Роль невербальных средств в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: рассмотреть виды невербального общения, изучить роль невербальных средств в общении.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть и охарактеризовать виды невербального поведения.
изучить роль невербальных средств в общении.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность невербальных средств коммуникации 5
2. Классификация основных невербальных средств поведения 8
3 Роль невербального общения 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

1 курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

- маскировочные выражения  – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и др.;

Рассмотрим визуальный контакт, как один из основных невербальных средств поведения. Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда  человека зависит от того, к какой  нации он принадлежит. Жители южной  Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. Следует всегда принимать во внимание этот важный факт.

Американскими психологами  Р. Экслайном и Л. Винтерсом было доказано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания. Когда только человек формирует мысль, он чаще смотрит в сторону, «в пространство», когда мысль полностью готова – на собеседника. То, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий в свою очередь больше смотрит в сторону говорящего.[ 10 ]

По своей специфике  взгляд может быть:

1) Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.

2) Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

3) Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

4) Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.[ 13 ]

С помощью глаз  передаются самые точные сигналы о состоянии  человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо - расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Эксперименты, проведенные  с опытными карточными игроками показали, что мало кто из игроков выигрывал, если их соперники носили темные очки. Например, если бы при игре в покер у соперника выпало 4 туза, его зрачки быстро бы расширились, что было бы подсознательно замечено другими игроками, и они поняли бы, что не стоит поднимать ставку. Темные очки соперника скрывали сигналы, подаваемые зрачками, и в результате игроки проигрывали чаще обычного.[ 14 ]

Китайские торговцы жемчугом в древности тоже следили за расширением  зрачков своих покупателей при  обсуждении цены.

Было замечено, что  Аристотель Онассис надевал темные очки при переговорах о деловых  сделках для того, чтобы его  глаза не выдавали его мыслей.[ 14 ]

«Чтобы научиться «технологии  взгляда» и эффективно применять  ее для улучшения характера общения с другими людьми, требуется около 30 дней постоянной усиленной практики». 

Лицо является главным  источником информации о психологическом  состоянии человека. Однако в некоторых  ситуациях оно может быть менее  информативно. Это связано с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело – главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения

Перейдем к рассмотрению дистанции общения. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Эдвард Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся местонахождение партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров, так и для большой аудитории). Существует большое количество информации о том, что животные, птицы и рыбы обозначают свою сферу обитания и охраняют ее, но только недавно было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории.[ 13 ]

Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние  оказывают культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для европейской и американской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

  • интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.
  • личное (от 46 до 120 см) — общение со знакомыми людьми. Личная зона — это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.
  • социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Социальная зона — расстояние, на котором мы держимся от людей, не очень хорошо нам знакомых.
  • публичное (более 400 см) — при выступлении перед различными аудиториями. Публичная зона — расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Скученность людей на концертах, в транспорте и лифте  приводит к неизбежному вторжению  в интимные зоны друг друга. Существует ряд правил поведения в условиях скученности людей. На практике люди не всегда им следуют, но тем не менее их следует помнить:

  1. не желательно разговаривать, даже со знакомыми;
  2. не рекомендуется смотреть в упор на других;
  3. лицо должно быть беспристрастным — никакого проявления эмоций;
  4. если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение;
  5. чем теснее в транспорте или помещении, тем сдержаннее должны быть ваши движения;
  6. в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.

Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает  расположение его участников за столом. При размещении участников за прямоугольным столом в условиях рабочего кабинета выделяется четыре основные позиции:

  1. угловое равноправное расположение;
  2. угловое неравноправное расположение;
  3. партнерское расположение;
  4. конкурирующе-оборонительное расположение.

Угловое равноправное расположение занимают собеседники за квадратным столом, и оно более располагает к дружеской и непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз, предоставляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Кроме того, при угловом расположении угол стола создает ощущение психологической защищенности. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола/

Рассмотрим следующее  средство невербального поведения - временную организацию. Временная организация общения - этот компонент невербального общения изучен несколько меньше, чем другие. Однако уже полученные результаты позволяют судить о том, что совпадение многих невербальных и речевых компонентов во времени у собеседников улучшает результат общения. Уже хорошо известно, что основная информация о взаимоотношениях между людьми передается в первые двадцать минут общения, а в остальное время отношения развиваются, уточняются, утверждаются. Наборы временных и пространственных констант ситуаций называются хронотопами. Наиболее известны хронотопы “больничной палаты” и “вагонного попутчика”. Эти ситуации задают определенный стереотип и эффект общения — откровенность с незнакомым человеком.[ 11 ]

К временным характеристикам невербального поведения личности относятся частота, длина взгляда, паузы, темп речи, частота смены движений. Замечено, что:

— общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов;

— одновременное появление (зеркальность) у собеседников одинаковых поз, взглядов глаза в глаза, мимики повышает взаимопонимание и углубляют диалогичность общения. При этом продуктивность диалога тем выше, чем больше длительность “зеркальной позы” (повторение позы партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и “зеркальной мимики”;

— для общения полезно увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и “зеркальной мимики” в условиях отсутствия “зеркальной позы”;

— существенным элементом ритма общения являются паузы, которые несут определенную информацию о личности говорящего (например, чувстве собственного достоинства).

Нередко временные характеристики общения социально нормированы. 
Примером служат различные “допуски” опоздания в гости у разных народов. Время общения свидетельствует о социальных статусах общающихся (время официального приема), о сложившейся системе отношений.[] 
      Например, подчиненный, который дольше обычного пробыл на приеме у руководителя, вызывает интерес у окружающих. Время, отведенное для высказываний в групповом и парном общении, изменяется также под влиянием принятых в данной национальной культуре норм поведения, от пола и возраста общающихся. 
     В определенный отрезок времени происходит соответствующее ему изменение в проксемике общения, а это, в свою очередь, также определяет изменения в невербальном поведении личности. Таким образом, язык тела, пространство и время складываются в одно целое — невербальное и вербальное поведение.

 Прикосновение или тактильная коммуникация. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях. Товарищеские отношения могут выражаться рукопожатиями, похлопываниями по плечу. Подростки, ровно как детеныши животных, бывает, имитируют потасовки - они в игровой форме ведут борьбу за лидерство. Такие их отношения выражаются в тычках, пинках и захватах. Разумеется, каждый вид прикосновения уместен в определенной ситуации и только в определенной ситуации может передавать какой-то смысл, то есть восприниматься как проявление коммуникативного намерения. В лермонтовской «Княжне Мэри» Печорин, помогая Мэри перебираться через горную речушку на лошади, невольно касается руки княжны. Это прикосновение пронзает их словно током, оно символизирует для обоих особые отношения. Точно такое же прикосновение между пассажирами в автобусе вряд ли будет истолковано как знак. В кинофильме «Осенний марафон» герой Басилашвили, интеллигентный и безотказный переводчик Бузыкин, вдруг агрессивно и фамильярно треплет по плечу своего коллегу, который прежде позволял себе именно такую фамильярность по отношению к самому Бузыкину. В такой ответной агрессии выражается бунт Бузыкина, причем бунт не только против фамильярного коллеги, но и – второй уровень символичности - против роковой суеты, одолевшей Бузыкина. Этим нарочито фамильярным похлопыванием по плечу он посылает недвусмысленное сообщение своему нагловатому коллеге, а заодно и всему миру: «Мне надоела ваша беспардонность, и я не позволю!..». Простой эмоциональный жест полон прямых и скрытых смыслов, замечательно переданных режиссером и актером. Однако раскодировать это сообщение, понять его конкретный смысл возможно только в этой конкретной ситуации. В другой ситуации такой же тактильный контакт может означать нечто другое.  Иными словами, знаки, передаваемые многими невербальными средствами коммуникации (мимикой, позой, прикосновениями), не столь однозначны, как слова естественного языка. Эти знаки чаще всего интерпретируются с учетом ситуативных факторов, то есть условий, в которых они использованы.[ 11 ] 

В человеческом общении  известны и другие средства невербальной коммуникации. К ним можно отнести, например, одежду и украшения. Если, скажем, сотрудник пришел на работу в особо торжественной одежде, то любой из нас может по этому знаку предположить, что у него сегодня День рождения или важная встреча; иначе говоря, какой-то важный день. Он сигнализирует о своем особом дне своей особой одеждой.  Одежда как средство сообщения очень успешно используется в политике. Министр чрезвычайных ситуаций С. Шойгу ввел в политику новый стиль одежды – он постоянно появлялся на публике в куртке спасателя, тем самым давая понять, что он воплощает особый род министра – министра, который сам причастен к разбору завалов. Вошла в легенду кепка московского мэра Лужкова. С помощью этой кепки мэр сообщает, что он мэр-работяга, мэр из народа. Президент Путин надевал форму летчика и подводника – это тоже были особые сообщения, адресованные избирателям. Президент Ельцин практиковал особые встречи с лидерами государств – встречи без галстука. Эти встречи призваны были продемонстрировать неформальный и дружеский характер взаимоотношений лидеров. И эта особенность таких встреч символически передавалась стилем одежды – отсутствием галстуков, непременного атрибута официального стиля.[]

Информация о работе Роль невербальных средств в общении