Особенности разрешения конфликтов в молодой семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и выявить особенности разрешения конфликтов в молодых семьях.
Объект исследования: конфликт как … (СЫСЕНКО)
Предмет исследования: особенности разрешения конфликтов в молодой семье.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности разрешения конфликтов в молодых семьях:

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Изучение конфликтов в психологии 6
1.2. Специфика конфликтов в молодой семье 9
1.3. Методы разрешения супружеских конфликтов 12
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ 16
2.1. Молодая семья: сущность и специфические характеристики 16
2.2. Подходы к изучению молодой семьи 20
2.3. Формирование внутрисемейных отношений в молодой семьей 26
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ 32
3.1. Описание выборки и методик исследования 32
3.2. Анализ результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Файлы: 1 файл

Курс ХГУ Психология Конфликты в молодой семье.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

       Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [37; с. 26].

       Универсальность семьи связана с долгом всякого человеческого существа, желающего жить сообразно природе, и, одновременно, с обязанностью индивидуума, который намерен вести жизнь, полезную для окружающих и человечества в целом. Матримониальная связь представляет собой универсальный закон.

       Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и кровно-родственном потенциале. Понимаемые как наиболее важные и тесные из всех возможных отношений, супружеские узы определяют весь способ существования, который отличает определенное искусство быть вместе.

       На  взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относят совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.

       Действия и проявления внутренних факторов наблюдается на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов.

       Особую  значимость в развитии семейных отношений  приобретают жизненные стратегии  семейных партнеров: внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – социоцентризм (альтруизм); ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – их неприятие; чувство собственного достоинства – неверие в себя [39].

       По  данным государственного статистического наблюдения, в Российской Федерации молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 20,7 млн. человек. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей (49,9 млн.) [32, с.45].

       Действующей системой государственного статистического  наблюдения не установлено понятие молодой семьи.

       Исследователи семьи (А.И.Антонов, В. М.Медков и другие) под молодой семьей понимают, семьи  в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), и в современных условиях она имеет ряд специфических характеристик [3, с.115]:

       Во-первых, нестабильность внутрисемейных отношений, освоение каждым членом семьи социальных ролей, своеобразие процесса становления.

       Во-вторых, объективно недостаточный уровень  материальной и финансовой обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно низкой заработной платы, отсутствие опыта семейной и социальной жизнедеятельности.

       М.С. Мацковский уточняет возраст молодой семьи и отмечает, что молодая семья - это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста [18,С.189].

       Таким образом, брак должен быть первым, продолжительность  совместной жизни до 3 лет, граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

       Социально-экономический  кризис в стране, слабость государственной  политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что наибольший процент разводов приходит на семью, прожившую менее 3-5 лет. Демографический кризис можно наглядно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей.

       Молодая семья - одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. По мнению ряда исследователей (Е.И. Холостова, Ю.Е. Алешина и др.) среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей [24, с. 90] [2, с. 56].

       М.В.Дорохова подчеркивает, что общественное мнение утверждает, - брак без детей нельзя считать полноценным (79%населения). У молодежи сложилось устойчивое представление, что лишь однодетная семья, максимум двухдетная отвечает современной действительности [32, с. 167].

       В настоящее время отмечается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуаций в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи.

       Изменились  духовно - нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Повлияло также повышение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами для молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления.

       Т.Антонов  отмечает, что 10-15 лет назад студенческая семья считалась обычным явлением, что было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией, умеренной платой за общежитие, т.е. государство стимулировало создание студенческих семей [3, с. 134].

       Нестабильность студенческих семей менее заметна, чем например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, так как приводит к разбитым надеждам, судьбам, заброшенным детям.

       Молодая семья - это рожающая семья. У российского  народа довольно устойчивы представления  о всеобщности семейного предназначения каждого человека, а семья, как  подчеркивает М.С. Мацковский, мыслится обязательно семьей с детьми [18, с.90]. Один ребенок, как правило, бывает почти в каждой семье. И чаще всего ребенок появляется на свет в первые годы брака; пользоваться средствами планирования семьи супруги начинают, как правило, после его рождения, в случае же, если у них есть установка на семью с более чем одним ребенком, и если с первым малышом всё прошло благополучно, в первые же пять лет на свет появляется второй ребёнок, хотя только у половины семей.

    1. Подходы к изучению молодой  семьи

       Анализ  работ А.Г. Харчева, Ю.И. Семенова, А.И. Антонова, и других позволяет сделать вывод о самостоятельности института семьи. Семья же определяется как малая группа, сформированная на основе брачных отношений и объединяющая супругов и их потомство.

       Помимо  психологических особенностей семье  также присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, т. к. именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Другой аспект социально-психологических процессов, присущих семье, представлен такими явлениями как феномен группового давления или «конформизм», групповая сплоченность, психологическая совместимость.

       Отношения между людьми в системе психологического знания понимаются как, во-первых, некая  система взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, оценка субъектом  самих этих взаимодействий и контактов, а также участвующих в них партнеров [20; 36]. Эти аспекты – объективный и оценочный – представляют два аспекта реальности семейной жизни. Для семьи частота контактов, их содержание определяется тем, как члены семьи относятся друг к другу, т. е. эмоциональный компонент межличностных отношений субъективно и объективно определяет состояние и развитие взаимодействия.

       В 70-х годах особое внимание уделялось  таким проблемам, как социально-психологический  аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, А.Р. Лурия, И. Сикорова, В.М. Родионов, И.В. Колмановский); характер совмещения женщиной профессиональной деятельности и обязанностей в семейном кругу, и каким образом это сказывается на жизни семьи (А.Г. Харчев, С. Голод, 3. Янкова, Н.Г. Юркевич, В.А. Сысенко, З.А. Янкова, Н.Я. Соловьев, Д.Я. Кутсар, Э. А.Тийт, Е.Ф. Сафро, А.Г. Харчев, Т.А. Мишина, В. Переведенцев, Ю.Б. Рюрик и др.).

       Эмоциональные отношения многосторонне изучено  Л.Я. Гозманом, значимые – А.А. Кроником II Е.А. Кроник, однако авторы решали задачу по прояснению закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных и значимых отношений в паре или «событийной» группе. С точки зрения семьи это явное сужение предмета анализа [7], [28]. Исследованиям эмоциональных отношений в семье, их влияния на стабилизацию внутрисемейных отношений, условиям устойчивости семьи, выявлению причин напряженности в отношениях между членами семьи  посвятили свои работы З.И. Файнбург, Ю.Г. Юркевич, В.И  Селиванов, К.Н. Волков и др.

       Итак, принято выделять два наиболее совместимых  подхода: социологический и психологический, хотя и они часто подменяют  анализ с точки зрения одной дисциплины анализом с точки зрения другой. Так, для социологии семья это зависимая переменная, а различные макросоциальные параметры – независимая. А для психологии «... более естественно рассматривать как независимую переменную именно семью, а в качестве зависимых – развитие личности, восприятие членами семьи друг друга, своих отношений и т.д.» [7; 164].

       С точки зрения этих подходов при изучении супружеских отношений неизбежно  существуют различия. Социологическое  исследование не всегда дает полную картину  супружеских отношений, поэтому  ее дополняет психологический подход, который акцентирует внимание на выявлении отношений супругов к себе и к семье. В большинстве исследований эта характеристика, согласно Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозману и Е.М. Дубовской [3 ], [7] используется под названием «удовлетворенность браком».

       Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в  современном обществе утвердился сам  термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Молодая семья это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при  условии, что ни  один из супругов не достиг  30-летнего возраста [12].

       Создание  семьи начинается с выработки  общего стиля жизни, со взаимного  приспособления супругов, со сближения  вкусов и т. п. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить все, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к еще большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга.

       Но  когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает  первая ссора, первый конфликт, первая обида…

       Многочисленные  исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что  стабильная семья может быть создана  при определенной готовности молодых  людей к семейной жизни. С. В. Ковалев  утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность [13].

       Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее  образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных – 69 %. По данным Н. Г. Юркевича, у мужчин в возрасте до 21 года включительно процент распавшихся браков в 2.2 раза больше процента заключенных [41].

Информация о работе Особенности разрешения конфликтов в молодой семье