Когда неудачных попыток «поймать птицу счастья» становится слишком много, мир привлекательный становится миром отталкивающим. Спешка порождает скуку, так как в психологическом плане эти два состояния имеют очень много общего: люди пользуются жизнью для того, чтобы испытать что-то в будущем, а потому время настоящего становится для них только помехой. Именно так и утрачивается вкус к жизни.

Постигая в  процессе воспитания ценности конструктивной деятельности (творчество), переживания (доверие) и отношений (ответственность), становящаяся личность начинает «ваять»  свою судьбу из высококачественного  в гуманистическом отношении  «материала», созидать собственную  жизнь, начиная с высоких стартовых  позиций.

Первые три  метода позволяют осуществить воспитание через чувства, вторые три - через  разум. Эмоциональная сфера в  человеке если не преобладает, то спонтанно (самопроизвольно) стремится быть первой, т.е. идти впереди разума. Она относительно автономна от интеллектуальной и волевой. Это и составляет так называемый парадокс иррациональности человека: наделенный разумом, он часто поступает вопреки его велениям. Привести к согласованности эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы, гармонизировать внешний и внутренний миры человека - значит способствовать его (само)воспитанию в духе гуманизма.

Еще в эпоху  Возрождения сложился гуманистический  идеал - творчески активная и душевно  спокойная, мудрая и величественная личность. Однако задачи нравственной и творческой реализации личности замыкались, по большей части, на преобразовании внешней среды. Теперь, спустя несколько  столетий, можно говорить о реальном воплощении гуманистических идей методами гуманистической педагогики и психологии.

Побуждая человека к установлению смысла жизни и  его осуществлению, гуманистическая  педагогика стимулирует в нем  здравомыслие и реалистичность - качества, столь необходимые для того, чтобы  научиться отличать хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное  от недостойного. Именно разум, как высший дар человека, должен участвовать в принятии решений и поведении личности.

Если постижение собственной идентичности наиболее полно осуществляется через переживание, то самосовершенствование - через здравомыслие и осознанное предпочтение гуманистических  ценностей. И все-таки, процесс морального обучения не является исключительно  интеллектуальным, в нем также  участвуют и воспитываются чувства.

 

 

4. Воспитание  как специально организованная  деятельность по достижению целей  образования

 

Личность человека формируется  и  развивается  под  влиянием многочисленных факторов,  объективных и субъективных, природных и общественных,  внутренних и внешних,  независимых и зависимых  от воли и сознания людей,  действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.  
Понятие "воспитание" - одно из  ведущих  в  педагогике.  Оно употребляется  в  широком и в узком смысле.  Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление,  как воздействие общества  на  личность.  В  данном  случае воспитание практически отождествляется с социализацией.  Воспитание в узком смысле рассматривается  как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях  педагогического процесса.  Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. 
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям.  Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное,  трудовое,  физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях  выделяют  гражданское,  политическое,  интернациональное, нравственное,  эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное,  школьное,  внешкольное, конфессиональное (религиозное),  воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике),  воспитание в детских, юношеских организациях,  воспитание  в специальных образовательных учреждениях'.  По стилю отношений между воспитателями  и  воспитанниками  различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной  философской  концепции  выделяются прагматическое,  аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание. 
Целенаправленное управление   процессом   развития  личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально  организованная  воспитательная  работа.  Там,  где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,  возрастные и  индивидуальные особенности детей;  используются положительные влияния общественной и природной среды;  ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. 
Современные научные представления о воспитании  сложились  в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. 
Уже в период средневековья сформировалась теория  авторитарного воспитания,  которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф.Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми.  Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка,  "которая кидает его из стороны в сторону"; управление ребенком определяет его поведение в данный момент,  поддерживает внешний порядок.  Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. 
Как выражение  протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания,  выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять,  а всемерно стимулировать в ходе воспитания  естественное развитие ребенка.  Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и  самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. 
Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг.  ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей,  на развитие их самостоятельности и самоуправления. 
Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира.  Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике  воспитания  постепенно  начали  преобладать  жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов. 
Преодоление этих недостатков требует  разработки  гуманистической концепции воспитания.

 

5. Цель  и задачи гуманистического воспитания 

Гуманистическое воспитание  имеет  своей  целью  гармоничное  _развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между  участниками  педагогического процесса.  Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное  воспитание .".  Последний предполагает  особую  заботу общества об образовательных структурах. 
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в  рациональной  и  эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.  Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. 
Самость и социумность  есть  сферы  личностного  проявления, глубоко  взаимосвязанные  полюсы  направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и  соответственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение  внутреннего плана  развития  личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных  моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям,  нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основеличностных качеств.  Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения,  коррекции  и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности. 
Гармония самости  и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее "Я", которое  развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.  Гуманистическое воспитание осуществляется  в актах социализации,  собственно воспитания и саморазвития личности. 
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой.  Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического  воспитания:  создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. 
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности  и  своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы,  признать приоритет его субъектности,  развитие  которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется  возможность  переосмыслить  влияние  человека  на  свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой  выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной  трактовке  цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов  общечеловеческой культуры.

 

6. Сущность  личности в гуманистической  концепции воспитания

 
             

 Понятие "личность" является не только  понятием,  отражающим фактическое состояние социальных свойств человека,  но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, "есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность". Признавая  личность  и  развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности,  гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях  и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. 
В многообразных  действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному  и  социальному миру, а также к самой себе. 
Благодаря этим отношениям происходит создание новых  ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм,  точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность.  Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения,  развития и усложнения потребностей людей. Их изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры.  Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития  конкретного общества. 
В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника  и причины активности,  деятельности человека.  В своем возникновении и развитии они проходят две стадии  (А.Н.Леонтьев). Первая  стадия характеризует потребность как внутреннее,  скрытое условие для деятельности.  На  этой  стадии  ценность,  способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания о данной потребности  со знанием реального мира,  что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности.  На второй стадии потребность -  реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности. 
Потребность, следовательно,  активизирует деятельность и  на ходит свое завершение в ней.  Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение  и  удовлетворение  потребностей. Она  выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей,  а также  как  процесс разрешения  имеющихся  противоречий  между субъектом и объектом и рождения новых.  При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения человеческой личности. 
Переход от  потребности к формулированию цели не совершается сам собой.  Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей.  Самые сокровенные моменты личностного "Я" скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме  стратегия поведения,  а мотивы - как его тактика.  Природа мотивов,  их сущность,  особенности процесса мотивации раскрывают личность  с самой существенной стороны - со стороны ее "самости". Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив. 
Личность, деятельность  которой  определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей,  уметь преодолевать свое подчинение потребностям.  Свобода личности есть  уход от власти низших потребностей,  выбор высших ценностей и стремление к их реализации.  
В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности,  но прежде всего исторический опыт,  накопленный человечеством. Воплощенный в системы критериев, норм, эталонов, ценностных ориентаций, он становится доступным каждому человеку и позволяет ему определиться в культурных параметрах  деятельности. Меру возможного в реализации гуманистического потенциала ценностей,  их содержательную определенность  (системные  качества) обусловливают именно ценностные ориентации. 
Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые  являются  высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности. 
Понимание ценностных  ориентаций  как  нравственного  идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным.  Из возникшего  конфликта  выходят,  как правило,  жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала.  Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека.  
Нравственные идеалы не являются раз  и  навсегда  заданными, застывшими.  Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности.  Развитие является характеристикой  гуманистических нравственных идеалов,  вот почему они выступают в качестве мотива  совершенствования  личности.  Идеалы связывают  исторические эпохи и поколения,  устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании. 
Мотивационно-ценностное отношение  характеризует  гуманистическую  направленность личности в том случае,  если она,  являясь субъектом деятельности,  реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества,  поступать независимо от  частных  обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим  содержанием,  вырабатывать  гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.

 

7. Воспитание  как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей

 
Общественные нормы,  требования,  идеалы,  ценности культуры воспринимаются  и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.  Общественные ценности становятся стимулами,  побудителями к действию в том  _случае,  если  они осознаются и принимаются человеком,  становясь  _его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.  
Становление личностного  в  человеке  предполагает  усвоение системы гуманистических ценностей,  составляющих основу его гуманитарной культуры.  Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость.  От его  успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую,  непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций,  которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение. 
Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности,  мало добиться того, чтобы человек  ее  ясно осознавал.  Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования,  когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий. 
Та или иная ценность становится объектом потребности личности  в  том случае,  если осуществляется целенаправленная деятельность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость ее осознания и оценки личностью. Таким образом,  воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. 
Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осуществляемая  личностью при определенных условиях,  создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Если в педагогическую систему "учитель - учащийся" ввести определенные факторы,  которые стимулируют самодеятельность воспитанника,  то он будет  находиться  в условиях расширенного формирования духовных потребностей. Учащийся, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их  во  внутренние  состояния.  Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации. 
Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей  в  процессе  осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с  общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания,  и реализовать ее на  практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью - происходит экстериоризация.  Характерной особенностью  этого  процесса является то,  что здесь проявляется в своеобразной форме действие закона отрицание отрицания: одна потребность отрицает другую, хотя и включает ее в себя на более высоком уровне.

Информация о работе Гуманистические принципы