Важность профинформационной работы для будущих учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:59, доклад

Описание работы

Ведущая роль в психологической подготовке будущих учителей к сознательному пониманию выбранной профессии принадлежит вузу. Центральным элементом всей вузовской профориентационной работы является профессиональная информация, под которой мы понимаем систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение студентами необходимого круга знаний о социально-экономических условиях правильного понимания перспективы профессии.

Файлы: 1 файл

статьи.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, сложившиеся первичные установки подростков при первом впечатлении бывают исключительно устойчивыми. Они приобретают характер установок. Принцип анализа элементов в структуре личности: диагностика отдельных качеств, тенденций, мотивов, способов действий, средств достижения, предпочитаемых тактик и стратегий решения личностных вопросов, заключается в постоянном соотнесении поведения и качеств. Складывающийся принцип последовательности диагностики заключается в том, что идет отбор наиболее рациональной последовательности. Начиная от особенностей представления о распределении качеств и тенденций в отношениях и продолжая анализом системы пониманий и представлений об окружающей среде.

Принцип обеспечения контакта состоит в действиях по снятию блокады и барьеров и сокращению ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ (уровня доверительности в общении). Подросток освобождается от скованности и сдержанности, о которых часто говорят педагоги, работающие с трудновоспитуемыми подростками.

Последовательность применения отдельных методов подчинена логике постепенного развертывания возможностей индивида поставлять материал, необходимый для анализа.

Начинается сбор материала с выявления качеств. Это вызывается тем, что начальные отклонения, как уже говорилось, прежде всего возникают в среде ближайшего окружения. Необходимо, чтобы сам испытуемый высказал свое отношение к среде и определил свое место в этой среде. Описание своего места и тенденций приближения и избегания, предпочтение одних людей и пренебрежение другими он отражает обычно через образ, созданный набором качеств. Этот набор создает характеристики всех окружающих его людей и его собственные в этой среде. Эта система соотнесений определяется через методику СК — соотнесенных качеств.

Далее, наборы конкретных качеств предлагается выявлять на фоне общепринятого комплекта, общего для группы. Здесь наборы приобретают характеристику определенных комплексов, созданных индивидами. Эта линия выясняется путем методики СО-СВ Самооценка-самовыражение.

Для объективного суждения о степени выраженности наиболее опасных качеств применяется методика, позволяющая зафиксировать реальные асоциальные качества. Это качества, которые могут быть выявлены только по косвенным вопросам, когда снят контроль за проявлением поведения. Это качества, которые и скрываются, и особенно контролируются, выявляются при помощи методики KB — косвенные вопросы.

Наряду с выявлением субъективных и объективных величин качества необходимо также установить фон, на котором эти качества проявляются. Это — система доминирующих представлений о среде. Это — ТЕЗАУРУС ЛИЧНОСТИ (индивидуальный словарь), рассматриваемый как система наименований и значений, из которых индивид создает свое понимание среды, в которой он действует. Это — система ассоциаций, проявляющихся в характерном для индивида наборе слов.

Предполагается, что именно из этих СЛОВ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (т. е. личностных конструктов — прим. н. редактора) составляются все образцы поведения, которыми руководствуется индивид. Это слова, составляющие не только фонд индивида, но и компоненты, определяющие пределы его возможностей. Наборы ассоциаций, их сцепление и согласованность определяют зоны его стремлений и сферы его деятельности (применяется методика ОС — Осложненные ассоциации).

Промежуточным средством, соединяющим особенности выявленных качеств с возможной средой, где они проявляются, служит система соотнесений (соединений) качеств с ситуациями. В рисунке, который ассоциируется с качеством, испытуемый отражает свое видение условий, продуцирующих качества и обстоятельства, сопровождающие его действия. Изображения на заданную тему кажутся испытуемому единственно возможными отражениями, и поэтому они дают достаточно достоверный материал, исключающий варианты или сокрытия. Это также и позиция испытуемого относительно наиболее важных для него качеств (методика ПК — Пиктограмма качеств).

Дальнейший шаг в направлении логики сбора информации об испытуемом заключается в проверке стиля решения испытуемым жизненных задач в особо сложных случаях. Для этого исследуются особенности построения испытуемым планов и программ реализации этих планов. Для подростка это конструирование поступка, который может быть не принят обществом. Рассмотрение проекта плана дает сведения как о мотивах достижения, так и о мотивах избегания, о результатах борьбы мотивов, о выбираемых средствах реализации замысла и, наконец, о способах сокрытия действий и оправдания совершенного поступка. В целом исследование планирования действий в экстремальных ситуациях дает возможность выявить степень готовности к противоправному поступку (методика ПП — Планирование поступка).

Далее, специально исследуется реакция подростка на систему предписаний, которые обычно исходят со стороны общества. Эти предписания формулируются в виде требований. Требования, в свою очередь, принимают форму предложений руководствоваться определенными наглядными образцами. Для испытуемых это любые предложенные формы, имеющие границы, с которыми предлагается соотносить свои исполнительные действия. Образцы заставляют человека либо адаптироваться, либо пренебрегать ими. Предполагается, что в случае явной выраженности у подростка тенденции к отклонениям у него могут увеличиться случаи игнорирования предписаний (используется методика Д — Дополнение).

Наконец, одной из важных сфер, где проявляются отклонения, являются коммуникации. Нарушения процесса общения присущи трудновоспитуемым подросткам чаще, чем другим. Они проявляются в виде психологических барьеров и психологических блокад. Преграды могут возникнуть на любом этапе общения и взаимодействия. Важно фиксировать и место, где возникла блокада, и общий уровень возникающих препятствий (применяется методика ПБ — Психологические блокады).

Ниже мы рассматриваем только те методики, которые прямо направлены на достижение основной цели — организацию эффективного и полного раскрытия личностных особенностей индивидов с отклонениями в поведений. Одни методики направлены на выяснение отдельных негативных черт личности, асоциальных образований, ненормальных установок, ценностей, неправильных представлений и т. п. Другие методики предназначены для распознавания причин, вызвавших процесс формирования негативных черт личности, на выяснение факторов, которые влияют на ход патологического развития в каждом конкретном случае, на процесс становления этих образований. Третьи методики решают задачу распознавания начальных отклонений, установления их происхождений, их влияние на дальнейшее развитие по патологическому пути и логику их субъективного соединения у конкретного подростка.

В ходе многочисленных экспериментов конструкции методик упрощались. В то же время они приобретали характер связанного между собой комплекса. Помимо того, что каждая дает преимущественные сведения о какой-либо стороне личности, они взаимно перекрещиваются. Таким образом, две методики могут дать одинаковые сведения и взаимно усиливать и удостоверять правильность заключения. Они взаимно проверяют друг друга, расхождение в показателях говорит о необходимости организации дополнительной проверки.

Все методики опробованы при изучении подростков с отклонениями в поведении трудновоспитуемых, педагогически запущенных и несовершеннолетних правонарушителей.

Несмотря на различия в целях, назначении и основании для построения, все эти специализированные методики имеют ряд общих принципов построения, Эти методики отличаются от других следующими специфическими чертами:

1.Все методики ориентированы  относительно выделения своей  собственной точки отсчета. Это  значит, что норматив, который ставится  в центр как среднее арифметическое  или мода, от которых исчисляется  или рассматривается отклонение, вырабатывается каждый раз при анализе той среды ближайшего окружения, в которой находится подросток, или относительно его собственной наиболее привычной нормы.

2.Методики предусматривают процедуру  специального выделения деталей  поведения, отчетливых его признаков и показателей, на которые расчленен весь материал, полученный при наблюдении и эксперименте.

3.В методиках учитывается, что  длительная выключенность из  среды ближайшего окружения и  регулярного социального контроля  делает человека незащищенным  от влияния разрозненных и часто противоречивых социальных факторов. Последние создают исходную дисгармонию в системе личности.

4.Методики соотносятся также  с появляющимися у человека  стремлениями упорядочить постоянно  возникающие противоречия. Противоречия устраняются путем применения индивидом своей собственной логики, своего собственного видения мира, они существенно отличаются от логики других людей. Объяснение подростком поведения и своего, и других людей резко расходится с привычными для всех образцами социокультурных реалий.

5. Методики также учитывают тенденцию  трудных и педагогически запущенных  подростков к сокрытию любых  своих свойств и качеств. В  результате этого внешне, в высказываниях  и суждениях, подросток может  казаться идеальным, может успешно маскировать свои отрицательные качества и порочные привычки.

Порядок применения методик исходит из указанной выше наиболее вероятной динамики изменений в направлении деформации личности и образования социально-патологических струна.

Совершенный подростком поступок, неправильное действие, замеченная порицаемая привычка и т. п. — основа для осуждения его со стороны сверстников или взрослых. Если такое осуждение не повлияло на подростка и им отвергнуто как неправильное, то это ведет к образованию у него оппозиции против взрослых и послушных сверстников. Это порождает систему неправильных представлений о свойствах и качествах окружающих его лиц, о людях привлекательных и отвергаемых. Подросток при этом исходит из того, что его особые качества либо не принимаются окружающими, либо не понимаются. Он объясняет это тем, что его незаслуженно обижают или что он сам презирает обычных людей и имеет на это основание. Неуверенность в правильности своего поведения, которое часто оказывается ошибочным, и неодобрение его со стороны других подросток связывает с необходимостью испытать себя, а также демонстрировать свои особые качества. Отсюда пристрастие к экстремальным ситуациям и к ситуациям, в которых он может показать себя. Большое значение приобретают проблемы выхода из сложных и опасных ситуаций путем совершения поступка, проступка или правонарушения. Иногда подросток планирует такие ситуации для реализации своих замыслов, чтобы показать свою устойчивость и твердость. В какой-то момент при констатации определенных влияющих на него обстоятельств подросток нередко обращается к анализу своего жизненного пути и поиску причин своей неправильной линии поведения. Поэтому он охотно может откликнутся на предложение исследователя нарисовать свой жизненный путь. К этому толкает его еще и потребность в упорядочении своих переживаний. Сокрытие отдельных фактов и утаивание обстоятельств также оказывает давление в таком направлении. В то же время при сообщении о своих переживаниях в прошлом подросток всегда избегает сообщения о наиболее опасных фактах своего поведения. Поэтому прямые вопросы относительно его свойств, как правило, не действуют. Все факты, события, опасные представления находятся под постоянным контролем сознания, и только случайные оговорки заставляют подростка проговориться. В то же время следует иметь ввиду, что нередко такое напряжение и неопределенность порождают стремление отвести внимание общающихся с ним людей в русло своей логики, в систему своих объяснений. Нередко это набор софизмов и случайных умозаключений. Они предназначены всегда для возможного разговора с человеком, который захочет наставлять и воздействовать на подростка.

Ниже приводится краткое описание двух основных методик, необходимых для сбора исходного материала.

Методика СК — Соотнесенные качества

Методика предназначена для изучения отношений подростка к лицам ближайшего окружения через соотнесение своих собственных качеств с качествами хорошо известных ему людей.

Инструкция испытуемому:

1.Напишите 5 качеств человека, хорошо  вам известного, желательно сверстника, которого вы считаете лучшим. Обозначьте его инициалы и пол. Это необходимо для того, чтобы качества брались только у этого человека, а не с потолка.

2.Напишите 5 качеств также хорошо  известного вам человека, желательно  сверстника, который является именно для вас самым непривлекательным. Обозначьте его инициалы и пол.

3.Напишите 5 качеств хорошо известного  вам человека, желательно сверстника, которого вы считаете самым  обычным, средним, ничем не выделяющимся. Обозначьте его инициалы и  пол.

4.Напишите 5 собственных положительных качеств.

5.Напишите 5 собственных отрицательных  качеств.

6. Напишите 5 качеств, которые вы  формируете у себя или хотели  бы сформировать.

7.Напишите 5 качеств, от которых  вы хотели бы избавиться.

Видение в другом человеке определенных качеств означает выделение их среди других качеств — ориентиров, наиболее значимых для испытуемого. С ними человек обычно соотносит свои действия.

Применительно к исследованию отклоняющегося поведения целесообразно провести по методике весь класс или группу учащихся и выделить то общее, что будет являться фоном, на котором выделяются отклонения.

В целом весь перечень качеств, которые получены по группе, их набор и расположение могут также характеризовать особенности взаимоотношений с тем окружением, которое видит каждый индивид. Свои собственные качества они соотносят с качествами всех как с системой ориентиров, где качества лучшего — объект приближения, качества непривлекательного — объект избегания, а качества среднего — тот массив, к которому человек либо присоединяется сам, либо стоит над ним, либо ниже его.

Качества других людей создают сферу ожиданий. Такая сфера — основа для сравнения своих качеств с чужими. Значимо, как индивид относится к среднему человеку, считает ли его пассивным и не заслуживающим внимания, или опасным, являющимся постоянным источником тревоги и враждебным или тем, на кого не обращают внимания. У трудных подростков возможно и презрение к средним, и наделение их пренебрегаемыми чертами.

Поэтому в отличие от методик с заданным перечнем качеств в методике СК качества не навязываются и не задаются заранее: их набор и система предпочтений, иерархия определяются самим индивидом.

Информация о работе Важность профинформационной работы для будущих учителей