Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является подбор и применение диагностического инструментария для выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........
Глава I. Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня………………….
1.1 Понятие и развитие словаря в онтогенезе……………………………...
1.2. Развитие словаря у детей с ОНР II уровня……………………………
1.3. Обзор диагностических методик по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………….
Глава II. Опытно-эксспериментальная работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………
2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…………………………
2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

Словарь детей  младшего дошкольного возраста с  ОНР II уровня характеризуется:

1.  Дети не знают названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов;         

2.  Ограничен словарь действий и признаков;      

3.  Отсутствует навык словообразования и словотворчества.

4. Ребенок одним  и тем же словом может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д.

5. Ограниченность  словарного запаса проявляется  и в незнании многих слов, обозначающих  части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п.   

6. Наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.

7. Как и на  предыдущем уровне, сохраняется  многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.

Для выявления сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня существуют следующие методики: М. А. Поваляева предлагает диагностическую методику направленную на выявление способности детей подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова; Методика обследования словаря детей И.А. Смирновой; Методика выявления уровня сформированности словаря у детей дошкольного возраста Волковой Г.А.; Методика обследования словаря детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой; Методика исследования словаря Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой; Экспресс - диагностика обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой.

 

Глава  II. Опытно-эксспериментальная  работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Нами проводилось  исследование по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР II уровня, посещающих младшую группу детского сада для детей с нарушениями речи.

Эксперимент проводился на базе МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №4», города Новомосковска мкр. Сокольники. В состав группы для обследования вошли дети от 3-х до 4-х лет, в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого-медико-педагогической комиссии) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи, второй уровень речевого недоразвития (по классификации Р. Е. Левиной).

Обследование  проводилось в индивидуальной форме  и начиналось с беседы, которая  была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком.

Для исследования были использованы следующие диагностические методики:

1. Методика выявления уровня сформированности словаря дошкольного возраста Волковой Г.А. ,выбрана нами, так как с помощью этой диагностики можно более эффективно выявить сформированность словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня, в ней содержатся четкие инструкции, дети были заинтересованы.

2. Методика исследования словаря Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, выбрана нами так как, раскрывает полную картину сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня, содержит четкие инструкции, и требует небольшой затраты времени.

3. Экспресс - диагностика обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой, выбрана нами так как, составлена на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, что соответствует исследуемой категории детей, требует небольшой затраты времени, дети при обследовании были заинтересованы и положительно настроены на ответы.

На основании  анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

 

Экспериментальные задачи:

1. Отобрать банк методик для выявления сформированности словаря у младших дошкольников.

2.Определить критерии и показатели определения уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

3. Проверить эффективность методик по выявлению уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

4. Определить уровень сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

5.Проанализировать результаты полученных данных, оформить таблицы.

6. Обобщить результаты, сформулировать выводы.

 

Оценка словаря  проводится по 3-х балльной системе. В соответствии с ней ребенок получает:

0 баллов –  когда слово отсутствует и  в активном и в пассивном  словаре;

1 балл – когда  слово есть в активном словаре,  но нет его понимания;

2 балла –  когда слово есть в словаре,  но применяется с ошибками  или ограниченно, только в определённых  ситуациях;

3 балла –  когда слово правильно понимается  и употребляется независимо от  ситуации. Слово в этом случае  имеет обобщённое значение.

Уровень сформированности словаря соответствовал сумме баллов, которую получал ребенок в результате выполнения заданий. В соответствии с этим уровни сформированности словаря определены следующим образом:

1 уровень – высокий (175 - 255 баллов): ребенок использует слова в активном и пассивном словаре, за исключением нескольких, правильно понимает и употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи. Не использует помощь взрослого.

2 уровень – средний (85-175 баллов): ребенок использует слова в пассивном словаре, в активном словаре - слова могут отсутствовать совсем или за исключением нескольких. Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого.

3 уровень – низкий (0-85 баллов): Слова ребенка могут отсутствовать и в активном и в пассивном словаре, единичные случаи ответа. Ребенок активно пользуется помощью взрослого, не выполняет задания.

На первом этапе  мы использовали методику для выявления уровня сформированности словаря у детей дошкольного возраста Волковой Г.А.

1 блок

Цель: Исследование пассивного словаря

Задание № 1. Понимание  обобщающих слов с деталями.

Задание № 2. Понимание  названий детёнышей домашних и диких  животных.

Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котёнок» (ребёнок показывает и т. д.). «У лошади жеребёнок», «У собаки щенок», «У коровы телёнок», «У белки  бельчонок», «У тигра тигрёнок», «У медведя медвежонок», "У ежа ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козлёнок".

Задание № 3 Понимание  слов с противоположным значением

Логопед называет, ребёнок показывает на картинках:

входит —  выходит, открывает — закрывает

подходит —  отходит, стоит — идет

длинный — короткий, широкий — узкий

влетает — вылетает, большой — маленький

высокий — низкий

2 блок

Цель: Исследование активного словаря

Задание.№ 4. Состояния  глагольного (предикативного) словаря.

Назвать действие по предъявленному предмету.

Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребёнка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребёнок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Задание № 5. Состояние  глагольного словаря.

Сказать, кто  как передвигается или в каком  состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Задание № 6 . Подобрать  антонимы к следующим словам:

входит — ... ; закрывает — ...; встаёт — ... ; поднимается - ….. ; ползёт — ... бежит — ...; улетает  — ... ; ложится — ... ; плачет — ... ; кладёт - …..

Проводится  в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку  предлагается поиграть в слова и  подобрать к названному слову, противоположное  по значению.

Задание № 7. Состояние  номинативного словаря.

Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).

Задание № 8. Состояние  номинативного словаря.

Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»  «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым  вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

На втором этапе  пользовались диагностической методикой  Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

1.Исследование  активного словаря:

1. Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.

2. Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.

3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов:

- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

- части одежды: рукав, воротник, пуговица;

- части предметов  мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

4. Название профессий.

5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:

Что ты делаешь  в течении дня?

Кто как передвигается?

Кто как голос  подаёт?

Кто что делает? (с использованием названий профессий)

6 . Словарь прилагательных.

- Называние  цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

- называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.

7. Подбор антонимов:

Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать  – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий –  узкий, покупать – продавать.

1. Исследование пассивного словаря.

8. Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»

9. Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»

- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

- части одежды: рукав, воротник, пуговица;

- части предметов  мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

10. Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»

11. Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)

12. Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».

На третьем этапе мы воспользовались Экспресс – диагностикой обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой.

По словарю  исследуются следующие показатели: 

Существительные: различение, называние  предметов и   их частей  (у платья, рубашки-рукава, воротник, пуговицы); части тела животного; понимание обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

Ребёнку задаются вопросы:

Задание № 1.

-Кошка - это  животное, назови и покажи  ещё  животных…

-У  бабушки  на ногах лапти – это обувь,  какая обувь у деда?

Информация о работе Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня