Взаимодействие с аутичными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Auto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц. Н. С. ребенка. (Психологический словарь, 1997, с. 29). Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Взаимодействие с аутичными детьми …………………………………4
2.Развитие ощущений и восприятия зрительно-моторной координации…………………………………………………………………...5
3. Развитие навыков самообслуживания ……………………………………9
4. Развитие речи и коммуникативных склонностей ……………………...11
5. Работа с родителями аутичного ребенка ………………………………14
Заключение……………………………………………………………………19
Литература…………………………………………………

Файлы: 1 файл

аутичные дети.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Сахалинский государственный университет

Южно-Сахалинский педагогический колледж

 

 

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по специальной  психологии

 Тема: «Взаимодействие с аутичными детьми».

 

        Студента __________________________

                    курс:

                   специальность: «Социальная педагогика»

          преподаватель:  Ведерникова А.А.

Дата получения  работы колледжем ____________________

Дата проверки _________________оценка ______________

Подпись преподавателя _____________________________

 

 

                                                   Южно-Сахалинск

           2010

   Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1.  Взаимодействие  с аутичными детьми …………………………………4

    2.Развитие ощущений и восприятия зрительно-моторной координации…………………………………………………………………...5

3. Развитие навыков самообслуживания ……………………………………9

4.   Развитие речи и коммуникативных склонностей ……………………...11

5. Работа с родителями аутичного ребенка  ………………………………14                                                                                                              

Заключение……………………………………………………………………19

Литература…………………………………………………………………...20

 

 

 

 

                                             Введение

Термин «аутизм» предложен  швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Auto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц. Н. С. ребенка. (Психологический словарь, 1997, с. 29). Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.

Многие авторы выделяют ряд групп детского аутизма: аутистические психопатии (Ковалев В. В., 1999), органические аутистические психопатии, аутистический синдром при олигофрении, аутизм детей с эпими- тическими припадками, аутистические реакции и патологическое развитие личности по аутистическому типу (Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1973).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимодействие с аутичными детьми

 

Интеллектуальное развитие детей различных групп протекает  по-разному. Так, IQ (коэффициент интеллекта), по тесту Д. Векслера, может быть у аутичного ребенка как слишком низким (при олигофрении), так и достаточно высоким (при психопатии). Многие отечественные авторы рассматривают РДА как начальный этап детской шизофрении или, что значительно реже, как одну из форм шизоидной психопатии (Сухарева Г. Е., 1974, Вроно М. Ш., 1971, Башина В. М., 1989 и др.).

Однако причины возникновения  РДА до конца не выявлены, и при  этом имеющиеся в литературе данные достаточно противоречивы, что во многом затрудняет процесс диагностики и коррекции. В. Е. Каган (1981) считает, что синдром аутизма имеет органическое про

исхождение. Гаффней Г. и его коллеги имеют противоположную точку зрения, исключая возможность органической и соматической природы данного синдрома (Gaffney G. и К\ 1989, Ward Т., Hoddinott В., 1965).

Ряд авторов полагают, что «в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка» (Детский аутизм, 1997, с. 56).

У детей страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка (Гилберт К., Питере Т., 1998).

Основными клиническими признаками аутизма являются[5, с. 102]:

  1. Трудности коммуникации
  2. Побочные реакции на сенсорные раздражители
  3. Нарушения развития речи (Психологический словарь, 1997)
  4. Стереотипность поведения (Лебединский В. В., 1985, Никольская О. С., 1995 и др.)
  5. Социальное взаимодействие (Никольская О. С., 1995)

Случается так, что родители аутичного ребенка приводят его  на обследование или на консультацию к специалисту в возрасте 2,5—3 лет, так как начинают беспокоиться из-за отсутствия речи. Однако развитие психических функций аутичных детей имеет серьезные искажения, начиная с младенческого возраста. Так, по наблюдению многих специалистов, у большинства детей в возрасте до года отсутствует «комплекс оживления», проявляющийся в зрительном сосредоточении, движении ручек малыша в ответ на улыбку или голос взрослого. А находясь на руках у матери, такие дети оставались пассивными, бездеятельными. У данной категории детей в младенческом возрасте наблюдается отсутствие или запаздывание фаз гуления и лепета (Лебединская К. С., 1992).

В период раннего детства  у детей с РДА навыки самообслуживания формируются медленно, дети называют себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.

В дошкольном возрасте у  детей появляются «необычные» интересы. Можно привести примеры увлечений дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. (Спиваковская А. С., 1980). При этом дети много фантазировали.

По мнению многих авторов  в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребенок может испугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя.

Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям — своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. В. В. Лебединский отмечает, что наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается  стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем дети с диагнозом РДА по- прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в массовой школе и переходят на домашнее обучение (Спиваковская А. С., 1980).

Степень выраженности тех  или иных особенностей, их характер и проявления различны у разных детей. В случае когда ребенку присущи многие черты аутичности, — перед нами классический аутизм. В общеобразовательных учреждениях чаще встречаются дети, обладающие лишь некоторыми аутистическими чертами. К сожалению, многие педагоги, работая с такими детьми, не имея специального образования, знаний особенности их развития, зачастую воспринимают их как невоспитанных, злых и неуравновешенных. Учитывая, что за последнее время число таких детей значительно увеличилось, следует говорить о необходимости специальной подготовки педагогов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений.

Коррекционная работа с  аутичным ребенком должна проводиться  комплексно, группой специалистов: невропатологом, психиатром, психологом, дефектологом, педагогами.

Причем, как отмечает Никольская О. С. (1995), даже в самых  тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение ребенка  возможно. Он может освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными приемами.

В зависимости от характера  степени проявления симптомов в  настоящее время принято выделять 4 группы РДА. Данная квалификация предложена О. С. НиКольской[2, с. 43].

1. Детей этой группы отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержек взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития.

2 Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

3.Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок. Прогноз развития также достаточно благоприятен: при успешной коррекционной работе эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4.группа. Сверхтормозивность — отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парци- ально одаренными. В их речи встречается меньше штампов и она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки.

В настоящее время многие авторы предлагают проводить коррекционную работу в следующих основных направлениях[2, с. 82].

      1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации.
      1. Развитие навыков самообслуживания.
      2. Развитие речи и коммуникативных склонностей.

Работа с аутичными детьми требует большого терпения от родителей и от педагогов. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причем нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти).

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости  от диагноза и реальных вохзмож- ностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать  индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2—3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые смогли бы продолжить обучение ребенка в домашних условиях. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

2. Развитие ощущений и восприятия, зрительно - моторной координации

Для того чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития психических процессов, в особенности ощущений и целостного вос-

приятия. Особое внимание при этом следует определять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного  восприятия. В играх «Волшебный мешочек» и др. (см. главу «Игры, в которые играют...») описаны конкретные приемы работы по этому направлению. Если у ребенка низкая мотивация к занятиям, то на первых порах взрослый может использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее, например, обводить пальчиком ребенка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия.

Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, то можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей.

Развитие зрительно-моторной координации, как подчеркивает В. Оклендер, тоже необходимо в работе с аутичными детьми. С этой целью полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела.

Аутичные дети, как  показывает наш опыт работы, любят  рисовать на своем теле. Например, 3-летний Сева часами мог разрисовывать фломастером свои руки и ноги. Родителям не понятен смысл этих действий, а в действительности подобное рисование помогает ребенку лучше осознать свое тело, его части и способствует развитию тактильных ощущений. В таких случаях вместо фломастеров можно порекомендовать родителям использование пищевых красителей[4, с.52].

В отдельных случаях, в зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и при его желании, можно поиграть в игру «Разговор с руками» (см. главу «Игры, в которые играют...»). Для того чтобы научить ребенка ориентироваться в своем теле, используется и такой прием: положив ребенка на большой лист бумаги, например на кусок обоев, взрослый обводит контуры его тела, а затем вместе с ребенком разрисовывает его. Рисуя определенную часть тела, взрослый или просто называет ее, или ведет с ней диалог (см. игру «Разговор с телом»). Кроме того, полезны такие игры, как «Физкультурники», «Покатай куклу» и др.

Информация о работе Взаимодействие с аутичными детьми