Взаимоотношения родителей и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Объект: объектом данного курсового проекта является изучение методик диагностики взаимоотношений родителей и детей.
Предмет: взаимоотношения родителей и детей.
Цели и задачи: изучить методики диагностики взаимоотношений родителей и детей и дать их описания, научиться применять методики на практике, сделать вывод, как существующие методы диагностики помогают изучить взаимоотношения родителей и детей и для чего это необходимо.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 92.69 Кб (Скачать файл)

 

 

              ВВЕДЕНИЕ

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Объект: объектом данного курсового проекта является изучение методик диагностики взаимоотношений родителей и детей.

Предмет: взаимоотношения родителей и детей.

Цели и задачи: изучить методики диагностики взаимоотношений родителей и детей и дать их описания, научиться применять методики на практике, сделать вывод, как существующие методы диагностики помогают изучить взаимоотношения родителей и детей и для чего это необходимо.

Значение и актуальность: проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому я и решила рассмотреть проблемы взаимоотношений между родителями и подростками в семье, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.

        I. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

У истоков научных исследований проблем семейного воспитания стоял П.Ф. Лесгафт. Целью всякого воспитания он полагал содействие развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу. Выяснять причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость [ 8 ].

Таким образом, полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях. Какие же это условия?

1. Атмосфера любви. Человек  должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви  и все свое детство провести  в атмосфере любви и взаимного  уважения людей. Лишенный этого  чувства человек не способен  уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.

2. Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство  слова и дела. Самое лучшее, если  эту роль выполняет мать.

3. Регулярный радостный  общественно полезный труд в  присутствии ребенка. Постоянно  наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать  это в игре, а затем и сам  включается в процесс труда  как помощник, и, наконец, как самостоятельный  исполнитель.

4. Исключение так называемых  прибавочных раздражителей из  жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных  лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие  от воздействия на его мозг "прибавочных раздражителей", не вырабатывается способность  к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна  творческая личность похоронена, не успев даже родиться.

5. Гармоническое развитие  всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками - чтением стихов, игра в шахматы - рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку.

6. Принцип постепенности  и последовательности. Воспитатель  должен постоянно следить за  тем, чтобы ребенок брался только  за те дела, которые в данное  время для него посильны. Иначе  он потеряет интерес к занятиям, появится лень.

7. Ограждение ребенка  от контактов с безнравственными  людьми. Важнейшим методом овладения  знаниями и опытом у ребенка  является имитация. Инстинкт имитации  заставляет ребенка пытаться  воспроизвести все действия и  поступки окружающих его людей. Воспроизвел - значит освоил. Поэтому  взрослые, которые любят ребенка  и желают ему добра, должны  строго контролировать каждый  свой шаг, чтобы не послужить  ему примером безнравственного  поведения.

В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.

Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.

Два других - авторитарный и демократический - образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и - бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом - коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.

Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители? Во-первых - источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых - властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В-третьих - образцом и примером для подражания. Ну, а в-четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует" первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком. [ 2 ]

Разберемся в наиболее важных для подготовки к семейной жизни проблемах, неизбежно возникающих с приходом юности в системе отношений "родители и дети".

Первое, на что в связи с этим следует обратить внимание - это особенности позиции родителей по отношению к детям. К сожалению, с достижением детьми юношеского возраста позиция родителей может свестись к одной из двух крайностей, описанных педагогом В.А. Караковским [ 10 ].

В соответствии с первой из них родители окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана "от бога" (на худой конец - от природы), и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения по хорошо всем известному, но далеко не всегда приемлемому принципу "Делай, как я". Позиция эта чревата серьезными последствиями, ибо, встретив сопротивление со стороны взрослых детей, родители, в конце концов, могут прийти к убеждению, что юношеский стиль жизни, так не соответствующий привычкам, вкусам и убеждениям взрослых, безнравствен и злонамерен, и в своих попытках исправить дело дойдут до жесткой регламентации.

Вторая крайность состоит в том, что родители начинают (чем дальше, тем больше) попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся "не отстать от молодежи"; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку нового поколения.

Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений (озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически-снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором) между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности.

Большинство родителей приблизительно одинаково назовут те качества, которые они хотели бы видеть в своих детях: честность, самоуважение, эрудиция, честолюбие, сила, здоровье, доброта, красота, ясный ум, умение любить, чувство юмора, умение ладить с другими людьми. "Я хочу гордиться своим ребенком", - скажет любой родитель. Задача родителей - так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. Нужно уважать достоинство подростков, помогать развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы - все это способствует становлению их личностной и социальной зрелости.

           Подростки, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрый советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Взрослые не должны позволять себе переступать определенные границы в отношениях с детьми. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения. Каждый должен иметь право на свою личную жизнь. [ 4 ]

        

         II. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

·  актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

·  их история, особенно в критических точках онтогенеза.

·  межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей.

·  объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс [ 9 ] предложил разделить на:

1.  предназначенные только для детей,

2.  предназначенные только для родителей,

3.  одинаково пригодные  как для обследования детей, так  и для обследования родителей,

4.  методики, которые имеют  отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,

5.  методики, предназначенные  для взаимодействующей диады  родитель – ребенок.

В целом, многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предмет детско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить, что специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методики у данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснить специфику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно.

Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителями собственного ребенка. Существует большое количество методик, позволяющих описать картину отношений, сложившихся в детско-родительской диаде. Интересно, что в течение долгого времени для диагностики отношении преимущественно использовались методики, ориентированные на родителя, предполагавшие, что именно родитель является объективным источником информации о детско-родительских отношениях Примерами таких методик могут быть «Опросник родительского отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина, «Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера. Действительно, эти методики позволяют ответить на вопрос о том, как описывает детско-родительские отношения и свои воспитательные усилия сам родитель, однако они ничего не говорят напрямую о мнении ребенка. Стремление получить возможность строить более полную картину детско-родительских отношений привело психологов к активному поиску средств и методик, которые позволили бы прояснить, описать представления ребенка.

 2.1 Описание методики « Анализ Семейного Восприятия» (А С В )

 Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Информация о работе Взаимоотношения родителей и детей