Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является подбор и применение диагностического инструментария для выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........
Глава I. Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня………………….
1.1 Понятие и развитие словаря в онтогенезе……………………………...
1.2. Развитие словаря у детей с ОНР II уровня……………………………
1.3. Обзор диагностических методик по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………….
Глава II. Опытно-эксспериментальная работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………
2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…………………………
2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Количественный  анализ полученных результатов по методике №3.

№/№

Имена детей

Задания

Общее количество баллов

Уровень

№1

№2

№3

№4

   

1.

Роман П.

68

40

48

48

204

Высокий

2.

Ваня С.

68

32

48

40

188

Высокий

3.

Вова П.

50

22

43

32

147

Средний

4.

Артем Д.

50

10

43

10

113

Средний

5.

Богдан Л.

53

8

40

11

112

Средний

6.

Маша П.

42

0

12

0

54

Низкий

7.

Илья А.

30

0

15

0

45

Низкий

8.

Варвара Б.

27

0

17

0

44

Низкий

9.

Дарья П.

16

0

10

0

26

Низкий

10.

Лиза Г.

51

0

15

0

66

Низкий




 

 

 

 

 

Графически  эти данные можно представить в круговой диаграмме №3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Во второй главе  нашей работы были рассмотрены и использованы три экспериментальные диагностики: методика выявления уровня сформированности словаря детей дошкольного возраста Волковой Г.А., методика исследования словаря Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, экспресс - диагностика обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой.

Были определены критерии и показатели определения  уровня сформированности словаря у  детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Мы проверили эффективность методик по выявлению уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Определили уровень сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

С помощью диагностических  методик показали, что большинство  детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня показали низкий уровень сформированности словаря, что подтверждает эффективность выбранных нами методик.

Выявили что  для детей младшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи  II уровня характерно:

1.  Дети не знают названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов;         

2.  Ограничен словарь действий и признаков;      

3.  Отсутствует навык словообразования и словотворчества.

4. Ребенок одним  и тем же словом может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д.

5. Ограниченность  словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п.   

6. Наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.

7. Как и на  предыдущем уровне, сохраняется  многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.

По результатам  исследования были построены таблицы  и графики.

 

 

 

 

Заключение 

Нами был изучен опыт отечественных  и зарубежных педагогов по проблеме выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Изучены диагностические  методики, с целью подбора адекватных для исследуемой категории детей, определены критерии уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, подобранны и применены методики.

Проводился  анализ результатов исследования и  сделаны основные выводы. Мы раскрыли понятие словаря, осветили особенности и задачи выявления сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

В настоящее  время необходимость более глубокого  изучения вопросов выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня связана с дальнейшим обучением детей в школе и  успешной социализации.

Настоящая работа была направлена на выявление сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня на материале теоретической и практической психолого-педагогической литературы.

Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Словарь детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, сильно отстает от нормы. Для детей данной категории характерно: не знают названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов,         ограничен словарь действий и признаков,       отсутствует навык словообразования и словотворчества, одним и тем же словом могут назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции, ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных, наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. 

Гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования подтвердилась в результате проведенного исследования как теоретически, так  и практически.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование на данном этапе можно считать завершенным.

 

 

 

 

Литература:

1. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. – 1984.

2. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984.

3. Волкова Л.С., Селиверстова В.И.-Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах: Уч. пос.Т.1/Под ред. Мн.:ВЛАДОС,1997.

4. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002

5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2006.

6. Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева- М. 2002.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.

8. Дмитрова Е.Д., Логопедические карты для диагностики речевых расстройств, Москва, 2008.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

10. Гойхман О., Надеина Т. Речевая коммуникация. -Инфра-М 2008.

11. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет; Методическое пособие. 2006.

12. Елисеева М.Б., Цейтлин С.Н., - Говорят дети, СПб., 1996.

13. Громова О.Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе // Дефектология : науч.-метод. журн. – 2007.

14. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994

15. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975.

16. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001.

17. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

18. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.

19. Лурия А. Р. Язык и сознание. -  Издательство Московского университета 1979 г.

20. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2002.

21. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И.Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006.

22. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г., Экспресс-диагностика в детском саду (комплект из брошюры и 42 диагностических карт), 2008.

23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л.: ОГИЗ, 1932.

24. Поваляева М. А. – Справочник логопеда, 2004.

25. Правдина О.В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.

26. Серебрякова Н., Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – Инфа-П. 2006.

27. Смирнова И. А. – Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи, 2006.

28. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей, Москва 1994.

29. Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности ребенка (анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: формирование и развитие. М.: Изд-во Моск. гос. лингв. ун-та, 1998.

30. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Уч.-метод. пос..-М.:Гном-Пресс,1999.

31. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1990.

32. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

34. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические аспекты деривации. – Пермь, 1982.

35. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.

36. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., АРКТИ, 1996.

37. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967.

38. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1997.

39. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство  Московского

психолого-социального  института; Воронеж: Издательство НПО  «МОДЭК», 2003.

40. [Электронный документ]: Материал из Википедии – свободной энциклопедии (www.wikipedia.org).

41. [Электронный документ]: Диссертация: Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (www.nauka-shop).

42.  [Электронный документ]: Русский язык и культура речи (http//: habrahabr.ru).

43. [Электронный документ]: Психолого-педагогические основы развития словаря детей среднего дошкольного возраста (www.botan-ik.ru).

44. Детская психология [Текст] / Под. Ред. Эльконина Д.Б. – М., 1960.

45. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи //Под. Ред.  Степановой О.А. Воспитатель дошкол. образоват. учреждения. – 2008. – № 8. – C. 57-76.

46. . Формирование системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи //Под. Ред. Безрукова О.А. Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития : науч.-практ. конф. – Т. 2. Материалы секции «Реализация системного принципа коррекционной работы по преодолению речевых нарушений». – М., 2005 ; То же [Электронный ресурс] // Издательский дом «Профессионал» : отдел коррекц.-развивающей лит. : [сайт]. – М., [2005]. – URL: http://www.fonema.ru/site/library/?mode=ref&refid=0001 (18.11.09).

47. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи : (Комплекс. подход) /Под. ред. С.Н. Сазоновой. - М. : ACADEMIA, 2003.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня