Роль невербальных средств в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: рассмотреть виды невербального общения, изучить роль невербальных средств в общении.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть и охарактеризовать виды невербального поведения.
изучить роль невербальных средств в общении.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность невербальных средств коммуникации 5
2. Классификация основных невербальных средств поведения 8
3 Роль невербального общения 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

1 курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 Опыт политиков служит хорошим примером для использования такого средства общения, как стиль в одежде, любым руководителем. Руководитель всегда выглядит более официально, чем рядовые работники – галстук, дорогой костюм, дорогие аксессуары подчеркивают его социальный статус. И это важно для соблюдения правил иерархии, то есть, по сути, для поддержания порядка. Руководитель своим внешним видом сигнализирует о своем статусе. Если посторонний человек приходит в трудовой коллектив, он зачастую по одежде может определить, кто тут начальник. 

В то же время иногда руководителю, как и политикам, следует облачаться в рабочую одежду, посылая своим подчиненным тем самым сигнал рабочего и творческого единения. Точно также можно использовать и неформальную одежду, надевая джемпер и джинсы для участия в вечеринках и коллективном досуге компании. Тем самым руководитель может сообщать о своей близости к простым сотрудникам, подчиненным, что очень важно с точки зрения регулирования психологического климата в коллективе.

Перейдем к рассмотрению жестов. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.[ 13 ]

О той информации, которую несет  жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы – 20, итальянцы – 80, мексиканцы – 180.

Вообще же интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной  возбужденности человека, а также  при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных  жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть сходные  жесты, среди которых можно выделить:

  • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
  • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)
  • Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.[ 13 ]

Приведем несколько  примеров:

Прикрывание рта  и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывания. В этом случая менеджер может помочь собеседнику разговориться, задав ему вопрос или обратив внимание на его позу с помощью утверждения: «Я вижу, вы не во всем согласны со мной». Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, который почесывает или поглаживает собственный нос, скорее всего в данный момент находится в оппозиции по отношению к высказыванию менеджера.

Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений.

Подпирание  ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть.

Поглаживание  подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты.

Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты – собирание   несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты – указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию.

Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.

Наиболее часто  употребляемые движения головы –  это утвердительный кивок головой  и отрицательное покачивание  головой. Исследования, проведенные  с слепоглухонемыми от рождения людьми показывают, что они также пользуются этими жестами, и это дает повод считать, что эти жесты являются врожденными.

Выделяют три  основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение  характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как и животные, наклоняют голову, когда становятся чем-то заинтересованными, первым заметил еще Чарльз Дарвин). И, наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.

Существуют  и микрожесты: движение глаз, покраснение  щек, увеличение количества миганий, подергивания губ и т.д.

Подводя итог можно  сделать следующие выводы:

  1. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно – тактильного чувства обоняния
  2. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Роль невербального  общения

Слова хорошо подходят для  передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально. Согласно оценкам ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.

Невербальное общение  трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. 
Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов. [ 3 ]

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. 
Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. 
Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном  общении. При его помощи мы: 
     • подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию; 
     • передаем информацию сознательно или бессознательно;

• выражаем свои эмоции и чувства;

• регулируем ход разговора;

• контролируем и воздействуем на других лиц;

• восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые  нам говорят, что действительно  думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись  вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. 
Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.

Невербальный язык помогает нам составить более четкое и  адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуем  о нервном напряжении. Сжатые в  замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем “лирик”.

    Исходя из  всего вышеизложенного в этом  разделе курсовой работы можно  сделать  выводы:

  1. невербальное общение включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова: создает образ по общению; выступает в качестве способа регуляции пространственно временных параметров общения и в качестве показателя статусно – ролевых отношений, является  индикатором психический состояний личности; выполняет функции экономии речевого сообщения; выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.
  2. невербальные средства общения обладают способностью не только усиливать и ослаблять вербальное воздействие, помогают выявлять намерения участников коммуникативного процесса.
  3. средства невербальной коммуникации являются очень важными составляющими человеческого общения, постижение которого может стать дорогой к внутреннему  миру вашего собеседника, а так же в ваш собственный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Невербальное  общение выступает одним из средств  репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия  и регуляции отношений, создает  образ партнера по общению, выступает  в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи – это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение" чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Понятие "невербальное общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация". Мы придерживаемся определения, предложенного  В.А. Лабунской, согласно которому, «невербальное  общение - это такой вид общения, для которого является характерным  использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека.[] Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система".

В невербальном поведении традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения. Именно факторы эмоциональной природы, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Являются причиной затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и  группой или коммуникатором и  реципиентом. Понятие перцепции  характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Введенская Л.А., Павлова А.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  2. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. - М.: Смысл, 2000.
  3. Горянина В.А., Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2004.
  4. Ю.С. Крижанская Ю.С., В.П. Третьяков: «Грамматика общения»,«Смысл» - М:, 1999 г.
  5. Кнапп М.Л, Невербальные коммуникации: – М.: Осв-89, 2000.
  6. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. – М.: Осв-89, 2000.
  7. Лабунская В.А. Невербальное поведение: – Ростов-на-Дону, 1986.
  8. Лавриненко В.Н. Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
  9. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.:

Информация о работе Роль невербальных средств в общении