Гуманистические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Учителя школ, воспитатели детских домов и интернатов, школьные психологи, врачи, социальные педагоги - все практические педагогические работники ведут очень трудную ежедневную работу по воспитанию детей и подростков в различных образовательных учреждениях и нуждаются в помощи методической, моральной, социальной со стороны многих институтов. Школьная среда (как и все общество) характеризуется такими тревожными явлениями, как снижение моральных требований к человеку, моральный индифферентизм в вопросах отношений между людьми, духовная пустота, ориентация на материальное благополучие любой ценой и удовольствия, агрессия, жестокость, правонарушения, пессимизм, наркомания, алкоголизм. Это касается не только России, во всем мире остро стоят вопросы воспитания и социализации молодежи, в особенности в развитых странах.

Содержание работы

Введение
1. Сущность педагогики сотрудничества
2. Личность в концепции гуманистического воспитания
3. Методы гуманистической педагогики
4. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
5. Цель и задачи гуманистического воспитания
6. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
7.Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
8. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Гуманистические принципы воспитания.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Восприятие и интериоризация личностью,  перевод во "внутренний план" общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания  (когнитивном). В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями.  В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами.  Даже понимание общественного значения не просто "сопровождается",  а "окрашивается" чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью, а не просто его понимание.  Таким образом, интериоризация общечеловеческих ценностей  требует  учета диалектического единства когнитивного и чувственного,  рационального и практического (готовность  к  деятельности), социального и индивидуального в личности. 
Такое единство характеризует достаточно высокий уровень развития  ценностных  ориентаций личности,  что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям  и  предметам,  адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную (для себя), но и объективную (для всех) ценность, т.е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры. 
Можно выделить два способа организации воспитания как  целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том,  что стихийно сложившиеся и  специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения,  которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих  ценностей  основывается  на естественном усилении тех побуждений,  которые по своему содержанию выступают как бы  в качестве  исходного  момента  (например,  интерес к чтению).  Это предполагает стимулирование деятельности в  основном  изменением внешних условий воспитания. 
Второй способ организации воспитания с целью  интериоризации общечеловеческих   ценностей  состоит  в  усвоении  воспитанником предъявленных ему в "готовом виде"  побуждений,  целей,  идеалов, которые  по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений,  их соотнесение  с  другими.  Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска,  связанного  нередко со  множеством  ошибок.  Данный  способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов.  Он предполагает  ее стимулирование изменением внутриличностной "среды" через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности. 
Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации  общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов.  Это связано с тем, что оба они содержат в себе достоинства и недостатки. Недостаточность первого способа состоит в том,  что,  даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями,  нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом,  согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость. В то же время недостаточность второго способа связана с возможностью чисто формального усвоения требуемых побуждений. 
Воспитание, ограниченное  предъявлением  формальных требований,  не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внешним.  С.Л.Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное  поведение.  Гуманистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собственную нравственную работу воспитуемого. С достижением необходимого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются механизмы саморегуляции и  самоактуализации,  которые  создают новые  возможности  формирования  гуманистической  направленности личности.

 

8. Тенденции  и принципы гуманистического  воспитания

 

Воспитание как  процесс  становления  психических  свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. 
А.Н.Леонтьев считал,  что ребенок не стоит перед  окружающим миром один на один.  Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение.  Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность, речевое или мысленное общение) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе'. В процессе общения ребенок, человек научается адекватной деятельности. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.  
Среди гуманистических тенденций функционирования и  развития воспитания  в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек  становится  в  реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность,  в свою очередь,  позволяет сформулировать ведущий  в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.  Ведущий  он потому,  что все остальные принципы,  имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние  условия его осуществления.  Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как  фактор  гармоничного  развития личности.  Таким воспитание становится в' том случае,  если, согласно Л.С.Выготскому,  ориентировано на "зону  ближайшего  развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде. 
Развитие личности  в  гармонии  с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой  гуманитарной  культуры.  Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования.  Он требует повышения статуса  гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма,  выявления их духовности  и  общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие  конструирования новых учебных планов и программ. 
Культура реализует свою функцию развития личности  только  в том случае,  если она активизирует,  побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для  личности  деятельность,  тем  эффективнее  происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования  личности  как продукты развития.  Это обусловливает особую  важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий и воспитания. 
Процесс общего,  социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает  единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению  независимо  от  его индивидуальных особенностей.  Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает,  что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них,  а не как к средству для достижения своих целей. 
Личностный подход -  это  и  персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств,  переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное  педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противо речит другому гуманистическому принципу - полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных  отношений,  равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.  Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию,  изучает его активность, создает условия для самодвижения.  Естественно,  что  при  этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога,  связанные с  его отношением к учащимся,  к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности. 
Диалогизация педагогического  процесса  -  это  не возврат к "парной педагогике",  поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность,  динамика:  от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в  обучении и появления отношений партнерства между ними. 
В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации  и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода.  Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к  конечному результату.  Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей.  Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для  самореализации  личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей.  
Гуманистическое воспитание в значительной степени связано  с реализацией  принципа  профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников  педагогического  процесса  принять  на  себя заботы о судьбах людей,  о будущем нашего общества неизбежно  предполагает их  гуманистический  образ жизни,  соблюдение норм педагогической этики. 
Сущностная специфика  выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых  знаний  и  формировании соответствующих  им умений,  но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса. Принципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования.  Все принципы определенным  образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только  при  условии осуществления всех остальных принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Процесс научно-теоретического и эмпирического обоснования  гуманистической педагогики активно  идет и сейчас, как в академической  и университетской науке, так  и в ряде школ, пробующих модели гуманистической педагогики. В истории  образования и педагогической мысли  отыскиваются исторические корни гуманистической  педагогики. Концепция личностно ориентированного образования, развивающее обучение как единственно правильные и возможные представлены в учебно-педагогической литературе.

Согласно гуманистическому подходу, образование направлено на формирование базовой культуры личности, которая является основой для  определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.

2. Гессен С.И.  Основы педагогики. М., 1995.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

5. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995.

6. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998.

 

 


Информация о работе Гуманистические принципы