Роль невербальных средств в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: рассмотреть виды невербального общения, изучить роль невербальных средств в общении.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть и охарактеризовать виды невербального поведения.
изучить роль невербальных средств в общении.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность невербальных средств коммуникации 5
2. Классификация основных невербальных средств поведения 8
3 Роль невербального общения 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

1 курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Роль невербальных средств в общении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент ИСК,                                                        А.В.ЗЯПАЕВ

2курса, гр. ЗС 350400-21 (к)

                                                                                                                                                              Руководитель,                                                         Е.В.НИПОРКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Содержание

Введение 3

1. Сущность невербальных средств коммуникации 5

2. Классификация основных  невербальных средств поведения 8

3 Роль невербального общения 23

Заключение 26

Список используемой литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем - это язык телодвижений, который мы используем каждый миг нашей жизни. И в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.

   С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное - это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким - либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%.[11]

 

Выбор темы курсовой работы «роль  невербальных средств в общении», обусловлен ее актуальностью. Среди  многообразия проблем современной  психологии, общение является наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности  человеческой деятельности.

Невербальное общение – это  «язык жестов», включающие такие  формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые  символы. И хотя мнение специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Предмет исследования курсовой работы: роль невербальных средств в общении.

Цель исследования курсовой работы: рассмотреть виды невербального общения, изучить роль невербальных средств в общении.

В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие  задачи:

  1. Рассмотреть и охарактеризовать виды невербального поведения.
  2. изучить роль невербальных средств в общении.

   Структура курсовой  работы: работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность невербальных средств коммуникации

 

Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие  формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые  символы.

Та роль, которую играют жесты в человеческом общении, давно  вызывала интерес со стороны ученых. Ещё две тысячи лет назад Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинтилиану, который жил в первом веке до нашей эры. Если обратиться к более близким к нам временам, то можно назвать книги Джона Боливера, выпущенные в 1664 году, которые посвящены языку жестов: «Хирология, или Естественный язык жестов» и «Хирономия, или искусство риторики рук». Боливер впервые составил таблицы (из известных в европейских странах) с систематизацией знаков выразительной жестикуляции. Впоследствии значительно продвинула вперед познание выразительных движений человека книга Чарльза Дарвина «Выражение эмоций животными и человеком», вышедшая в 1872 году. В XX веке вышло несколько десятков крупных работ о жестах. Их авторами были Д. Эфрон, Ч. Моррис, М. Кричли, Дж. Фаст и др.[ 1 ]

Жестовые сигналы коммуникации животных видоспецифичны и образуют «закрытые» системы. Иные характеристики у жестов человека «открытость» натруальных жестовых систем, отсутствие генетической закрепленности компонентов определяют возможность появления как новых жестов, так и заимствованных.[ 5 ]

У животных, в отличие  от человека, отсутствуют изобразительные  движения, они обладают только выразительными движениями. Кроме того, жесты-сигналы  животных однозначны, а при характеристике натуральных жестов человека необходимо отметить наличие как моносемантических (однозначных), так и полисемантических жестов. Например, рукопожатие может иметь значение приветствия, прощания, поздравления, одобрения, соглашения; кивок головой может означать приветствие, одобрение, согласие, благодарность, прощание и ряд других. Выбор одного из значений зависит от контекста.

В нашем внешнем поведении  проявляется то многое, что у нас  происходит и есть внутри. Только эти  проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.

В общение людей оказываются  закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова. Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.[ 5 ]

В разных возрастных группах  для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные  средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений.

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться еще  до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме  того, само по себе невербальное поведение  способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.[ 2 ]

Подводя итог данного  раздела можно сделать следующие выводы:

  1. Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
  2. С древности, со стороны ученых, вызывала роль, в которой играют жесты в человеческом общении. Первый словарь жестов принадлежал римскому ритору Квинтилиану, который жил в первом веке до нашей эры.
  3. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.
  4. Невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

 

  1. Классификация основных невербальных средств поведения.

 

По невербальным каналам  информация транслируется в самых  разнообразных формах, которые, в отличии от знаковых всегда разнообразны. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно – тактильного чувства обоняния.

Перейдем к рассмотрению мимики. Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Как установлено еще  Дарвином, мимика человека уходит корнями  в мир животных. У животных и  человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыкову животного, готовящегося к борьбе.[ 7 ]

Мимика связана с  распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной сиситемы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика бывает разная:

- Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

- Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

- мимику агрессивно  – наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

- активно–оборонительную  – отвращение, презрение, ненависть  и др.;

- пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

- мимику ориентировочно-исследовательской  направленности;

- мимику удовольствия-неудовольствия;

Информация о работе Роль невербальных средств в общении