Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является подбор и применение диагностического инструментария для выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........
Глава I. Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня………………….
1.1 Понятие и развитие словаря в онтогенезе……………………………...
1.2. Развитие словаря у детей с ОНР II уровня……………………………
1.3. Обзор диагностических методик по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………….
Глава II. Опытно-эксспериментальная работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………
2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…………………………
2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение ВПО

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»

 

Кафедра специальной психологии

 

 

Курсовая работа

на тему:

Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Выполнила:

Студентка факультета психологии

профиль «Учитель-логопед»

группы  3 Л

Семенько А. В.

                                                                        Проверила: науч. рук. старший преподаватель Минеева О. А.

 

 

 

Тула-2012

 

 

Содержание……………………………………………………………….......

Введение…………………………………………………………………........

Глава I. Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня………………….

1.1 Понятие и  развитие словаря в онтогенезе……………………………...

1.2. Развитие  словаря у детей с ОНР  II уровня……………………………

1.3. Обзор диагностических  методик по выявлению сформированности  словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….

Выводы по первой главе…………………………………………………….

Глава  II. Опытно-эксспериментальная  работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………

2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…………………………

2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….

Выводы по второй главе…………………………………………………….

 

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы………………………………………………………..

2

3-5

 

5

 

5-11

 

12-13

 

 

14-18

19

 

 

20

 

 

20-24

 

 

 

25-33

 

34

 

35

36-38


 

Введение

 

Речь – сложная  и специально организованная форма  психической деятельности. Речь принимает  участие в мыслительных процессах  и является регулятором человеческого  поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Слово имеет  фундаментальное значение и занимает центральное место в формировании человеческого сознания (А.Р.Лурия ).

Психологами, педагогами, лингвистами проведено значительное количество исследований, посвященных  изучению различных параметров речевой  деятельности разного возраста, с целью обновления методических приемов, совершенствования всех сторон их речи.

Речь как "канал развития интеллекта" (Н.И.Жинкин) будет действовать лишь при наличии материала - слов различной семантико-грамматической природы. По словам Л.С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли».

Правильное  формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. Словарный запас являются не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствуют о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов.

           В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами  родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное выявление этих недостатков позволяет спланировать коррекционную работу и устранить недостатки подготовки к школе.

Целью нашего исследования является подбор и применение диагностического инструментария для выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

       Объектом исследования является словарный запас детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня, а

предметом – выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.    

Гипотеза исследования. Подобранные диагностические методики Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломоховой, Г. А. Волковой и экспресс-диагностика на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой, позволяют выявить уровень сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, с целью выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня;
  2. Изучить диагностические методики, с целью подбора адекватных для исследуемой категории детей;
  3. Определить критерии уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня;
  4. Подобрать и применить методики, осуществить исследование словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня;
  5. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов, сделать общие выводы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эксперимент; количественный и качественный анализ результатов, метод презентации в виде таблиц, диаграмм, мультимедиа.

Методологическая  основа: работы по изучению особенностей лексики детей с ОНР и созданию методик коррекционной работы О.Н.Громовой, Л.П.Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И.Лалаевой, Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, разработки методов словарной работы М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной.

В основу исследования легла теория речевой деятельности Л. С. Выготского.  Одно из ключевых положений концепции Л. С. Выготского о взаимосвязи процессов мышления и речи звучит так: «Центральная идея может быть выражена в общей формуле: отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно – от слова к мысли….».

Также методологической основой являются труды А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, в которых раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы формирования словаря детей.

Исследование  проводилось на базе МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №4» в группе компенсирующего вида для детей с ОНР II уровня.

 г. Новомосковска  мкр. Сокольники.

 

Глава 1

Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

1.1 Понятие и развитие словаря в онтогенезе.

Пристальный интерес  к проблеме развития словарного запаса детей возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени  интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словарный запас, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития словообразовательных возможностей, развитии словаря при онтогенетическом развитии речи (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.).

Словарный запас- совокупность слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав, или лексику.

Селиверстов В.И. дал такое определение словарному запасу: «словарь – это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека». [37]

В литературе понятие словарь  и словарный запас имеют одно и тоже определение, поэтому в дальнейшем, мы будем использовать оба этих понятия.

Усваиваемые детьми слова распадаются на два разряда.

Первый из них, который  называют активным запасом слов, входят те слова, «которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь».

В.И.Селиверстов  дает следующую формулировку активному  словарю: «словарь активный – активный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.» [37]

Второй разряд, т.е. пассивный запас слов, В.И.Селиверстов описывает так «словарь пассивный – пассивный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.» [37]

Существует  так же потенциальный словарь. Потенциальный словарь – обозначает слова, значения которых неизвестны носителю, но он способен установить их, опираясь на внутреннюю форму слова или контекст. [39]

Развитие словаря  тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что  доступно его пониманию. В связи  с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

Развитие словаря в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

В настоящее  время в психологической и  психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из них  является неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

Первоначальное  общение взрослых с ребёнком носит  односторонний, эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности, сознательно приобщается к общению с помощью языка.

Возрастные  нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного  уровня семьи, так как словарь  усваивается ребёнком в процессе общения.

В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития слова не ограничиваются друг от друга, реакция происходит на весь комплексов слов со всей предметной ситуацией.

На начальной  стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный  раздражитель. У ребёнка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов.

Информация о работе Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня